Художник света из Валенсии Хоакин Соролья

Койфман Валерий
Фото. Интерьер в Доме-музее Хоакина Сорольи

К первой в Германии ретроспективной выставке выдающегося испанского художника-импрессиониста (Hypo-Kunsthalle M;nchen. 4 марта - 3 июля 2016)

Испания пережила в своей истории два «золотых века»: XVI век - эпоха Великих географических открытий и укрепления Испанской империи; XVII век - время расцвета испанской культуры, когда творили великие Эль Греко, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Мурильо и другие. Затем почти через 100 лет засияла звезда Гойи. Считается, что лишь Пикассо и Дали вернули Испании славу родины великих мастеров, но это не вся правда об испанской живописи на рубеже XX века.
Много талантливых художников из Испании в поисках своего места в искусстве работали тогда в Париже, плавильном котле мировой культуры. Они приехали из страны, где живописцы обычно отдавали предпочтение академической манере и темной палитре красок, но в Париже они, как губка, впитывали в себя все новое, постигая, конечно, и «уроки» импрессионизма. Испанские импрессионисты не столь известны, как их французские коллеги, но представление об этом великом течении живописи будет не полным без имен таких мастеров, как Мартин Рико, братья Хосе и Луис Аранд, Аурелиано де Беруэте, Франсиско Мираллес, Игнасио Пинацо, Хоакин Соролья. 

Крупнейшим представителем импрессионизма в Испании является художник из Валенсии Хоакин Соролья(Joaqu;n Sorolla), картины которого всегда с восторгом принимались зрителем.
Полные жизни, солнечные полотна испанца, впечатлили даже Клода Моне.
 
Родился Соролья 27 февраля 1863 году в семье мелкого торговца. Через два года его родители умирают, заразившись холерой. Хоакина и его сестру-погодка Евгению приняла в свою семью сестра матери Изабель. Ее муж Хосе Пикуэрес долго пытался приобщить Хоакина к своему ремеслу слесаря, пока не убедился, что истинное призвание мальчика - рисование.
 
Директор средней школы, где учился Соролья, рекомендовал подростку посещать еще и вечерние рисовальные классы Школы ремесел. Когда в 1879 году Соролья окончил эту школу, дядя вручил ему драгоценный подарок – большую коробку с красками. Потом была успешная учеба в Академии Сан-Карлос в Валенсии. С 17 лет Соролья стал посылать на различные конкурсы и выставки свои уже вполне зрелые работы. Параллельно с учебой, чтобы обрести финансовую независимость, он пишет картины на продажу. Случай свел Хоакина с фотографом и меценатом Антонио Гарсия Перисом, который взял его под свою опеку. В студии покровителя Соролья познакомился с его дочерью Клотильдой, своей будущей супругой.

Первый серьезный успех пришел к Соролье в 1883 году, когда его работе «Молитва монахини» присудили золотую медаль на выставке в Валенсии.
На следующий год юноша получает медаль на национальной выставке в Мадриде за огромное (4м;5,8м) батальное полотно - «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона». Один из друзей художника тогда заметил: «Чтобы стать известным и выиграть медаль приходится изображать много смертей».
Творческие успехи Сорольи были замечены, и он получает от парламента Валенсии грант на длительную творческую поездку в Рим. С одобрения директора Испанской Академии в Риме Хоакин совершает весной 1885 года важную поездку в Париж.

Здесь состоялась первая встреча испанца с молодой французской живописью. Соролья воодушевлен новациями импрессионизма и приходит к убеждению, что они наилучшим образом соответствуют его творческим стремлениям. Хоакин начинает работать на пленэре, палитра его картин просветляется.

В 1889 году «обновленный» Соролья возвращается в Валенсию и женится на Клотильде, отношения с которой он поддерживал много лет. К 1895 году в семье уже подрастало трое детей: Мария, Хоакин-младший и Елена.
Члены семьи всегда были излюбленными моделями художника. Очень популярна его
по-домашнему теплая картина «Моя семья» (1901), где автор изобразил себя в зеркале. Художник много трудится, желая достичь вершин мастерства.
Его полотна очищаются от повествовательного натурализма, ему удается органично связать природу и людей. Соролье особенно удавались изображения детей и женщин. Часто работы художника несли социальную нагрузку. Постепенно творчество валенсийца приобретает индивидуальность и узнаваемость, черты, характерные для большого мастера.

