Об Учителе года

Константин Берёзин
О нескольких уроках с конкурса «Учитель года». (Их записи выложены на Ютюб.)

Анна Борисовна Щукина в 2014 г. провела урок о XIX веке и о трёх общественно-политических течениях: консерваторах, либералах и социалистах. Мне показалось, что А. Б. Щукина держится важно, с учениками у неё довольно большая дистанция. Так, например, когда ученики работали в группах, она подходила и спрашивала: «У вас как дела?» (с ударением на слове «вас»). Это звучит холодно. Можно было бы спрашивать: «Как у вас дела?» (тоже с ударением на «вас», а может быть — даже без ударения). Это звучало бы более приветливо. Также, когда она в начале пригласила девочку разбирать чемодан (доставать оттуда вещи), это выглядело, будто дети не ожидали, что им будет отведена на уроке такая активная роль, и учительница эту девочку заставляет.

В 2011 г. Марина Владимировна Ермоленко провела урок на тему «Происхождение древнерусского государства». Как человек, М. В. Ермоленко мне очень понравилась — больше, чем другие! Она сказала, что слово «норманн» — значит «северный человек» (похоже на «nord mann»). Был поставлен вопрос о норманнской и антинорманнской теориях. Обсуждалось, какие предпосылки были для образования государства.

Олег Николаевич Катренко — учитель из Санкт-Петербурга. В 2015 г. он участвовал в финале конкурса «Учитель года» и провёл урок на тему «Быт и культура восточных славян». Между прочим, О. Н. Катренко сообщил, что на одной из фресок в храме Христа Спасителя изображено освящение храма Христа Спасителя в 2000 г., и в том числе присутствующий там В. В. Путин.

О. Н. Катренко был в сером пиджаке и в тёмном галстуке. Иногда он щёлкал пальцами. Как это у него получается?! А у меня почему-то не получается... Катренко продемонстрировал на интерактивном экране примеры берестяных грамот, в том числе «грамоту мальчика Онфима», на которой написаны буквы в алфавитном порядке. Очевидно, так мальчик учился писать. От Онфима осталось ещё несколько грамот. Катренко мне очень понравился. 

В 2015 г. победителем конкурса «Учитель года» стал Сергей Сергеевич Кочережко — молодой учитель истории из Самары. Он провёл обобщающий урок о Древней Руси.

Начал он почему-то с цитаты из современного маргинального философа А. Г. Дугина. К ней он вернулся и в конце урока.

С. С. Кочережко сказал, что период расцвета Древнерусского государства продолжался от времени княжения Владимира до Ярослава; с сыновей Ярослава начался упадок. Он заметил, что период феодальной раздробленности начался в 1132 г. С. С. Кочережко сказал: «Самый главный источник по истории Древнерусского государства — это летопись». Самая древняя из сохранившихся летописей — ПВЛ. Дальше Кочережко продолжил: «Большинство историков принимают "Повесть временных лет" за основной источник по истории нашего государства на древнем этапе». И Кочережко, и Ермоленко назвали Нестора основным автором ПВЛ. «Мы должны в первую очередь научиться говорить с летописцем на чьём языке? На его языке! Ведь он никогда не научится говорить на нашем языке, а мы — должны научиться говорить на его языке». Много говорилось об источниковедческом анализе (хотя само слова «источниковедение» не было произнесено). Критический подход к получаемой нами информации может понадобиться нам и в обыденной жизни — например, когда мы слушаем новости. «Идентичность <...> — соотнесение человека с какой-то группой на основе ценностей».

Ещё Кочережко рассказал интересную вещь: оказывается, герб Санкт-Петербурга создан по образцу герба Ватикана. Они очень похожи. Первоначально герб Санкт-Петербурга содержал не два скрещённых якоря, а скрещённые ключ и меч. Ключ — символизирует апостола Петра, меч — апостола Павла. А ключи на гербе Ватикана — это ключ от Рима и ключ от Царства Небесного (Мф. 16:19). Про то, что эти гербы похожи на древнюю монограмму Христа (соединённые греческие буквы «;» и «;»), учитель не упомянул.

Урок был очень хороший, просто блестящий. Так что поделом Кочережко стал победителем. Только всё шло очень быстро, в спешке... Помедленнее бы, что ли... Может быть, с учениками в своей школе Кочережко так не торопится? Нет! В конце он сказал комиссии, сидевшей на задних партах, что в другое время тоже так торопится.




.