Ключи к Коньку. Разговоры Ижорской

Елена Шувалова
   В пьесе "Женишок-Горбунок", автором которой официально числится Ф.А. Кони, - а должен числиться А.С. Пушкин, - как я уже говорила, выведена очень любопытная фигура под именем молодой вдовушки Авдотьи Прокофьевны Ижорской. Я писала в предыдущей главе: "Ключи к "Коньку": Ижорская" о том, что скорее всего в её образе выведена "русская Миледи" Ольга Александровна Жеребцова (ур. Зубова).
   Так вот, эта тётушка ведёт в этом водевиле крайне любопытные разговоры - с невестой главного героя - девушкой Глафирой. Думая, что жених её - урод Хохолков, - она описывает всю его родню. Итак, вот его родичи.

   Прадед Иван Карпыч. Иван - это "Милость Божья", Карп - "Плод". Получается - "Милости Божьей Плод". В литературе (духовной): "И благословен плод чрева Твоего..."
/ Одна из главных христианских молитв "Богородице, Дево, радуйся!"

Итак, "Прадед его Иван Карпыч был кривошейка и горбоносый...  "

Таковыми были и некоторые древние писатели. Прежде всего, баснописец Эзоп, - благодаря которому все последующие поколения писателей могли использовать его - "эзопов" - иносказательный язык.  Бяше бо <Эзоп> горбат, кривошея... / Притчи.
Кроме того, у Ивана Ивановича Дмитриева в "Послании от английского стихотворца Попа к доктору Арбутноту", так сказано об Овидии: "Ваш нос Овидиев, вы так же кривошея,.." - так хвалят поэтов, даже и в недостатках видя "поэтические" черты. Слова Ижорской ближе даже вот к этому портрету Овидия. А с Овидием ведь напрямую  ассоциировал себя Пушкин - особенно оказавшись изгнанником в Молдавии, вблизи степей, за свою в некоторых местах "впадающую в бюрлеск" поэму "Руслан и Людмила"...

Далее у нас идёт

тётушка Ольга Акимовна - Ольга - "Святая", Аким - "Бог поставил". Получается:  "Святую Бог поставил". Где Бог поставил Святую Ольгу - искать особенно не нужно - в Древнем Пскове, - который она и основала, можно сказать. Недалеко от места второй ссылки Пушкина - села Михайловского.
"Придя на родину, в Выбутскую весь, блаженная Ольга простерла и здесь слово проповеди христианской к близким ей людям. Во время пребывания в этой стороне она достигла берега реки Великой, текущей с юга на север, и остано­вилась против того места, где в реку Великую впадает река Пскова, текущая с востока (в то время на этих местах рос большой дре­му­чий лес). И вот святая Ольга с того берега реки увидела, что с востока на это место, озаряя его, сходят с неба три пресветлых луча. Чудный свет от этих лучей видела не только святая Ольга, но и спутники ее; и сильно обрадовалась бла­жен­ная и возблагодарила Бога за видение, которое предуказывало на просвещение благодатью Божией той стороны. Обра­тившись к сопровождавшим ее лицам, блаженная Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемом трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и создастся великий и славный город, изобилующий всем». После этих слов и доволь­но продолжительной молитвы блаженная Ольга поставила крест; и доныне молит­венный храм стоит на месте, где блаженная Ольга его водрузила." / "Житие св. рвнп. Ольги..." "Ветхий Ольгин град...", - так называл Псков Пушкин.

Да, но при этом она - "с горбом"; почему? Не знаю. Может быть, здесь какая-то связь с Ольгиными горками - топонимом псковской земли.

Дальше у нас идёт

бабка Вычурская, - которая так же похожа на княгиню Ольгу. Ольга родиласЬ в селище Выбутская Весь. Если заменить две буквы, будет: "Вычурская".
Хотя, конечно, скорее это слово уже имеет отношение к "вычурам" XVIII века, к его любимому стилю "барокко" ("вычурному").  И - может быть, к "Причуднице" И.И. Дмитриева, главную героиню которой - Ветрану, - сравнивали с пушкинской Людмилой.

