Стресс. его последствия для человека и общества

Зуев Андрей Яковлевич
СТРЕСС, ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
 
       Стресс – это состояние необходимого физического, психического, социального напряжения, сопровождающееся компенсаторным усилением  приспособительных механизмов  жизнеобеспечения вследствие разрешаемого диалектическим компромиссом всеобщего  противоречия во внутриличностной, межличностной и социальной форме с последующим  развитием человека и общества. Стресс (напряжение, усилие) является следствием всеобщего противоречия и непосредственной причиной развития человека и общества.
 
       Дистресс (противоположная себе самой форма стресса) – это состояние длительного или интенсивного физического, психического, социального напряжения, сопровождающееся истощением и нарушением приспособительных механизмов жизнеобеспечения  человека и общества вследствие неразрешённого всеобщего противоречия во внутриличностной, межличностной и социальной форме,  порождающего болезнь, конфликт и антагонизм. Дистресс является следствием неразрешённого всеобщего противоречия и причиной разрушения (регресса) человека и общества.
 
       Всеобщее противоречие есть момент всеобщего диалектического закона материального мира: всеобщей связи и противоречия (единства и борьбы противоположностей). Всё в этом мире взаимосвязано, то есть, находится в единстве, и всё в вечной борьбе противоречит одно другому. «Всеединство – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и, в то же время, взаиморазделённость всех его элементов.

       Всеобщее (общее) - 1) признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; 2) закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в составе целого.  «Всеобщее» как закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений отражается в форме понятий и теорий. «Всеобщее» – это единое во многом.  «Всеобщее»  как закон выражается в единичном и через единичное. Любая объективно существующая вещь и отражающее её понятие воплощает единство общего и особенного.  Диалектический материализм исходит из признания диалектического единства единичного, особенного и всеобщего.

       Противоречие диалектическое -  взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона «единства и борьбы противоположностей», категория «противоречие» занимает центральное место в материалистической диалектике». – ФЭС, 1989 год.

       Объективное противоречие – это всеобщее противоречие, хорошо отражённое (правильно воспринятое) сознанием человека. Специфическое (особенное) противоречие – всеобщее противоречие, проявляющееся особенным образом в  конкретных обстоятельствах (в «особенном» и «единичном») в различных формах движения материи.  Конфликт – неразрешённое, но ещё разрешаемое диалектическим компромиссом всеобще-объективно-специфическое противоречие, проявляющееся во внутриличностной, межличностной и социальной форме. Антагонистическое противоречие – непримиримое противоречие, которое устраняется отрицанием материального объекта-носителя противоположной тенденции с его разрушением (уничтожением его формы движения).
 
        Стресс в форме дистресса вызывает социальные пороки, болезни и страдания личности. Болезнь и стресс содержат в себе два противоположных момента: положительный (преимущество для жизни) и отрицательный (ущерб для бытия). Болезнь – стеснённая в своей свободе жизнь. Однако болезнь – не смерть, а, всё-таки, жизнь.  Болезнь и стресс (дистресс), следовательно, есть одновременный процесс приспособления и нарушения приспособительных механизмов  в человеке и обществе.  Результат (исход) этой борьбы двух противоположных тенденций зависит от конкретных условий и обстоятельств.
 
       Своевременное разрешение объективного противоречия (конфликта) возможно применением диалектического компромисса. Диалектический компромисс не уничтожает всеобще-объективное противоречие, а переводит его из одной формы в другую, понижая актуальность его действительного конкретного значения. Перезревший конфликт, неразрешённый диалектическим компромиссом,  порождает антагонизм и «кровавую контрреволюцию». Диалектический компромисс предполагает преимущество (полную победу) одной из противоречивых, но прогрессивных, тенденций с отрицанием и удержанием в себе самой её противоположности.
 
       Противостояние (борьба) противоположных моментов, то есть, противоречие никогда не уничтожается, а разрешается в становлении взаимопроникновением, исчезновением разности (различия) противоположностей. В результате, из борьбы, которая сопровождается напряжением, возникает её противоположность: спокойная простота – покой и ясность.  Движение (борьба), будучи абсолютным (безграничным) переходит в свою противоположность – в покой. Этот переход фиксируется в новом материальном качестве. Покой, следовательно, есть форма движения, которое противоречит себе самому. В борьбе движения и покоя возникает движение изменения и движение развития. Таким образом, происходит развитие человека и общества, избавление от болезней, социальных пороков и дистресса, осуществляется преимущество для социального бытия.

