1. Как это было...

Александр Антоненко
                Светлой памяти командира,
                друга Владимира Диденко
                посвящается

        Автор посчитал возможным оставить фактические имена и фамилии участников научно-спортивной экспедиции  по Амударье и Аральскому морю 1973 года, однако на основе реальных событий им создано художественное произведение, каковым и следует его воспринимать.
 
Александр Антоненко
                ПОД  СТЯГОМ  «РА»  ЧЕРЕЗ  АРАЛ

                Чтобы жить километрами,
                А не квадратными метрами!
                И грустить об оставшихся,
                О себе, не грустя…
                Юрий Кукин
         
       Уже две недели мы в море. За это время  были и шторма и штиль, и ветер всех направлений, кроме попутного. Жаль, что так и не пришлось воспользоваться парусом.  Определённые секстантом координаты, обнадёживают, что скоро должны увидеть землю.  Приближение финиша волнует.  Предполагаем выйти на мыс Тигровый хвост, глубоко врезающийся в море. Заходящее солнце бросает последние лучи и тонет в морской пучине.  Окидываем взглядом горизонт, но он по-прежнему чист. Но  мы надеемся, что утром  всё-таки, наконец-то увидим землю…

         И на рассвете мы действительно увидели «землю», но не прямо по курсу - пологий  долгожданный мыс Тигровый хвост, а справа по борту зловещий, неприступный западный берег – плато Устюрт, который медленно, но неумолимо надвигался на нас. Это усилившийся ночью восточный ветер, снёс нашу «эскадру» к коварному скалистому берегу. И если наши резиновые лодки практически непотопляемы в шторм в открытом море, то при ударе о скалы они лопаются, буквально, как  мыльные пузыри. Восточный ветер продолжал усиливаться, и нас стало стремительно сносить к отвесным скалам. Грозные утесы наступали на нас, угрожая преждевременно и вопреки сценарию трагически завершить наше плавание…

         - Навались на вёсла! – командовал Дед.

         Но и без команды всем было понятно, что если мы не выгребем  от берега, то нас просто разобьет о скалы. На карту ставились не престиж или успех экспедиции, а сама жизнь. В яростное противоборство вступили море, ветер и скалы с одной стороны  и другой - горстка уже обессиливших морских бродяг на своих  утлых лодчонках, осмелившихся  бросить вызов этой грозной морской стихии и теперь она, напоследок, решила показать свой звериный оскал.

       Выбиваясь из последних сил,  и задыхаясь от нечеловеческих усилий,  теперь уже не поочередно, а одновременно судорожно вцепившись обеими руками, в одно весло  каждый гребет со своей стороны. Но силы были не равны:  внезапно налетевший шквал как скорлупки перебрасывает наши лодки с одной волны на  другую, приближая нас к неминуемой гибели.

        Помощи ждать неоткуда, спасения тоже. Нас сносит к крутому скалистому утесу, которым заканчивается мыс. Из последних сил гребём, стараясь обойти коварный мыс.  И нам с Саидом приходится тяжелее всех. На старте загрузка лодок была примерно одинаковой, только у других были вода и продовольствие, которые таяли ото дня ко дню, а к завершению маршрута уже были на исходе, и только на нашей лодке совершенно не было ни воды, ни продовольствия. Она была  загружена исключительно «железом»: аппаратура для кинофотосъёмки и аккумуляторы к ней, поэтому вес остался прежним.

        Одна за другой лодки успевают благополучно обогнуть мыс. С них с ужасом смотрят на нас, но,  к сожалению, при всём своём желании, ничем не могут помочь. Отвесный утес уже вертикально навис над нашими головами и до его острых уступов   остаётся  лишь несколько метров.  Гребем с остервенением, стиснув зубы. Очередная волна подхватывает нашу лодку и  стремительным ударом бросает нас на скалы… «Неужели это конец?…» - только и успевает промелькнуть в голове, а в полуобморочном сознании, как на киноэкране, с молниеносной скоростью проносятся кадры экспедиции.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/08/2185