10. Дейгиш

Александр Антоненко
Продолжение, начало - http://www.proza.ru/2016/01/08/2126 

 
         Наутро ветер, хотя несколько и ослаб по сравнению с тем, что творилось ночью, но всё равно был ещё довольно свежим, и грести предстояло непрерывно и усердно.  Ландшафт заметно изменился: с обеих сторон потянулись оазисы со сплошной чередой кишлаков. Течение заметно ускорилось. Река и ранее  подмывающая и обрушивающая берега, теперь вообще озверела: проносясь с бешеной скоростью вдоль  берегов, обрушивает огромные глыбы берега, безжалостно наступая на селения, жители вынуждены покидать свои жилища, оставляя их на растерзание Желтому дьяволу.

       Покинутые жителями стоят пустые глинобитные хижины вдоль берега реки, чистые и аккуратные, как покойники, вымытые и одетые для погребения.  Среди них встречаются и такие, у которых передние стены  уже обрушились, открыв взору скромное внутреннее убранство дома, а задние ещё каким-то чудом удерживаются на самой кромке берега, ожидая своей печальной участи. Вода всё ближе и ближе подступает к обреченным. И вот они уже стоят над самой стремниной…, ещё одна последняя подмывающая волна…, раздаётся гул, напоминающий отдалённый пушечный залп… На наших глазах огромные глыбы берега, вместе с расположенными на них строениями обрушиваются в воду, поднимая столб пыли и брызг… А когда рассеивается облако пыли, то дома, как и не бывало.  Командир предусмотрительно даёт команду держаться подальше  от коварного берега.
 
          Такое разрушение не редкость и не исключение: у местных жителей испокон веков существует термин для его обозначения – «дейгиш». Так в водах Амударьи погибла древняя столица Хорезмшахов – город Кят, а уже в наше время  на половину смыт – Турткуль, бывшая столица Каракалпакии.

          Стремительный поток уносит нас всё дальше и дальше. Хлопковые поля вплотную подступают к воде, и можно не вылезая из лодки, прямо на ходу,  дотянуться рукой, до уже начинающих раскрываться коробочек с шелковистой ватой. И по течению реки и возле берега скопилось много этих белоснежных мини-айсбергов, резко контрастирующих с водой кофейного цвета. Лодки были до самых бортов завалены сладкими, сочными и ароматными дынями. Время от времени мы ошвартовывались, и тогда по рукам расходились увесистые ломти. Ели  их  вволю.
 
          Через пару часов после обеда мы были вынуждены в недоумении сбавить ход, так как прямо на нас на полном ходу пёр буксир. До сих пор нам  всегда удавалось благополучно разминаться с различными судами, заранее, держась подальше, друг от друга. Этот же, несмотря на наше маневрирование, по-прежнему шёл прямо на нас. И когда расстояние между нами сократилось настолько, что столкновения уже нельзя было избежать, он выключил двигатель. С палубы приветственно замахали шапками и крикнули, чтобы мы следовали за ними, мол, нас уже там ждут. И буксир устремился к левому берегу, ну а мы на своих «калошах» поспешили за ним. Ну и молодец Саид – успел уже всё устроить!

           Мы вошли в неширокий канал, и, выстроившись гуськом,  направились к пристани. У причала нас  ожидал автобус и «газик», откуда выпрыгивает Саид. Все радостно приветствуют его. Глаза его светятся неподдельной радостью, он смеется и весело восклицает:

          - Я так за вами соскучился, ведь почти два дня не видел вас!


Продолжение - http://www.proza.ru/2016/01/08/2504