       Термин «стресс» введён в глоссарий естественных наук канадским физиологом Гансом Селье в рамках исследования общего адаптационного синдрома, проявляющегося всегда определённым набором биологических реакций в приспособительных системах живых существ. Позднее, концепция - «стресс» Г. Селье была распространена на  процессы, происходящие в обществе без учёта их социальных особенностей, что привело к справедливой критике её философских выводов.

       Общий адаптационный синдром развивается, последовательно проходя несколько закономерных стадий: первичную реакцию на внешний раздражитель (alarm-реакцию), стадию напряжения (адаптации) и стадию истощения (дезадаптации).  Приспособительно-дезадаптивные реакции – болезнь и дистресс -  проявляются на разных  уровнях биологических систем: клеточном, органном, биохимическом и психо-эмоциональном.  Несовершенство приспособительных механизмов и их истощение приводят к болезням, деградации и разрушению человека и общества. Так возникают психосоматические и психические болезни, социальные пороки и болезни общества.

       Перед человеком и обществом стоит задача избавления от болезней и дистресса, а также предупреждения (профилактики) этих состояний. Необходимо осознать причину и механизм их развития. Тот, кто хорошо диагностирует, находит причину интенсивного стресса и болезни, тот их хорошо  и лечит.   Для изучения причины болезни и чрезмерного стресса должен быть применён научный метод. По Гегелю, метод -  осознание формы внутреннего самодвижения содержания.  «Вечным двигателем»  внутреннего самодвижения содержания, который в определённых условиях обеспечивает преимущество жизни – выздоровление, избавление от стресса, эволюцию, развитие и прогресс, является всеобщее противоречие.  Осознать причину болезни и стресса, значит, осознать форму всеобщего противоречия, которое проявляется специфически (особенным образом) в биологической и социальной материи.
 
       Объективное (осознанное) противоречие обнаруживается во взаимодействии биологической и социальной форм материи, выражаясь внутриличностным, межличностным и социальным конфликтом.   Биосоциальный конфликт, в свою очередь, нередко порождается противоречием форм сознания, то есть, знания и невежества. Противоречие субъективных и объективных (несовершенных и зрелых) форм сознания вызывает конфликт мудрости (знания) с  невежеством (незнанием). Тот, кто неправильно думает, тот неправильно и живёт. Тот, кто живёт неправильно – живёт плохо.

       Конфликт форм сознания (индивидуальных мировоззренческих концепций, идеалов, убеждений, идеологий) может быть антагонистическим. В  случае победы регрессивной формы (реакционно-контрреволюционной идеи), разрушается и деградирует содержание (человек и общество). Другими словами, деградация (процесс, противоположный развитию) общественных отношений способна разрушить производительные силы общества и, соответственно, разрушить прогрессивный (более эффективный) способ производства.
 
       Если только что сказанное применить по отношению к  отдельной человеческой личности, то станет ясным, что отсутствие саногенного мышления -  мышления, рождающего здоровье – разрушает физическое и психическое здоровье конкретного человека. Плохая форма (организация жизни) способна разрушить хорошее содержание, то есть, привести к тяжёлым стрессам, болезни и смерти. Знание (саногенное мышление, прогрессивная идеология) определяет физическое и психическое здоровье  личности, развитие (революционное движение)  общества. Хорошая идея (правильное мышление) становится материальной и непосредственной производительной силой общества, которая обеспечивает благосостояние его граждан, порождает добро и гармонию.

       Какова роль психо-эмоциональных реакций в возникновении болезней и стрессов? Психические процессы обеспечивают скорость, точность, эффективность приспособительных механизмов с большим преимуществом для жизни. Однако так бывает не всегда. Эмоции в человеческой личности связывают воедино социальные и биологические формы движения (взаимодействия) материи, тем самым, утверждая их противоречивые отношения. Эмоция – феномен биологический и социальный одновременно и, по этой причине, содержит в себе противоречие как потенциальный конфликт.

       Эмоция – элементарная оценочная реакция, которая сопровождает всякие физиологические и психические изменения в организме человека. Она проявляется ощущением напряжения-расслабления, сопровождающегося субъективным переживанием удовольствия-неудовольствия, обозначая, таким образом, на подсознательном уровне преимущество или ущерб для его бытия.  Все физиологические и психические проявления жизнедеятельности организма человека сопровождаются эмоциями, порождают эмоции, которые, в свою очередь,  вызывают изменения в биологических системах всех уровней.
 