Следующий период, по выражению историков творчества Сорольи, стал для него «восхождением на Олимп». Поразительного успеха художник добился с картиной «Другая Маргарита» (1892): золото на выставке в Мадриде, медаль международной выставки в Чикаго.
Картина была выкуплена и вскоре передана в дар музею Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Публика и пресса с  восхищением приняли также полотна «Прачки» и «Возвращение с рыбалки», которые принесли художнику медаль Парижского Салона (1895). Картину «Возвращение с рыбалки»  государство приобрело для Люксембургского музея, имевшего статус «музея ныне живущих художников».

Картина «Рыбаки Валенсии» была отмечена Золотой медалью международной выставки в Берлине. В 1897 году Соролья создает новаторские полотна: «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование». Они принесли автору награду Национальной выставки в Мадриде. В этот же период Хоакин Соролья неоднократно добивался успехов в Парижском Салоне.

 В 1899 году художник совершает  большое европейское турне, включавшее в себя участие в ряде международных выставок. В 1900 году Франция удостаивает испанца Соролью звания кавалера Почетного легиона. Он становится почетным членом ряда Академий художеств. К 40 годам художник был признан главой современной испанской школы живописи, и почти каждая его картина теперь воспринималась прессой, «как очередной шедевр».

Хоакин Соролья любил работать на пленэре, но обычно его картины не были спонтанными. Художник тщательно прорабатывал композицию, изучал пропорции и форму предметов, позы персонажей, работал над контрастами цвета и света. Лишь после этого мастер писал на холсте, уже почти не внося никаких изменений.
В 1906 году с огромным успехом прошла  выставка Хоакина Сорольи в роскошных залах Галереи Жоржа Пети, где было представлено почти 500 (!) произведений неутомимого испанца.
Все новые и новые выставки художника стали важным художественным явлением в культурной жизни стран по обеим сторонам Атлантики.
Апофеозом творчества Сорольи считается большой цикл «Видение Испании», созданный для Испанского общества Америки в Нью-Йорке. Над этим проектом художник работал с 1911 года почти восемь лет. Общество заказало художнику 14 огромных полотен (3,5м;5,0м), отображающих различные сцены из жизни испанских регионов.
Почти все картины цикла Соролья начинал писать на пленэре, отправляясь на поиски натуры по всей стране. Художник блестяще справился  с заказом, совершив творческий подвиг.
После успеха в США финансовое положение семьи художника укрепляется. 
Соролья приобретает земельный участок в Мадриде и отстраивает просторный дом с садом.
Сейчас это дом-музей художника, где представлены работы Сорольи, а также его коллекция скульптур, мебели и керамики.

Тяжелая болезнь прервала творческий путь художника. В 1920 году во время работы над очередной картиной в саду своего дома, его разбил инсульт. Будучи три года парализованным, Хоакин Соролья скончался 10 августа 1923 года в местности Серседилья (недалеко от Мадрида). Останки Хоакина Сорольи были перевезены в  Валенсию, для которой он - «валенсийское все». Ведь еще в 1909 году родной город присвоил художнику звание «Любимый сын Валенсии» и назвал одну из улиц его именем.
Уже в наши дни имя художника в Валенсии получили вокзал для скоростных поездов и станция метро. Дело отца продолжили обе его дочери: Мария стала художницей, а Елена – скульптором. Сын Хоакин-младший до самой смерти был директором Дома-музея Х. Сорольи.

Картины художника, а их свыше двух тысяч, находятся во многих музеях и частных коллекциях мира, от Москвы до Буэнос-Айреса. Выставки работ знаменитого испанца продолжают колесить по миру. Например, в 2007 году в Париже состоялась большая парная выставка Хоакина Сорольи и Джона Сингера Сарджента, а персональная выставка Сорольи прошла в 2009 году в Прадо.
Удивительно, но в Германии картины Хоакина Сорольи известны мало, т. к. впоследний раз выставлялись здесь более 100 лет тому назад, еще при жизни художника. Теперь, кажется, наступило время заново открыть широкой публике имя замечательного «мастера света» из Валенсии. С 4 марта по 3 июля 2016 года в мюнхенской галерее Кунстхалле, что рядом с Мариенплатц, прошла первая в Германии большая ретроспективная выставка Хоакина Сорольи, охватывающая все периоды его творчества. Встреча с ярким, талантливым мастером из Испании принесла истинное наслаждение всем ценителям высокого искусства.

PS. Эта статья была напечатана в журнале «Русский Глобус»,
там же были представлены репродукции картин художника.
Ссылки на статью и галерею находятся ниже:
http://www.russian-globe.com/N174/Koyfman.Sorolya1.htm
http://www.russian-globe.com/N174/KoyfmanSorolya2.htm

Большое количество репродукций художника можно посмотреть на сайте   https://gallerix.ru/storeroom/711290534/