Иван Федотович Бульба

Феликс Рахлин
На снимке:  первый директор (с 1963 по 1982) Харьковской физико-математической средней школы №27 (ныне школа-лицей) Иван Федотович Бульба (1920 - 2006). Фото из Интернета.
Как узнает читатель, мне довелось видеть этого человека в течение не более трёх минут, но в поисках его фото без труда опознал его через десятки лет среди вереницы  фотопортретов разных  людей, выложенных в Сети на мой запрос. Не каждый встречный запоминается  так ярко и надолго!

                *         *          *

Мой племянник Женя первые школьные лет шесть  учился в обычной, «массовой»  школе   и в  довольно  рядовой массе «хорошистов» ничем выдающимся не отличался, Между тем, будучи с детских лет самолюбив и упорен, старался доказать себе и окружающим свою настойчивость и усердие. Например, провожая  родню на вокзал, бывало, тащит на себе самый большой и тяжёлый чемодан и другим нести его не даёт.
Его родители, отдыхая  летом на природе  вместе с другом – учителем  истории в физико-математической средней школе, по совету этого очень незаурядного педагога отдали сына с 7-го, кажется, класса в эту школу. Там директором и учительским коллективом была создана обстановка  повышенного интереса к учёбе, первое время он даже отставал от других по математике и физике, но в, условиях приоритетного  внимания к этим предметам,  парня как подменили. Он взвалил на себя чемодан знаний и терпеливо, азартно понёс  его по жизни, став к последнему году  школы одним из стабильных отличников своего учебного класса и  удостоившись  грамоты  за особые успехи  в  математике.

А в собственном доме продолжал видеть дружные, взаимно уважительные  отношения между родителями, при этом отец  успешно работал инженером-конструктором по технологической оснастке, а мать – любящим своих подопечных учителем литературы.  А ещё –   она с юности  писала  стихи и с годами стала известным поэтом.  Их дочь, а особенно сын, чуть ли не все её стихи знали наизусть. Родители не скрывали от собственных детей свои симпатии и антипатии, которые далеко не всегда совпадали   с   партийно-государственной советской линией,   а  часто даже резко противоречили ей.

Незадолго до окончания  племянником  выпускного класса  заместитель директора школы по воспитательной работе (назовём её здесь в шутку «Воспа», - впрочем, такое сокращение бытовало  и всерьёз),  – женщина, с  линией  партии  раз и навсегда заранее  согласная, затеяла  ученический  диспут  по  книге  весьма  ортодоксального  коммунистического    прозаика   Всеволода  Кочетова  «Чего же ты хочешь?» (1969).  Книгу, появившуюся в журнальном варианте, стали превозносить   областные идеологические руководители.  А Женя выступил с критикой книги, показав её художественную   неубедительность.     Этим  Воспа  была   ужасно  недовольна. И в характеристику, которую положено было выдать каждому выпускнику при окончании школы, вписала примерно  такую фразу: «Имеет    по поводу различных  политических,  идеологических и литературных  явлений  собственное мнение,   не всегда  верное»

Кто жил в СССР     времён   брежневского    застоя, тот поймёт:  такую  формулировку  в характеристике при поступлении выпускника школы в ВУЗ  можно было приравнять  к выдаче «волчьего билета». Что-то вроде сигнала о нелояльности.
Родителей  Жени  фраза очень встревожила.  Надо было что-то делать, протестовать, оспаривать формулировку. Но как раз сестра тогда заболела и не выходила из дому, а муж, кажется,  был в  отъезде.  Пришлось  ехать  в  ту школу мне. Моё преимущество (впрочем, сомнительное) было в том, что я (как и  Воспа)  считался «бойцом идеологического фронта», т. к. работал на мельчайшей, но тоже, несомненно, идеологической работе: редактором  заводского радиовещания  на одном из крупнейших харьковских предприятий.  И, конечно, в  этом  же, впрочем, была и моя особая уязвимость:  должность слишком мала, чтобы, назвав её, автоматически   рассчитывать на  успех.  Более того, слишком настойчивое пережимание  своего 
идеологического несогласия с  позицией   автора  книги могло мне   выйти  боком!  Тем более нереально было бравировать своей принадлежностью к «партийной журналистике»,  Поэтому я заранее решил вести    себя   очень   осторожно 
По  всему, что мне было известно о  Воспе,  я составил  о ней представление как о  женщине весьма   ограниченной  и верной  режиму.  А если  так, то предстояло использовать любые доступные мне и допустимые моими представлениями о нравственности средства, чтобы склонить её к изменению  губительного доноса.

Ибо это и был донос на юношу, который обладает  мужеством  «сметь  своё суждение иметь» («Горе  от ума»). Я знал уже по опыту:  такие «принципиальные» учительницы трепещут перед возможными неожиданными  последствиями своих «воспитательных» действий. В моём арсенале не было  средств  запугивания, но я решил злоупотребить в качестве такового своим  членским билетом Союза журналистов  СССР.  Эти «корочки» выглядели весьма внушительно, так как на лицевой  стороне    имели золотые тиснёные буковки и были издали чрезвычайно похожи на удостоверения  сотрудников, как сейчас говорят, «силовых органов»:  КГБ и МВД.  Но предъявлять   свой журналистский документ у меня не было повода, да я и остерегался обвинения  в «злоупотреблении службой». Нет, мне  было достаточно  заронить  тревогу   в   душе  этой  злобной и самоуверенной   дамы, мстящей  мальчику   за  несогласие (позабыл сказать: она была и учительницей  литературы).  Пусть думает обо мне:  «Кто, мол, этот человек?  Не может ли  мне  как-нибудь  навредить?»