        Следовательно, процесс удовлетворения физиологических и социальных потребностей человека, требующий необходимой информированности (знания), определяет интенсивность и продолжительность эмоциональных реакций. Удовлетворение потребностей человека является способом жизнеобеспечения и формой его благосостояния. Чрезмерная интенсивность и продолжительность эмоций в отсутствие необходимого знания для решения проблемы приводит к перенапряжению, истощению физиологических систем организма, к значительному снижению их приспособительных возможностей, что и называется состоянием дистресса.

       Более совершенный механизм эмоционального реагирования обеспечивается сознанием, то есть жизнью со знанием.  Культура эмоций и нравственных чувств определяется культурой мышления. Это значит, что культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Такая способность связана с понятием, которое является «высшим продуктом мозга высшего продукта материи» (В.И. Ленин). Понять, значит, уметь выразить в понятиях. Правильно оценить жизненную ситуацию и породить правильную эмоциональную реакцию может только хорошо организованное сознание, которое овладело саногенным и диалектическим мышлением.
 
       Дисциплинирует сознание культ понятий и определений, что на физиологическом уровне соответствует формированию в мозге устойчивой функционально-анатомической рефлекторной доминанты – жизненно-необходимого рабочего напряжения достаточной силы и продолжительности. Родной русский язык должен быть освоен не просто так – на бытовом уровне, а как язык функциональной грамотности – язык понятий, чтобы была возможность выражать знание  о жизни в понятиях. Умение властвовать собой, искусство самообладания, таким образом, становится естественной способностью хорошо организованной психики, воспитанием и самовоспитанием подготовленного ума, когда отрицательные эмоции сами собой совершенно естественно не возникают вовсе.
       Три источника возникновения эмоций и психо-эмоциональных состояний: взаимодействие с внешней средой, состояние здоровья (внутренней среды организма), способ мышления, определяющий характер (привычный  стереотип)  эмоционального  реагирования. Не меняя вектора своего движения – движения развития «от простого к сложному» – материя в своём непрерывном, абсолютном движении образует противоречивые свойства и формы. Так, движение внешнее, понятным и диалектически естественным образом, порождает форму движения внутреннего, а абсолютное (безграничное) движение утверждает покой.

       Внутри организма, следовательно, имеются существенные связи, процессы и механизмы, обеспечивающие гомеостаз – постояноство внутренней среды в физической и психической его жизнедеятельности – внутренний мир личности. Возникает противоречие внешней и внутренней форм движения материи. «Внутреннее» по понятным причинам отрицает «внешнее», а покой (постояноство, гомеостаз, закон как спокойное в явлении), будучи формой движения, отрицает его. Внешний мир постоянно стремиться проникнуть во внутреннее пространство личности и становится опасным для неё. Это обстоятельство вызывает эмоциональное напряжение. Для того чтобы обрести душевный покой, нужно осознать форму конкретного противоречия и разрешить его диалектическим компромиссом.
 
       Становится понятным самое главное: нас устраивает такой компромисс, который способствует развитию, прогрессу, революционному движению. В диалектическом компромиссе заложен механизм разрешения (не уничтожения) объективного противоречия, что сопровождается устранением внутриличностной, межличностной и социальной напряжённости (дистресса). О великом теоретике и практике революционного движения -  В.И. Ленине - можно сказать, что он был гением диалектического компромисса, не знавшим ни единого компромисса с самим собой. Правильное (диалектическое) взаимодействие с внешним миром обеспечивается умением принять то, что невозможно изменить, готовностью изменить то, что можно изменить к лучшему, и способностью отличить одно от другого.
 
       Мы говорим о диалектическом компромиссе тогда, когда сталкиваемся с социальным противоречием. Разумеется, противоречие – это причина самодвижения и развития, с одной стороны. С другой стороны, оно должно разрешаться в обществе вовремя, до того момента  как появится антагонизм. Противоречие – всеобщая форма бытия материи. Оно содержит в себе борьбу  моментов, обозначаемых всеобщими философскими категориями «возникновение» и «прехождение». Оба момента бесконечно присутствуют во всех формах движения развития материального мира.
 
       Бытие в конечной и бесконечной форме, таким образом, всегда содержит в себе своё отрицание. Различие моментов исчезает в становлении и возникновении бытия нового качества. Единство и борьба моментов переходят в свою противоположность – спокойную простоту. Такой переход становится возможным посредством снятия новым бытием старого бытия. Становится понятным теперь, что в основании диалектического компромисса находятся два закона диалектической логики: «Единство и борьба противоположностей» и «отрицание отрицания».

