Тупой заводчик. Подражание С. Щедрину

Евгения Измайлова
 В стране, которая когда-то была государством, жил – был тупой заводчик. Завод-то ему достался по наследству от любящего папаши. А сам папаша вместе с женой и дочкой укатил за море-океан.
  Когда в стране ещё было государство, завод работал исправно: продукцию выдавал, жилые дома строил и инфраструктуру вокруг домов создавал: школы, детсады, больницы, магазины и прочее. Рабочие и те получали премиальные, не говоря уже о начальстве.
   По щучьему велению и по его умению директор завода, конечно, не бедствовал. Но вот проблема: денег накопилось у него не мерено, а потратить их сложно: ОБХСС может придраться или придётся поделиться изрядно, а не хотелось бы.
  И собрались такие же, как он, директора да прочие руководители- накопители и стали думку думать, как бы им свои накопления реализовать. Капиталы есть капиталы, и реализовать их возможно лишь при капитализме. И ничего лучшего не надумали, как у себя в стране обустроить  капитализм, а в том, что из-за моря- океана помощь будет, даже не сомневались, ибо помнили «свой свояка видит издалека». Как надумали, так и сделали. Решили: прежде всего, надо людей настроить, посеять недовольство властями, чаще показывать по телевидению, как чудесно живётся за границей, как далеко там ушли от минувшей войны.
  И вот по щучьему велению и по их хотению зашумели, зашевелились массы. Заворожил их «шведский социализм», где даже в тюрьмах живётся на зависть Родине.
 А затейникам того только и надо. И снова по щучьему велению и по их хотению исчезло вдруг всё в магазинах: продукты, вещи, предметы обихода.
  И тут в помощь им прилетел волшебник в английском костюме, и объясняться он умел по-английски. И был этот волшебник такой умный, почти мудрый: угадать и угодить  равного ему не было. И помогала ему волшебная палочка-выручалочка.  Как стукнет его эта палочка по мозгам, так сразу и включаются его волшебные способности. А эта волшебная палочка, ох, и длинной же была. Через моря, океаны до него дотягивалась.
 И превратил этот волшебник с помощью той палочки все богатства государства в красивые бумажки под названием «ваучер». Не стало государства, хотя страна ещё оставалась. Но кормилицей она сделалась для тех, кто, будто бы за те самые ваучеры, скупил в государстве его ресурсы, заводы, корабли и пароходы и всё из чего ещё можно было без особых затрат получать прибыль.
   И находчивый директор обзавёлся этими волшебными бумажками и  якобы за них выкупил  завод, которым руководил.
 Но сам он захотел пожить на покое, в своё удовольствие, укатил за море-океан с женой и дочкой, а купленный им завод подарил сыночку своему.
    А сыночек был не прост, хотя и не в папашу умом удался, но мысль папаши угадал и мозги ломать не стал.
  Есть завод, чего же надо? Можно бы, конечно, и жениться. Посмотрит он на себя в зеркало – кудри буйные на голове, ну, а что внутри-то зеркало не показывает. Посмотрит он в другой раз – косая сажень в плечах. Чем не жених? Нет, думает он, жениться ещё рановато: надо замок сперва построить не хуже чем у тех артистов. И стал сыночек заводом править, не царство-государство, конечно, но своё. Только очень не хотелось ему вложения в этот  завод делать, да и зарплаты работникам выплачивать накладно. И решил он месяц другой своим рабочим зарплату не платить. Где же набраться  средств на налоги, на запчасти к станкам да ещё и на зарплаты?
   Не платит он месяц, другой. Рабочие ходят на работу, хотя и ропщут. Заводчику понравилось не платить: проценты на зарплату рабочих у него по щучьему велению, по сговору с банком растут. Но вот рабочим не очень это любо было. Инженерно-технические работники и подавно ушли с завода. Терпели, рабочие терпели, пока было, что с завода умыкнуть да продать, на что и существовали со своими семьями. Но умыкнуть стало нечего, а зарплаты всё нет, тогда решили митинговать, требовать своё. Хозяин был просто тупой, но не дурак и уволил смутьянов-зачинщиков. Остальные притихли.
  Потирает руки заводчик: теперь они, как миленькие станут у меня работать, будут трудиться один за троих, а я, как батя в былые времена, приглашу певцов и певичек, пусть порадуют мою уставшую от митингов душу.  Ведь было же, что приезжали в заводской дворец культуры самые известные эстрадные артисты, зал ломился от зрителей, а после концерта для администрации и артистов – ресторан, автографы, торжественные проводы. Хорошо-то как было!
  Решил и пригласил. Только заводского дворца культуры уже не было, заводчик продал его за ненужностью,  гостиницы заводской тоже не стало, и её он продал какому-то ЖКХ, и пришлось артистам выступать в заводской столовой. Выступили артисты, пообедали в заводской столовой и уехали восвояси. Потирает заводчик руки. Дёшево обошлось.
   Как-то смотрел он концерт по телевизору, очень ему тот концерт понравился. Нужно бы и этих артистов к себе позвать. И послал он им приглашение:
 - Так де и так, жду вас, отрада души моей, в пенатах своих .
  Ждёт он неделю, ждёт другую – не едут. Он всё ждёт.  В чём дело? – думает заводчик. А пока он лежал и думу думал, все рабочие с завода испарились. Да и что на заводе делать? Станки развалились, наладчиков хозяин не нанимает – дорого, цехи не отапливаются. Вот рабочие мёрзли, мёрзли, а пока хозяин лежал да думал, весна пришла, лёд растаял, а с ним и рабочие испарились. 
  Посылает заводчик новое приглашение артистам и получает письменный ответ: мы к тебе не приедем. Твой папаша нас приглашал, когда ещё было государство, он нас за счёт завода угощал, каждому после концерта конвертик увесистый вручал, и всем было хорошо. А ты тупой  заводчик. Кто же к тебе поедет, чтобы тебя ублажать за столовскую похлёбку? Нет, уж уволь и больше не пиши нам.
  От такого ответа в голове заводчика началась паника, кудри дыбом встали: ведь он хотел, как лучше, как выгоднее. Он не знал отцовскую присказку: «по щучьему велению, по моему хотению», да и щуки стали не те и велеть заводчикам разучились, а вот хотения у новых заводчиков не убавилось, но и ума не прибавилось.  Не получилось у тупого заводчика ни хорошо, ни выгодно. Завод-то отец ему подарил, а вот умом наградить не удосужился.
 Ещё хорошо он ли догадался сам или кто надоумили все развалившиеся станки с завода сдать в металлолом да к отцу за море-океан перебраться.
  Не дано ему тупому было понять, что когда овец стригут, шкуру не трогают. Да  ведь и овцы- то были ему без надобности. Ту-у –пой.