Книга - судьба. Константин Паустовский

Петров Михаил Михайлович
      - Впервые я прочел книгу Паустовского «Черное море» еще до войны. Она очаровала меня! Несколько дней я был под впечатлением. Написано так, словно писатель разговаривал со мной, мальчишкой, доверительным голосом, не торопясь, чтобы все было понятно. Он рассказывал о писателе Гарте, написавшим про лейтенанта Шмидта, руководителя восстания моряков на крейсере «Очаков» и расстрелянном по приказу царя. О кораблекрушениях и о ЭПРОНе, которые поднимали со дна погибшие корабли, о моряках Одессы и Севастополя во время гражданской войны.
      Конечно, я тогда многого не понял. В детстве, читая книгу мы не интересовались фамилией писателя. Только спустя много лет, когда я подписался на шести –томник Константина Паустовского, я был приятно обрадован, найдя в одном из томов «Чёрное море», так очаровавшее меня в детстве. Прочитав все шесть томов, я был вообще  околдован талантом этого большого мастера.
      Я читал, как Паустовский говорил студентам Литературного института, что писателем может стать любой грамотный человек, но хорошим писателем - не каждый. Я считал себя грамотным,  русский язык изучал не один год. Начал писать рассказы. Получались у меня плохо. Я решил попросить помощи у самого Паустовского! Узнал адрес и отправил письмо.      Не получив ответа, (любимый  писатель получал множество писем и не мог всем отвечать) послал второе письмо. И опять без ответа…
         В 1962 г. я отдыхал в Алуште и, вспомнив, что в конце мая К.Г.Паустовскому исполнится 70 лет,  долго не раздумывая, послал ему в Москву поздравление. Какая же досада посетила меня, когда вернувшись в Свердловск, узнал из газет, что Константин Паустовский свой юбилей отмечал в доме творчества Ялты. Знать бы об этом раньше: на троллейбусе от Алушты до Ялты две остановки. Я бы домчался мигом. Конечно, ни на какие торжества для себя не рассчитывал, но, может, увидел бы хоть издалека  любимого писателя.
     Однако встреча с Паустовским всё же состоялась! Случилось это в мае 1985-го. Мне позвонил друг и сказал, что у него гостит Вадим Паустовский, сын писателя.  «Хочешь с ним встретиться, приезжай ко мне!» На пороге квартиры меня встретил друг и плотный человек, назвавший свое имя: Вадим Паустовский. Он очень похож на своего отца. Большая голова с залысиной, очки,  и взгляд Константина Георгиевича…
     За столом с кипящим электросамоваром сидели Свердловские писатели Семен Шмерлинг, Юрий Левин, журналист Тодор Воинский - болгарин, мой друг и я. Во время беседы, я спросил у Вадима К-ча, как работал его отец? Он ответил: «Мальчишкой я тоже задавал отцу этот вопрос. Он просил меня: - Вон видишь там, большое дерево, сосчитай, сколько шагов до него. - Я, думая, что это зачем-то нужно, старательно отсчитывал  шаги. Дойдя до дерева, бегом возвращался и сообщал результат. - А теперь сосчитай, сколько шагов вон до той березы…
     Восьмилетний, говорил Вадим Константинович, я  догадаться, что своими вопросами отвлекаю отца от работы, поэтому прекратил спрашивать.
    И я, Иван Климов, пишущий сейчас  эти строки, подумал, что Константин Георгиевич добивался в своих произведениях потрясающих картин жизни, что кроме таланта он обладал  лирическим особым виденьем мира, ну и, конечно, огромный  повседневный труд.
      Писателем я не стал, но все же, будучи на пенсии, написал мемуарную книжку  «Истоки жизни»: о себе, о своих родителях, о прародителях. В этом мне помог, заочно, конечно, любимый писатель Константин Паустовский. Его первая прочитанная мною в детстве книга «Чёрное море». Она сейчас лежит у меня на столе…