       Применение закона «отрицания отрицания» имеет свои особенности, обусловленные формой и качеством противоречивых моментов. Момент отрицания бытия в его бесконечной форме можно отрицать только бесконечным отрицанием. Отрицания с полным отторжением и разрушением здесь не получается. Бытие вынуждено постоянно защищаться отрицанием от отрицающего его отрицания. Здесь покой бытия (диалектический компромисс) обеспечивается бесконечным движением отрицания собственного отрицания. Для этого нужны личные качества:  выдержка мужество и терпение.
 
       Однако моментом бесконечного отрицания бытия является конечное (конкретное) отрицание бытия. Конкретную (конечную) форму отрицания бытия можно отрицать с отторжением и разрушением. Этим также обеспечивается покой бытия (диалектический компромисс).  Другим моментом развивающегося бытия является само бытие как целое. Всякое старое бытие сопротивляется переходу в бытие для иного и, тем самым, отрицает новое бытие. Новое бытие отрицает своё отрицание, содержащееся в старом бытии, и включает старое бытие как целое в новое бытие. Такое отрицание называется отрицанием с удержанием (созиданием).

       Таким образом, сохраняется определение бытия как целого и проявляется характер целого  уже в новом бытии. Целым в бытии является также истина. Истина, конкретизируясь, усложняясь и развиваясь вместе с бытием, переходит из бытия в бытие. Подытожим. В основании диалектического компромисса лежит истина и два закона диалектики, в результате взаимодействия которых и возможен диалектический компромисс: спокойная простота и ясность.

       Физическое здоровье человека поддерживает постоянный положительный эмоциональный фон личности, сохраняет (аккумулирует) положительные эмоции, снимая напряжение, связанное с внешним воздействием. Хорошее здоровье – это буферная система, нейтрализующая негативное влияние избыточного напряжения. Хорошее здоровье – мощный фактор, стабилизирующий высшую нервную деятельность, обеспечивающий фрустрационную толерантность (устойчивость к  стрессу), то есть, механизм психической защиты от различных разрушительных вариантов длительного и интенсивного психо-эмоционального напряжения.  У здорового человека «стальные нервы или вовсе нервов нет».

       Однако здоровье человека, физическое и психическое, обусловлено двумя противоположными тенденциями, обеспечивающими их функциональное единство,  содержащее в себе истину человеческой жизни. Первая правда состоит в том, что «в здоровом теле – здоровый дух». Вторая правда  - в том, что саногенное мышление (идеология здоровья - «здоровый дух») сохраняет и укрепляет физическое здоровье.  Всякий культурный человек должен уделять необходимое внимание своему здоровью для того, чтобы иметь и удержать радость жизни.
 
       Длительное  и интенсивное напряжение, не соответствующее приспособительным возможностям человека и общества, вызывает психосоматические, психические и социальные болезни.  Напряжение – прямое следствие противоречия. Главное противоречие социальной материи выражается несоответствием форм осознания действительности самой действительности. Индивидуальная мировоззренческая концепция большинства людей не содержит в себе понимания истины, всеобщих законов природы, общества и мышления. Конфликт форм сознания в отсутствие истины становится антагонистическим.
 
       Известно, что форма является моментом содержания и должна соответствовать ему. Однако, будучи моментом, она противоречит содержанию. Иначе говоря, форма всегда соответствует содержанию, никогда не соответствуя ему. Это хорошо и плохо, поскольку предполагает существование двух равноправных тенденций: прогресс и регресс. Отсюда следует, что неправильные мысли, устаревшие теории общественного развития разрушают человека и общество. Сознание многих людей, искажённое неправильным представлением о жизни, разрушает социальную форму движения материи. От глупости и невежества самый страшный враг человеку сам себе человек и есть. Человек, и творец, и разрушитель своего счастья.
 
       Истина состоит не только в том, чтобы привести понятие в соответствие  с объектом, но и в том, чтобы привести объект в соответствие с понятием.  Важно иметь в виду то обстоятельство, что объектом воздействия в обществе является и человеческое сознание,  то есть сама сущность, содержащаяся в определении социальной материи. Идеология – стройная система научных взглядов на мир, человека и общество – с практической точки зрения есть социальная психотерапия, избавляющая от социальных пороков и болезней. Излечить больное общество способна  только   высшая теория общественного развития – марксизм-ленинизм.

       Социальные болезни происходят  от бедности, а бедность – от невежества и глупости. Господствующая идеология в современном Российском обществе буржуазная. Люди, оболваненные буржуазной пропагандой, в массе своей не понимают, что буржуазный строй – это, последняя в истории человечества, антагонистическая общественно-экономическая формация. По этой причине, она порождает поток социальных противоречий, социальное напряжение, социальные болезни и пороки, всегда закономерно сопровождающие буржуазное общество.

