Протрусские в мезолите

Виктор Бабушкин
После ухода ледника племена проторусских двинулись на север, наши предки в те далёкие времена имели древнюю европейскую гаплогруппу I,

По данным Википедии. Иеневская культура — мезолитическая культура, Волго-Окского междуречья,  существовала с VII по VI тыс. до н.э. (9000 - 8000 лет назад).

Названа по месту первой находки возле села Иенево в Тверской области (экспедиция Л. В. Кольцова). Отличительной чертой иеневской археологической культуры являются наконечники стрел с боковой выемкой, что значительно повышало убойную силу стрел.

Предполагается, что предки племён данной культуры мигрировали с территории Белоруссии. Потомки представителей иеневской культуры влились в верхневолжскую культуру

Иеневская культура - археологическая культура свидерского круга. Даже в Подмосковье хорошо изучены памятники двух мезолитических культур бутовской (названа по стоянке Бутово в Старицком районе Тверской области) и иеневской (названа по стоянке Иенево в Тверском районе).

В сложении этих культур активное участие принимало пришлое население, главным образом из западных районов Восточной Европы. В сложении первой - бутовской - отмечается сильное влияние свидерской, в сложении второй - даже аренсбургской (с луками, стрелами, молотами) культур позднего палеолита. Но есть аргументы и в пользу происхождения этих культур от относительно автохтонных групп населения Русской равнины.

Отличия бутовской культуры от иеневской проявляются прежде всего в традициях обработки кремня. Бутовская техника расщепления кремня ориентирована на получение совершенной пластинчатой заготовки, максимально приближающейся по форме к будущему орудию и почти не нуждающейся в последующей доработке. Для иеневцев форма заготовки решающей роли не играла.

Орудия изготовлялись как на грубых пластинах, так и на отщепах. Придание орудию необходимой формы осуществлялось за счёт ретуширования - обработки каменного изделия путём снятия с него ударом или нажимом мелких сколов (чешуек). Имеются отличия и в формах наконечников для стрел. Для бутовской культуры характерны листовидные и черешковые наконечники на пластинах, для иеневской - асимметричные с боковой выемкой. Различны и рубящие орудия.

Эпоха мезолита южнее гор Рип (да и на самих "горах") начинается с конца оледенения - 8300 лет до н.э.

Основными видами хозяйства были охота и собирательство. Охота носила преимущественно индивидуальный характер. На ранних этапах, при ориентации на кочующего северного оленя, вероятно, применялись сезонные коллективные походы. Объектами охоты в мезолите становятся обитатели распространившихся в это время лесов - лось, медведь, кабан, бобр и др. Население вело достаточно подвижный образ жизни, поэтому и стоянок этого времени даже под Москвой известно гораздо больше - несколько десятков. Для первой половины мезолита, вероятно, более характерными были сезонные кочевья по путям миграций северного оленя протяженностью до 1000 км. Есть основания предполагать, что направление этих кочевок было северо-западным с выходом в Прибалтику - от зимников в Волго-Окском междуречье до летников на Балтийском побережье. Позднее, после ухода основных кочевых животных (олень и др.) на север, древнейшие жители Европейской равнины стали охотиться на лесных некочующих и слабокочующих животных при усилении роли рыболовства. Кочевья совершались уже в пределах определённой охотничьей территории радиусом 200-300 км. Подобным образом обеспечивают свое существование многие народы, находящиеся до сих пор на стадии охотничье-собирательского хозяйства.

По данным А.Н. Сорокинв. Все известные к настоящему времени бутовские стоянки располагаются в зандровой зоне Восточной Европы, локализуясь в пределах Волго-Окского бассейна. Судя по палеогеографическим данным, развитие культуры происходило на фоне крупных экологических изменений растительного и животного мира, когда осуществлялась смена лесотундрового пребореального комплекса таежным бореальным. Зандры с их обилием водных и биологических ресурсов в раннеголоценовое время становятся местом, наиболее оптимальным для жизни и привлекательным для заселения, и поэтому начинают активно осваиваться. Население бутовской культуры предпочитало занимать речные и озерные террасы или омываемые водой песчаные острова. Приуроченность стоянок к рыхлым песчаным отложениям неблагоприятно сказалась на условиях формирования культурных слоев и степени сохранности остатков. В результате почти единственно доступным для анализа оказался каменный инвентарь.

Представляется очевидным, что типологически и технологически рессетинская, ранняя кундская и бутовская культуры составляют единую хронологическую и генетическую цепочку. Их объединяют последовательность в развитии техники первичного расщепления, постепенное угасание микрорезцовой техники, прогрессирующая микролитизация инвентаря и типологическая преемственность в формах обрабатывающих орудий и предметов охотничьего вооружения.
Найдены произведения искуства со знаками пиктографической письменности

Теперь обратимся к не менее интересной проблеме соотношения бутовской и иеневской культур. Вопрос о взаимоотношении населения этих культур впервые был поставлен и рассмотрен Л.В. Кольцовым. Он считает их сугубо враждебными и рисует мрачную картину конкисты и реконкисты в духе дикого раннего средневековья.

Волго-Окский бассейн был заселён в раннем мезолите разнокультурным населением. Часть этого населения были потомками верхнепалеолитического населения типа Хотылево 2 - Гагарине. Эта группа известна нам по памятникам рессетинской культуры. Другая часть населения была пришлой из Западной Европы - она известна по памятникам культур Федермессер (Заозерье) и Аренсбург (Подол III, Гремячее).
Выглядели они примерно так.

Каменная индустрия первой группы получила свое развитие в кундской и бутовской культурах, второй - в иеневской культуре.

На генезис бутовской культуры известное влияние оказало пришлое позднесвидерское население, известное на Десне по памятникам типа Смячка XIV. В Волго-Окском бассейне к памятникам типа Смячка XIV относятся стоянки Тихонове и Красное 10. Бутовская культура возникает в результате слияния коренного населения рессетинской культуры с пришлым свидерским. Судя по имеющимся разрозненным и пока немногочисленным фактам, группы разнокультурного населения не были изолированы друг от друга и эпизодически контактировали. Свидетельства таких контактов фиксируются по присутствию синкретических черт в каменном инвентаре.

Как видно из выше сказанного наши предки в эпоху палеолита и мезолита не отставали в своём развитии от других культур планеты.

После образования гаплогруппы I (видимо, из сводной гаплогруппы IJ) её носители появились на Русской равнине, примерно 52 тысячи лет назад. Это они оставили многочисленные материальные свидетельства на Русской равнине, это они были (и остаются) европеоидами, это они, частью перейдя в Европу с северо-востока, фиксируются в наше время как ориньяки и кроманьонцы в период, начиная с 35 – 30 тысяч лет назад.

Это их потомки, носители дочерних гаплогрупп I1 и I2, имеют общих предков прямых ДНК-генеалогических линий среди этнических русских 10525±1090  – предположительно иеневская археологическая культура и 3650±800  – предположительно волосовская археологическая культура лет назад. В целом коалесценция гаплотипов сводится к общему предку гаплогрупп I1 и I2, который жил ранее 20 тысяч лет назад – предположительно авдеево-зарайская археологическая культура и предположительно ориньякский круг археологических культур Европы.

Антропологические данные о преемственности населения археологических культур Центральной России подтверждают эту версию.