Книга-судьба. Борис Васильев

Петров Михаил Михайлович
   
      
         У меня на столе лежит книга Бориса Васильева: «А зори здесь тихие». Любимейшая моя вещь! Я часто её открываю. Кроме этой книги у Васильева выходили и другие: «Завтра была война», «В списках не значится», «Не стреляйте в белых лебедей», «Вы чье, старичьё?», пьеса «Офицеры» и другие. Я всё это читал.
       С Борисом Львовичем Васильевым я знаком лично с 40-х годов. Работал я тогда на Уралмаше конструктором, и Васильева после окончания академии в 1948 г. направили на Уралмаш конструктором-испытателем танков. Работали мы с ним в одном заводоуправлении, но в разных отделах.  И вместе играли в драмколлективе.
       Однажды Борис предложил сыграть шуточную одноактную пьесу Чехова «Юбилей». Распределили роли. Мне досталась роль Шипучина, директора банка, а Борис взял себе роль Хирина, бухгалтера банка, женские роли играли девушки, работавшие в разных отделах заводоуправления. Пьесу мы хорошо отрепетировали и сыграли на праздничном вечере конструкторов…
      Прошли годы. В 1984 г., когда Борис  Васильев был уже известным автором, я написал ему в Москву. Напомнил, как мы вместе участвовали в драмколлективе, как играли чеховский «Юбилей». Напомнил Васильеву, что он играл бухгалтера Хирина, а я – директора банка Шипучина. И руководитель коллектива сказал про него: «Очень талантлив!».
    Но Васильев пошёл не по актёрскому пути, а по литературному. Писал я Васильеву, что мы собираем сведения о нашем бывшем драмколлективе  и просил написать мне воспоминания по этому поводу.
   Вскоре пришёл ответ:
«Дорогой мой Шипучин!
       И мне и Зоре (если помните мою жену) было в высшей степени приятно получить Ваше письмо. Конечно, Михаил Михайлович, мы прекрасно помним эти репетиции, которые проходили у нас с Зорей на улице Ильича, 4. Маша играла Мершуткину, а Рита - супругу, я не ошибаюсь?
       Где сейчас та молодежь, конца сороковых, которая работала в ОКБ у Горлицкого? Коли увидите кого, кланяйтесь от нас.
      Бюро пропаганды киноискусства настойчиво зовет меня в Свердловск. Правда, и дел много и путь не близкий, но ведь и дел не станет меньше, и путь не станет короче, и поехать хочется. Так что очень может быть, что мы с Зорей решимся и в марте – апреле приедем в город, где мы когда-то начинали работать. И уж тогда непременно приедем на Уралмаш.
 6. 02. 84. С уважением! Ваш Б. Васильев (Хирин)».

      Борис Васильев приехал в Свердловск в ноябре 1984 г. Выступал в новом ДК Уралмаша. Зал был полон  почитателей таланта большого писателя. Слушали его выступление с большим вниманием. Главная тема того вечера была –  творчество и нравственность, за которую борется писатель в своих книгах. После двухчасового выступления писателя мы, старые друзья Бориса Васильева, встретились в ресторане «Кедр», вспоминали молодость.   Васильев подарил нам всем «А зори здесь тихие» с автографами. Мне  он написал: «Дорогому Михаилу Михайловичу Петрову, дорогому Шипучину с огромной искренней благодарностью за память. Спасибо, Мишенька, за то письмо!
Твой Б.Васильев, 29. 11. 84»
      В 2014 г., когда Борису Львовичу Васильеву исполнилось бы 90 лет со дня рождения, я выступил в  библиотеке с рассказом о творчестве этого замечательного писателя перед школьниками. Рассказывал, конечно, и про книгу «А зори здесь тихие», показывал её с автографом Васильева. Школьники очень удивились, что был такой писатель, книг его они не читали и ничего о нем не слышали. Кто-то попросил почитать книгу. Я не дал, она нашлась в библиотеке.
       Очень  обидно  за молодежь, не  знающей таких  книг.