 в чахотке умерла, тоже...

    Вот почему она была горбатой и в чахотке умерла?... При чахотке на лопатках появляются пузыри, - но горбом они от этого не становятся... И какое отношение к чахотке имеют эти свежие прекрасные девы? Может, они должны напоминать Музу Поэта - чахоточную Деву-Осень?.. Она же и "клонится без ропота, без гнева..." - и лопатки выступают горбом, - как у арапки Хлёстовой...

Далее у нас идёт дед -

дед Сергей Анисимыч - "Высокочтимый Благодетель".

Дед был кривобокий: в карты сплутовал, в окошко выкинули - ребра не стало;

Известно, что как-то - в Кишинёве - в окошко выкинули самого Пушкина, который усердно мешал играющим в бильярд.
Дядюшка Пушкина Василий Львович был прозван "кособрюхим" - за неправильной формы выступающий живот.
Сегеем же звали - как известно - отца Пушкина, - который таким свойством вроде бы не обладал...
Высокочтимый... Это тавтология - но высокочтимым является - например - святой Сергий Радонежский, - защитник Земли Русской... В миру же он - Варфоломей - "Сын полей", "Сын пашни"... У него физических изъянов не было. Но интересно здесь то, что за "благодетелем" Сергеем Ижорская называет Прохора. А в пьесе Державина "Дурочка умнее умных" главным героем является Прохор Вахрамеич (народная форма имени "Варфоломей") Старокопейкин. То есть, вполне возможно, что за Сергеем и стоит Варфоломей - раз уж мы так и "пошли" по святым Земли Русской...
Далее -
дядя Прохор Кузьмич - "Мир перед хором"...; А вот "Прохор" - мирское имя Серафима Саровского, который действительно был сгорблен после того, как его избили разбойники.
("Кузьма" же - "Козьма Минич" был по прозвищу Сухорукий...).
А Ижорская говорит про него: "уж так и родился с сутулиной и с бородавкой на лбу... " Бородавка же нас наводит на портрет Самозванца - Гришки Отрепьева: "одна рука короче другой,... ..., на щеке бородавка, на лбу другая» /А.С. Пушкин "Борис Годунов". Но - при чём здесь Самозванец? Святой отшельник - и сбежавший ради соблазна земного царствования монах...  Не знаю. Но бородавка на лбу была у Отрепьева; правда, у него их было две. А Серафима Саровского в лоб целовала Божья Матерь, и говорила: "он - нашего роду..."
Интересно, что Прохор идёт после Сергея, и является, - следовательно - сыном его. Известно, что отец Прохора (будущего Серафима) начал строить в своём селе церковь в честь преподобного Сергия Радонежского - но не успел достроить. И маленький Прохор однажды упал с недостроенной колькольни - но остался цел и невредим. В духовном же смысле Серафима Саровского действительно можно назвать сыном Сергия Радонежского...

Далее Авдотья Прокофьевна называет уже вовсе никаких не святых, а - литературных персонажей.
Она называет Фуфыркина: "двоюродный брат его Фуфыркин и до сих пор урод уродом..." /Богдан Любимыч Фуфыркин, гвардии сержант - персонаж комической оперы Г.Р. Державина "Дурочка умнее умных".
Вот он-то уродом уж совсем не был!

Но пока от него перейдём к матушке Зорина, которая так похожа на матушку Чацкого:
"а матушка, прости Господи, была ужас что такое!... Он весь по матушке пошёл, по Анне Моисевне..." / "Анна Моисеевна" - "Божья благодать, извлечённая из воды..." / "По матушке пошёл, по Анне Алексевне, - покойница с ума сходила восемь раз...", - так Фамусов говорит о "сумасшедшем" Чацком. И здесь - явная цитата. Моисей же добавлен как святой и пророк, к ряду уже перечисленных: значит, мы правильно догадались, и все они - святые. Все, кроме Фуфыркина.