Чтобы заронить  в её душе такую тревогу, я записал не устраивающую нас формулировку  (фразу из характеристики, ею же и придуманную)  на клочке бумаги, якобы на память, и положил бумажку внутрь членского билета. В  ходе разговора, происходившего  с  глазу на глаз в одной из  классных комнат, я, во-первых, то и дело употреблял  туманные  выражения типа:  «мы с вами, работники идеологического фронта, должны  понимать», «наш с вами партийный  долг  обязывает…»,   во-вторых,  несколько раз  вытаскивал  те свои  грозные «корочки»,  раскрывал их  и зачитывал  переписанную цитату  из характеристики, стараясь не слишком приближать  документ  к её глазам, но чтобы она видела солидную толщину этого  алого  документа  и сверкающие золотом  «государственные»  буковки надписи. При этом я расчётливо не представлялся по должности и занятиям , чтобы никто потом не мог  обвинить меня  в  шантаже.  Мне надо было добиться её согласия на мой разговор с директором школы  Бульбой,   о котором я  слышал как об умнейшем руководителе. Обратиться к нему через  голову  его заместительницы   я не решался – это был бы, возможно,  проигрышный ход,   притом, сильно напоминавший жалобу.  Зато я стал ей доказывать: обвинить ученика в том, что у него есть собственное мнение, - это примерно то же, что написать в характеристике:  «У этого человека имеется нос». Нос есть у каждого, но для чего об этом писать? «Тут что-то не так!,  – подумают  в приёмной комиссии.  – Значит,  педагоги имели в виду насторожить нас…»   И  судьба мальчика решится для него невыгодно…

Более веских аргументов против  той фразы в характеристике  я придумать не мог,  но убеждён и теперь:  то была грязная месть   глупой  женщины в «чистом  виде». Дело в том,  что   в партийной печати появилась статья или даже постановление ЦК КПСС , осуждающее автора романа за излишнюю прямолинейность  и другие идейные недостатки произведения. Мой племянник  оказался прав  даже и  «с партийной точки зрения»!

 «Так на  ж  тебе, умная голова  (скорее всего, рассуждала  «идеологически стойкая» дама   о своём непокорно мыслящем ученике),  не будь умнее своей наставницы, знай, сверчок, свой шесток…»   Но   отстаивать правоту «сверчка» , опираясь на  «партийную критику», было уже некогда: вот-вот предстояли вступительные экзамены в ВУЗ, конкурс, отбор   годных  абитуриентов  в студенты  приёмной комиссией…   

Раза   три прибегал я к изобретённому приёму – и дожал-таки, вытянул из неё согласие:  если директор, Иван Федотович  Бульба   согласится, она изменит текст, уберёт оттуда неприемлемую, с  точки зрения семьи, фразу.

Я пошёл искать Бульбу. Мне сказали, что он где-то на школьном дворе. Наконец,  мне  там указали  на двух беседующих друг с другом мужчин: один – в пиджачной паре и при галстуке, другой,  довольно лохматый, – в  рабочем халате и то ли с граблями, то ли с лопатой в руках,  –  типа школьного завхоза. Я обратился  со словами, что ищу директора школы, к тому, кто был в пиджаке, но он сказал мне: «Нет, я –завхоз, а вот директор» - и кивнул  на человека в  халате. Я стал объяснять проблему: «Моему племяннику, такому-то,  в выпускной характеристике написали то-то, однако…»  «Пожалуйста, короче! - сказал мне лохматый Бульба. Я сократил своё пояснение: «Понимаете, эту фразу приёмная комиссия может истолковать,  как…» - «Товарищ, – перебил  меня Бульба,  –  я  прошу вас  говорить короче. Вы  хотите убрать эту фразу? Я с вами согласен  –  в ней нет пока  необходимости  (до сих пор не могу объяснить себе это осторожное «пока»!) –  Уберём. Всё?» Ситуация напомнила мне сценку из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова:  Великий Комбинатор хочет продать кинофабрике ещё не написанный киносценарий, имеющий  только название: «Шея», пытается на ходу (на бегу!) объяснить что-то об этом сценарии, а начальник, за которым он бежит, на бегу же   бросает: «Короче… Короче…»   Наконец, Остап Бендер выпаливает: «Шея!» - «Ещё короче: сколько?»- Остап называет сумму – и тут же получает деньги…

Но в данном случае разговор шёл не о деньгах. Директор Бульба  произвёл на  меня впечатление умнейшего и предельно делового человека. Порочащая  (с точки зрения царившего режима единомыслия) фраза из характеристики было убрана. Племянник сдал вступительные экзамены на все пятёрки, отрицательных  сведений о нём в его документах не было, он поступил на труднейший в учёбе  факультет университета – мехмат,  окончил его, не получив за время учёбы, кажется,   даже ни  одной «четвёрки»,  в дальнейшем    успешно работал по избранной     специальности, но…
Ещё на студенческой скамье  он вступил в борьбу с  беззаконным  тоталитарным  режимом, организовывая сбор материальной помощи семьям диссидентов, осуждённых на изоляцию в лагерях или на принудительное лечение в «психушках». В годы перестройки стал одним их активных деятелей общества «Мемориал», на основе которого  возникла Харьковская правозащитная группа.

Евгений Захаров  уже много лет один из  её руководителей.  Он также входит в состав руководства  Хельсинкского союза  Украины. О различных политических, идеологических, литературных  и общественных явлениях у него по-прежнему есть собственное мнение, не обязательно совпадающее с мнением влиятельных и авторитетных людей, даже занимающих первые государственные посты  в его стране.