За что я люблю рок-группу Uriah Heep

Алекс Свитт
За что люблю и уважаю старую английскую рок-группу “Uriah Heep” (Англия, Лондон, Великобритания, 1969 - по наши дни).


Здравствуйте. Добро пожаловать в сказку и магические приключения…

Есть музыкальные коллективы, которые поют лишь о любви и повседневности. А есть и такие, кто окунёт вас в мир таинств, легенд, мифов и фэнтези, используя, при этом, те же инструменты, но, вкладывая в песни немножечко волшебства… И не страшно, что это волшебство не было столь высоко оценено в Америке. По сей день, люди знают и помнят про них…

“Uriah Heep”, Англия, 1969… Музыканты встретились, начали играть, записали песни… Э-э… Нет, не так. Некрасиво. Тогда попробуем по-другому…

Увлекаясь футболом и музыкой, парень, по имени Майкл Фредерик Бокс, решил отдать предпочтение последнему и начал собирать группу. Назвав себя Миком Боксом и взяв в руки электрогитару, он стал искать себе единомышленников. Искать везде. Среди знакомых, родственников, друзей… И нашёл. Так, слово за слово, образовалась команда, которая, может быть, и осталась бы дворовой, да у одного из участников папа был не промах. Он-то и помог им дорасти до уровней городских клубов. Ну, а отсюда и до первых записей в студии недалеко. И появлению серьёзного продюсера, кстати говоря… Много ребят сменилось, пока это произошло. Но достоверно известно, что, когда в группу (которая кстати, к тому моменту называлась ”Spice”) пришёл клавишник-новатор Кен Хенсли, в ней играл Мик Бокс (гитара) и Дэвид Байрон (вокал). Остальные участники не так важны, а по сему, не будем о них. Именно эти ребята (Байрон, Бокс, Хенсли) и составят будущий костяк основной группы (которую из “Spice” они переименуют в “Uriah Heep”. Переименуют и добьются успеха)…

Конечно, нельзя голословно утверждать, что всё сделал один Хенсли, но то, что этот клавишник-новатор способствовал большому росту, скорейшему продвижению и всемирной славе, факт неоспоримый. Его ревущий орган, яркие динамичные аккорды, тематика песен – помогли группе не только закрепиться в хит-парадах различных стран мира, но и вписать своё имя в историю развития всемирной рок-музыки. Ведь “Uriah Heep” – это прогрессивный арт, хард и хард-энд-хеви рок, с фантастическими, сказочными и волшебными нотками (но не мистическими ужастиками, не путайте, пожалуйста, с “Black Sabbath”). Вот…

Справедливости ради, стоит отметить, что сказки эти не были так тепло приняты в Америке, как того хотели участники. Да и на сегодняшний день продано не так уж и много миллионов копий выпущенных альбомов (40). По сравнению с другими коллективами (такими, например, как "Dire Straits" - 120 000 000), это мало. Но это, всё же, показатель. И это говорит лишь о том, как необычны и не похожи были музыканты на остальных. Естественно, не всё у них получалось, как надо, но марку свою они старались держать…

Марку, стиль, звучание… Этот орган, высокое многоголосье, гитарная «квакушка» Бокса, вокал… В первых записях это Дэвид Байрон, далее - другие приглашённые в группу люди… В первых записях?.. Что же поделать, если здесь опять-таки показан яркий пример того, каким не нужно быть музыкантом… Знаете, мне приятно, когда состав постоянен, а вокал не только не меняется, он растёт от года к году, от альбома к альбому. Тогда интересно слушать, изучать, да наблюдать. А тут? Мания величия, алкоголь, звёздная болезнь. И как факт – смерть… Ну, разве это нормально? И это при том, что голос дан от природы сильный, красивый, артистичный. И такой конец. Да… Впрочем, уволили из группы его ещё раньше. Да и последние с ним альбомы - мимо кассы, как говорится (ваш покорный слуга, к примеру, переслушивая недавно последние четыре, то есть, те, что после "The magician's birthday" 1972, лишний раз в том убедился. Песни попадаются сильные, а вот сами диски слабые. Уже без былой мощи. Увы...).