    Больше всех изо всего этого перечня меня и зацепил "двоюродный брат" Фуфыркин, - герой из пьесы Державина "Дурочка умнее умных". Дело в том, что он никогда не был никаким уродом. Напротив, наружность его была симпатична и благородна. Кроме того, считается, что в образе Фуфыркина Державин вывел самого себя. Значит, тогда - урод и сам Гаврила Романович? Он, конечно, уродом так же не был, - ни физическим, ни моральным, -  но однажды он написал следующее:

    "Ежели   я   выдался   урод   такой, дурак, который, ни на что не смотря, жертвовал жизнию, временем, здоровьем, имуществом службе и личной приверженности обожаемой  мною  государыне, животворился ее славою и полагал всю мою на нее надежду, а теперь так со  мною  поступают, то пусть  меня  уволят в уединении оплакивать мою глупость и ту суетную мечту, что будто какого-либо государя слово твердо,  ежели  Екатерина Великая, обнадежив  меня , чтоб  я  ничего не боялся, и не токмо не доказав  меня  в вине моей, но и не объясня ее, благоволила снять с  меня  покровительствующую свою руку? Имея столько врагов за ее пользы, куда  я  гожуся, какую  я  отправлять к состоянии должность?» , - так писал он фавориту императрицы Платону Зубову - брату Ольги Александровны Жеребцовой, - которая выведена в этом водевиле под именем Авдотьи Прокофьевны Ижорской. Писал это Державин, когда его отстранили от работы в коммерц-коллегии, - оставив должность президента, запретили работать - "чтобы ни во что не мешался", - как приказала Екатерина. То есть, - дела-то делать не надо. - сиди, как шут гороховый, и не проявляй ни свою верность, ни трудолюбие, ни - упаси бог! - честность...
Так же рьяно Пушкин взялся за Историю Петра, и за Историю Пугачёва - для царя, для Николая, - чтобы Петру он старался быть подобен, а то - глядишь, - Самозванца накличет на свою царскую голову... И что же? Царь в ответ положил глаз на его красавицу-жену, а его самого определил камер-юнкером, чтобы он доставлял жену свою в его интимный дворец... Вот что вышло из его желания сотрудничать с царём - ещё хуже, чем у Державина с Екатериной! И он так же надеялся, что слово государя может быть твёрдо... И так же вышел - дурак и урод... Подобно Фуфыркину-Державину.

Итак, перечтём наших "уродов". (Прости, Господи!)

   Иван Карпыч - Плод Божьей Милости, - то есть, - сам Христос, но поскольку его зовут не Иисус, а Иван, - то, наверное - Русский Христос, а русский Христос - это сам А.С. Пушкин...

Ольга Акимовна - "Святую Бог Поставил". За Ольгой Акимовной стоит Княжна Ольга, жена Игоря, бабушка Владимира Красно Солнышко; из рода Гостомысла, призвавшего некогда Рюрика с братьями притти княжети на Руси. Что это за символ? Судьба... Крёстный путь. Чей? Пушкина. И он свой путь в Ольгиной вотчине и осознал; там Пророком Русским себя и ощутил.

Бабка Вычурская - видимо Муза Поэта. Она к нему сначала бабушкой и являлась, в прабабкином - "античном" - чепце.

Сергей Анисимыч - "Высокочтимый благодетель". Сергий Радонежский. Защитник и спаситель Руси, Москвы от Мамая. Пушкин - в параллель с ним: "Александр" - "защитник" - России и Москвы - от варварства.

Прохор Кузьмич. "Перед хором мира". Прохор - мирское имя Серафима Саровского. Серафим Саровский - единственный из перечисленных действительно горбатый. Горбат стал после того, как разбойники напали на него и избили до полусмерти. То есть, после того, как  встал "перед миром", в смысле - "обществом" - на избиение - как Христос... Судьба Поэта - быть избиваемым обществом - хоть и не в прямом физическом смысле.