       Бывший директор НИИ статистики АН РФ Василий Симчера ушёл со своего поста, сопроводив свой уход словами: «Надоело врать!». В таблице В. Симчеры «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг.» приводятся следующие цифры:

1) национальное богатство России: официально: 4 трлн. – фактически: 40 трлн.;
2) размер интеллектуального капитала: официально: 1,5 трлн. – факт.: 25 трлн.; 
3) доля инвестиций в % ВВП: официально: 18,5 трлн. – фактически: 12,2 трлн.; 
4) темпы прироста ВВП: официально: 6-8%, – фактически: 18,27%;   
5) инфляция в среднем в год: официально: 4 трлн. – фактически: 40 трлн. руб.;
6) разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных:
официально: 16 раз – фактически: 28 раз;
7) разрыв в уровне валового внутреннего продукта по регионам:
официально: 14 раз – фактически: 42 раза; 
8)доля населения деклассированных групп: официально:1,5%–фактически: 45% 
    (12 млн. алкоголиков, 4,5 млн. наркоманов, свыше 1млн. беспризорных детей);
9) удельный вес убыточных предприятий: официально: 8% – фактически: 40%; 
10) уровень общего налогообложения доходов: официально: 45% – факт. 90%; 
11) уровень уклонения от уплаты налогов: официально: 30% – фактически: 80%;
12) степень износа основных фондов: официально: 48,8% – фактически: 75,4%;
13) доля иностранного капитала в экономике России:
  в целом: официально: 20% – фактически: 75%;
в том числе:                в имуществе: официально: 25% – фактически: 60%;
   в прибылях: официально: 21% – фактически: 70%;
в акциях: официально: 18% – фактически: 90%;
  в грантах: официально: 14% – фактически: 90%; 
14)реальные затраты на модернизацию:офиц.750 млрд. руб. – фактич. 30 млрд;
15) эффективность модернизации в % к затратам: официально: 25% – фактически:         2,5%;
15) уровень безработицы (% к занятости): официально: 2-3% – фактич. 10-12%.

       Набрав в Google ключевые слова: «Россия занимает место в мире»,  можно обнаружить, что Россия занимает:

1 место в мире по абсолютной величине убыли населения;
1 место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей;
1 место в мире по числу разводов и детей, рождённых вне брака;
1 место в мире по числу детей, брошенных родителями;
1 место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков;
1 место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;
1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики;
1 место в мире по объёмам торговли людьми;
1 место в мире по количеству абортов и материнской смертности;
1 место в мире по объёму потребления героина (21% мирового производства);
1 место в мире по объёму продаж крепкого алкоголя;
1 место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции;
1 место в мире по темпам роста табакокурения;
1 место в мире по числу курящих детей;
1 место в мире по темпам роста ВИЧ-инфицированных (3800000 человек);
1 место в мире по количеству авиакатастроф (в 13 раз больше среднемирового);
1 место в мире по числу миллиардеров, преследуемых правоохранительными орг.
2 место в мире по уровню бюрократии;
2 место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США);
2 место в мире по числу самоубийств; (после Литвы);
2 место в мире по числу убийств на душу населения (после Колумбии);
2 место в мире по числу детей усыновлённых в США;
2 место в мире по численности мигрантов:
2 место в мире по количеству заключённых на 1000 человек (после США);
3 место в мире по числу беженцев;
3 место в мире по притоку мигрантов;
3 место в мире по количеству тоталитарных сект;
5 место в мире по генетическому здоровью;
7 место в мире по числу миллиардеров;
27 место в мире по качеству образования;
51 место в мире среди наименее коррумпированных стран;
57 место в мире по качеству жизни;
65 место в мире по  уровню жизни;
71 место в мире по уровню развития человеческого потенциала;
97 место в мире по доходам на душу населения;
127 место в мире по показателям здоровья населения;
134 место в мире по продолжительности жизни;
159 место в мире по уровню политических прав и свобод;
175 место в мире по уровню физической безопасности граждан;
182 место в мире по общему коэффициенту смертности среди 207 стран мира.

       Культура эмоций, культура нравственных чувств, искусство властвовать собой определяются сознанием - жизнью со знанием. Самообладание, жизнь в гармонии с самим собой, с ощущением физического и психического комфорта означает полное здоровье и свободу личности как «господство над обстоятельствами со знанием дела». Можно было бы привести множество конкретных приёмов и практических рекомендаций, снимающих избыточное напряжение, но без мудрости и знания того, как устроен мир, и как его изменить к лучшему, никакие такие советы не могут быть реализованы практически.