И бас-гитаристы, с барабанщиками в группе не держались. А ведь это ритм-секция... Ну? И сколько мог Хенсли с Боксом всё это на себе тянуть?.. Клавишник протянул до 80-х, а вот Бокс… Бокс, как истинный лидер, стал единственным участником группы, кто не только не ушёл, но и выжил среди всех, кто когда-либо играл в ”Uriah Heep”… Один. Из всех…

А играть было что… Сейчас я перечислю несколько старых номеров с первым вокалистом Дэвидом Байроном, на которые стоит обратить внимание из-за аранжировки, яркого соло на гитаре или органе, мощного вокала, текста, запоминающейся мелодии. Это: “Gypsy”, “I’ll keep on trying”, мини-рок спектакль “Salisbury”, почти народная “Lady in black”, “Look at yourself”, визитная карточка группы “July morning” (мировой хит), “Shadows of grief”, The wizard”, “Easy living”, “Poet’s justice”, “Circle of hands”, “Rainbow demon”, “Sunrise”, “Tales”, “The Magician’s birthday” (ещё один мини-спектакль), “Pilgrim”, “Return to fantasy” и некоторые другие. Что же касается альбомов с этим вокалистом, то я посоветовал бы прослушать первые пять. Подряд. Вы услышите и почувствуете его рост над собой и развитие. Ну, и Хенсли здесь постарался на славу. Дальше уже выборочно. Да и Байрон на тот момент был практически не управляем… Звёздная болезнь…   

А песни, что я перечислил… Знаете, слушая эти композиции, я на время покидал стены родного дома и окунался в то, о чём говорилось. Возможно, тому виной было ещё и моё богатое воображение, но я скажу, что, если бы в этих песнях не было бы абсолютно ничего, то никакой картинки не появилось бы. Это честно. В “Uriah Heep” что-то есть. Не на миллион долларов, меньше, как говорится, но есть. И это факт…

“Uriah Heep”… Название-то какое необычное. Забавное… Означает имя одного из персонажей романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд». Литературно. Говорит, о начитанности некоторых музыкантов данного коллектива и о серьёзном подходе к делу. Что, кстати, и выливается в необычную, сказочную, мифическую музыку…

Что касается меня, то в группе нет какого-то одного человека, кто нравился бы больше других. Более того, многие сайты пестрят информацией о классическом составе, в годы развития и мировой славы. Но, по мне, хорош тот состав, который дарит сильные, яркие и душевные песни, а их в “Uriah Heep” немало. Даже после ухода Байрона. Это: “Free me”, “Wise man”, “Rolling on”, “Firefly”, “Illusion”, “Free and easy”, “Choices”, “Come back to me” – сочинённые со вторым вокалистом Джоном Лоутоном. Сильные песни. А голос… Это уже не Байрон, к которому привыкаешь за первые альбомы, но и не слабак, чтобы опускать и говорить, мол, не подходит. Голос красивый, интересный и совсем другой. Изменился и подход к песням… Перемены… Вот-с…

“Uriah Heep”… 5 вокалистов (последний из которых Берни Шоу), 24 альбома, одна гитара на века… Первые десять лет развития (эра Хенсли). Дальше – борьба за выживание (один Мик Бокс и его контрактные обязательства). И желание продолжать. Работать, сочинять, играть. Пытаться держать марку, хотя планка уже снижена. Упорство и вера в своё дело… 

И хотя после 80-х это уже не такой сильный коллектив (даже статистика говорит об этом), всё же, я люблю и уважаю его за отдачу, замечательные, красивые, яркие песни первого десятилетия, интересных вокалистов, ну, и за поучительный урок. Деньги и слава - это ещё не всё. Даже, если вы и заработали всё это с помощью своего таланта. Главное - это суметь остаться собой. Не забывайте об этом…

И не допускайте подобных ошибок... Может, поэтому это способствовало тому, что группу не так хорошо приняла Америка, как им бы того хотелось. Как говорится, по работе и награда. А за свои поступки надо отвечать…

Благодарю за внимание.

Алекс Джей Лайт.