Глава 21. Принципиальный прадедушка

Маргарита Репаловская
     В этот вполне обычный вечер, мы с бабушкой грели воду на плите, собираясь помыть ноги после долгих дневных гуляний. Зашли в комнату, включили свет и о, ужас! На полу сидел огромный, чёрный таракан. Всё моё существо сжалось в комок где-то в районе желудка и стало одновременно неприятно и страшно.

 – Фу! Бабушка, откуда он взялся! – закричала я, с ужасом вдавливая таракана тапком в деревянный пол. Сама не знаю, как я так быстро отреагировала и почему непременно решила его уничтожить. Видимо неприязнь к насекомым была заложена во мне на каком-то совсем глубоком, генетическом уровне. Раздавив огромное чудище, я с отвращением скинула тапок и побежала из комнаты наутёк, оставив растерянную бабушку наедине с этим ужасом.
 – Ну зачем ты его раздавила, дурная! – причитала не успевшая прийти в себя бабушка. – Надо было его аккуратно веником на совок, а потом в унитаз спустить. Вот теперь оттирай его от твоего тапка. Фу, ты! - она пошла в ванную и чем-то там начала греметь. Я в это время взобралась с ногами на стул в кухне и крепко зажмурившись, каждую минуту спрашивала:

 – Ну что там, всё? – наконец бабушка, убрав останки таракана, зашла в кухню:
 – Ты чего так испугалась? – Это всего-навсего таракан, ты смотри какая большая, он же тебе ничего не сделает. Прибежал видно от соседей к нам. Я вчера одного на кухне нашла, похоже они тут поселиться решили. Надо их протравить, завтра этим займусь, обработаю дихлофосом все полы, а ночевать пойдём к прабабушке.

     На следующий день, обработав всю квартиру, мы с бабушкой отправились к деду с бабой. Для меня это была первая ночёвка в их большом доме и от радости, я аж подпрыгивала. Они встретили нас, как всегда радушно. Прабабушка чувствовала себя хорошо, говорила что у неё уже несколько дней не поднималось давление. А прадед был занят своими бумагами, он что-то переводил из польского журнала для местной газеты.
 
     В доме было две комнаты одна прабабушкина, тёплая с лежанкой и тайником в стене, который никто конечно не использовал по назначению летом. Только зимой, натопив большую печь в коридоре, прабабушка пекла в тайнике сладкие яблоки с мёдом. В этой комнате так же было окошко на веранду, так что лёжа на кровати можно было наблюдать за тем, что творится у плиты и даже подслушивать разговоры взрослых.
Самой интересной комнатой в доме была прадедова. Не говоря уже о банках с конфетами под его кроватью, там была ещё и настоящая русская печка, на которой правда никто не лежал, потому что она была очень высокой. Но я-то могла там уместиться и даже повесить себе занавеску, чтобы мне никто не мешал, всё как в книжке про Ивана Дурака.

     Выждав, пока прадед уйдёт по каким-то своим делам на задний двор я, не теряя ни минуты зашла в его комнату, встала на стул и потянулась к печке, но вдруг на его письменном столе меня привлекла большая лупа. Я быстро спрыгнула со стула и взяла волшебную лупу в руки, которые начали дрожать от страха, при мысли о том, что со мной будет если я её разобью.
     Дед был крепким и здоровым, даже очков не носил, но почему-то не мог читать без лупы. А я попробовала почитать с лупой и не поняла зачем так сильно увеличивать буквы, если итак всё видно, странный он. На столе лежали старинные книги и журналы с красивыми картинками, а ещё разного размера блокноты, в которых дед любил записывать свои идеи. Только он почему-то писал одновременно в нескольких блокнотах. Напишет на первой страничке несколько строк и откладывает в сторону, потом в следующем блокноте опять пару строк и опять откладывает. Пока я рассматривала дедовы записи, пытаясь хоть что-нибудь разобрать в его каракулях, он неожиданно вернулся и застав меня за чтением окликнул:

 – Рита, ты что тут делаешь? Кто разрешил?! – строго спросил он.
 – Ой, деда, я просто почитала тут немножко… - стала оправдываться я.
 – Мои бумаги не игрушки. – возмутился он. – Иди к бабе, спроси готов там ужин или нет.
Довольная, я почти испарилась из комнаты, но дед вовремя спохватился:

 – Рита, подожди. – "Ну всё, сейчас мне влетит." – с горечью подумала я и вернулась в комнату.
 – У меня тут есть лишний блокнот, возьми, будешь в нём рисовать. – и протянул маленький блокнотик в линеечку.
 – Деда, а в клеточку у тебя нет лишнего, случайно? – уже совсем расслабилась я. После чего незамедлительно последовала дедова порция воспитательного процесса, в которой напоминалось о том, что вообще-то нехорошо за спиной по чужим столам шарить. И уж тем более плохо быть неблагодарной и вместо "спасибо", просить подарок получше.