И вот - вдруг - Фуфыркин. Под этим именем вывел себя в комической своей опере Гаврила Романович Державин. Но потом многое от Фуфыркина взял Александр Сергеевич Пушкин в образ своего Петруши Гринёва. Державин сам себя назвал дураком и уродом, поскольку никак не мог отучиться верить царскому слову. Но и Пушкин - как я писала в своих многочисленных работах - так же почувствовал себя вовсе дураком, прочтя Указ о своём камер-юнкерстве. И он так же до последнего надеялся на царя. И после этого и стал - как я считаю - писать сказку "Конёк-Горбунок", - где вывел себя под именем дурака Ивана.

Осталась матушка - похожая до полной тождественности на матушку Чацкого, - Анна Моисеевна (Анна Алексевна). Благодать Пророка. Благодать, связанная с водой... Как кораблик - что бежит себе в волнах на раздутых парусах... Как посланная в бутылочке в море-окиян Времени записка - нам, - потомкам, - с мольбой: разобраться в написанном, и всё расставить на свои места, и отдать Богу - Богово, а кесарю - кесарево...

    Но - стоп, стоп, стоп! Ведь Ижорская всё это говорит про Хохолкова, а мы всё это взяли и отнесли к Зорину! А Зорин ведь только надел его костюм, только подделался под него, но ведь он - не Хохолков, он - Зорин!
Но - полноте, - уверены ли мы в существовании того Хохолкова? Ведь он так и не появился в пьесе, этот женишок-горбунок. За него - за двоих - отыграл один Зорин. А кто такой Зорин? Мы выясняли уже этимологию его фамилии, и убедились, что происходит она от имени Лазарь, или Елизар. Мы рассмотрели Евангельского Лазаря и Лазаря сказочного - богатыря Лазаря Лазаревича, папу Еруслана. Но мы забыли про ещё одного героя пьесы Державина "Дурочка умнее умных"  - Елизара Варфоломеевича Проныркина, с приписью подъячего. В водевиле Кони "с приписью подъячий" - Маркел Фомич Хохолков. ("Воинственный близнец", или - скорее Маклер (то есть, стряпчий)-близнец"). Поскольку фамилия "Зорин" происхожит от Елизара (Лазаря), и он называется у нас в пьесе "с приписью подъячим", - то явно, что Зорин "произошёл" прежде всего - от державинского с приписью подъячего Елизара Проныркина. То есть, снова - тесная связь с Державиным, с его комической оперой "Дурочка умнее умных". А в водевиле "Женишок-горбунок" за образом поручика Зорина (имени и отчества его не указано вовсе) стоит сам Александр Сергеич Пушкин. Так что, все эти "уроды" Авдотьи Ижорской относятся непосредственно к нему. Он - из их рода. "Уродливость у них в крови, это фамильная слабость!" ...

И - наконец! - озарило напоследок: если всё это Ижорская говорит про Хохолкова, а не про Зорина, - про урода, а не про красавчика, - то всё, относящееся к уродству, можно просто отмести. Тогда, значит, я напрасно искала горбы у святой равноапостольной княгини Ольги. (Свят, свят! Не сердись, матушка! Ты в гневе страшна!) С другой стороны, "горбоноса и кривошею" действительно можно отнести как к Эзопу, так и к Овидию - и оба автора близки Пушкину. И у Серафима так же был горб. В общем, у кого-то что-то и вправду было. Так тут и самого Зорина чуть не убедили, что у него - натуральный горб! И всё это связано прежде всего с Коньком-Горбунком, - с которого автор очень хотел бы снять его два горба - до такой степени, что та же Ижорская проговаривается. Когда Глафира (чьё имя, кстати, значит "Гладкая") возражает, что Зорину очень легко от своего горба ( одного!) отделаться, то Авдотья Прокофьевна говорит следующее... Нет, я лучше процитирую.

Глафира. Очень легко и просто, он наденет другое платье.
Авдотья Прокофьевна. И вероятно наперёд велит сделать операцию и срезать себе обе лопатки...

Зачем же срезать обе лопатки, когда горб - с одной стороны? И не в области ли лопаток должны быть крылья? По крайней мере - у Пегаса... Так - думаю - Женишок-горбунок стремится реабилитировать Конька-горбунка. Он, - собственно, - для того и написан. Всякий избыток должен настораживать. Избыток уродов - то бишь, горбунков - тоже.