     На тему подарков прадедушка был крайне принципиальным, хотя если разобраться он вообще во всём был очень принципиальным человеком. Шутить с ним никто не решался. Бабушка рассказывала мне, что он никогда не прощал своих врагов. И если кто-нибудь предавал его или делал подлость, он всегда мстил обидчикам. И вот недавно дед с гордостью сообщил, что отомстил последнему своему обидчику и никто не ушёл от него без сдачи. Отмщение предатель получил пятнадцать лет спустя, когда и думать забыл про деда, получил сполна. Прадед написал кому-то из своих друзей, а те в свою очередь куда надо и подлого негодяя поймали на крупной краже. "Я же говорил, что он вор! Люди не меняются." - торжествовал дед. Что с вором было дальше история умалчивает.

     За всю длинную жизнь прадедушка собрал много друзей, и всегда старался поддерживать их, быть надёжным другом и товарищем. Рассчитывать привык только на себя, и нас так учил. В Бога не верил, а в тёмные силы и подавно. Настоящий коммунист, он верил в дело партии, в труд и честность людей. И чтобы западные происки не затуманивали головы народу, дедушка читал лекции подготовленные и собственноручно написанные, о научном атеизме. На лекции эти собирались большие аудитории согласных и даже восторженных слушателей.

     Восторженных потому что у деда было отменное чувство юмора и свои лекции он обильно приправлял шутками и интересными случаями из жизни. Бабушка с прабабушкой всегда смеялись над его шутками, а я никак не могла понять что в них смешного. Но на всякий случай тоже смеялась, чтобы не подумали что глупая.

     Бабушка тоже не верила в Бога, она очень любила своего отца и верила, что он прав и богачи придумали Бога, чтобы бедные не жаловались на свою скудную жизнь и не заглядывались на их роскошь. А прабабушка была крещёной и знала многие молитвы наизусть, её дед был священником. Но молилась она тайком от мужа, чтобы он не ругался.

     Выслушав дедушкино напутствие я прибежала на веранду к бабушке с прабабушкой и показала им подарок, не забыв упомянуть и дедушкино возмущение моей неблагодарностью. У всех женщин нашей семьи от бабушки до меня была своя история урока от него на эту тему. Бабушка любила рассказывать, как в детстве отец дарил ей всякие мелочи: карандаши, ластики и даже скрепки и если она выражала своё недовольство простотой подаренного, он называл её бессовестной и учил тому, что не дорог подарок, а дорого внимание.

     Скоро мы собрались за общим столом и только начали ужинать, как к нам пожаловала противная соседка тётя Мария. Она как обычно пришла пожаловаться на мужа и сыновей, ну и покушать между делом. Прабабушка пригласила её за стол и наложила тарелку каши, как всем. А дед, быстро разделавшись с кашей, стал недвусмысленно намекать соседке чтобы уходила. Она сделала вид, что намёков не поняла. Тогда он вдруг вспомнил, что давно не чистил своё ружьё и пригласил надоедливую старушку осмотреть свой старенький дробовик. Соседка побледнела и спешно стала прощаться. А прабабушка с бабушкой прыснули от смеха и, проводив соседку, залились хохотом.
 
 – С этими сволочами по-другому нельзя. – оправдывался дед.
 – Так её, папка! – веселилась бабушка. – Ну до чего надоедливая баба, каждый день по три раза приходит со своими сплетнями, ещё и в кастрюлю норовит влезть: «Что это вы там готовите, Нина Михайловна? Дайте попробовать!»

 – Каждый человек в жизни может пригодится, нельзя никем пренебрегать. – со вздохом произнесла прабабушка.
 – Ты мамочка добрая слишком. – укоряла её бабушка. – Нельзя всех терпеть, сядут на голову и ноги свесят!

 – Ладно девчонки, пора спать. Всем спокойной ночи. – подвёл итог дед и отправился в свою комнату. А мы с бабушкой устроились на кушетке. Прабабушка нас укрыла потеплее ещё одним одеялом и, пожелав приятных сновидений, отправилась спать. Мне не спалось, важно было узнать самое главное:

 – Бабушка, – шёпотом спросила я, – А что у дела правда есть ружьё?
 – Продал он его, ещё в прошлом году.
 – А как же тогда...
 – Спи, Рита и мне не мешай. – сказала она сердито. И я уснула.

 * - На фото: прадедушка и я, грызу булку. В летнем саду.

                ( Продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/13/2289 )