Наши специалисты

Александр Субботников
          Германия для многих выходцев из России стала постоянным местом жительства. В русской диаспоре Лейпцига люди самых разных профессий – от рабочего до кандидата наук. Так вот, дипломы выпускников российских вузов в Германии – полупустые бумажки. Поэтому эмигранты должны подтверждать свои профессии.
          Нашему инженеру-строителю сначала надо основательно изучить немецкий язык, а затем окончить специальные академические годичные курсы. Да еще практика три-четыре месяца. А потом экзамен. Только тогда дипломированный инженер-строитель может считать себя европейским специалистом и искать себе работу. То же должны делать все наши.  
          Александр Фольк четыре года работал на Родине инструктором лечебной физкультуры, массажистом, мануальным терапевтом. Имел специальное образование, диплом и с этим багажом приехал сюда на ПМЖ. Семь лет ему пришлось учиться, в том числе два года в одной скандинавской стране! Сейчас у него свой физиотерапевтический кабинет, и не один, и все теперь у него в порядке после замены советского диплома на германский.
          Лиля Маранц на Украине окончила годичную школу парикмахеров, получила диплом. Будучи опытным профессионалом, приехала в Германию, выучила немецкий язык, но на работу ее не взяли. Здесь обучают будущих мастеров стрижки три года. С учетом того, что Лиля ранее окончила школу парикмахеров и была уже готовым специалистом, ей уменьшили срок обучения на год. Два года упорной учебы вперемежку с практикой дали результат: она парикмахер с немецким дипломом. И только теперь устроилась работать по специальности.
          Но, пожалуй, труднее всего здесь стать врачом. Ну, конечно же, надо знать немецкий язык. Знать хорошо, говорить и понимать свободно. Эмигрант-врач получает право работать ассистентом-практикантом от шести до двенадцати месяцев. Бесплатно. После практики становится ассистентом врача уже с зарплатой. В течение четырех лет надо экзаменом подтвердить российский диплом. Если по какой-либо причине экзамен не сдан, то предоставляется возможность работать следующие четыре года, но снова лишь ассистентом. Желание заниматься любимым делом и работать по специальности пробивают все преграды. Страстность, упорство и настойчивость приводят ко второму, теперь уже немецкому диплому. И диаспора знает: это наверняка хороший врач.
          Да что дипломы! Водительские удостоверения, выдаваемые в Москве как международные, здесь тоже недействительны. С ними можно водить машину не более полугода. За эти шесть месяцев будь любезен получить европейские права, предварительно окончив автошколу. Какого-то определенного количества учебных часов по вождению нет. Учатся ездить до тех пор, пока инструктор не сочтет возможным выпустить на экзамен. Приезжает экзаменатор и принимает вождение (или не принимает). Инструктор, чей ученик не сдал экзамен, может потерять репутацию. Поэтому он муштрует их основательно. И, тем не менее, сдавшие экзамен с первого раза – редкость. Обучение в автошколе – дело не дешевое. Заплатить надо за экзамен по правилам дорожного движения, за проверку зрения, обучение по оказании первой медицинской помощи в пути, за каждый час обучения и экзамен по вождению. Набирается полторы-две тысячи евро в зависимости от того, сколько часов учился водить машину и сколько раз сдавал экзамены.
          Работать водителем грузового транспорта можно только после полного курса обучения в автошколе. А вот рабочих хорошо берут и, естественно, тех, кто выучил немецкий. Компьютерщика, например, возьмут только незаурядного: обыкновенных своих полно. Почему так происходит? Очевидно, потому, что у нас разные системы образования и, следовательно, разный уровень подготовки специалистов.
          В немецком законодательстве записано: «Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать максимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям».
          Самое главное в этом законе то, что он работает четко и без сбоев.
Граждане Германии и эмигранты из России могут учиться в течение всей своей жизни. Они могут получить образование общее, профессиональное и высшее. Созданы все условия, и государство выделяет для этого деньги. Обучение бесплатное. Здесь есть и частные образовательные учреждения, они, конечно же, платные. Есть так называемая Постоянная конференция министров образования и культуры земель и конференция ректоров учебных заведений. Вот эти две организации и руководят образовательным процессом данной земли. Местный закон об образовании не противоречит подобному Федеральному закону.
          В Германии стройная система школьного образования. Но даже она вызывает у родителей недовольство какими-то, с их точки зрения, «неправильностями». Недавно поводом для волны протеста послужил тот факт, что немецкие школьники по знаниям, сообразительности и навыкам уступили школьникам другой европейской страны. Вот и требуют родители реформирования системы образования! И еще: выпускники школ знают как минимум один иностранный язык – английский. Окончившие гимназию знают еще второй язык, по выбору самого обучающегося. Путь в высшее учебное заведение открыт. Молодой человек направляет документ об окончании гимназии в университет, и его, в зависимости от конкурса и среднего выпускного балла, зачисляют (или не зачисляют) на учебу. По сути это наш, с такими потугами внедряемый ЕГЭ, только без шума, скандалов и коррупции. Приемную комиссию не интересует, бедный абитуриент или богатый, городской или деревенский, и никакого блата, а тем более взяток. За это сразу же тюрьма. Все просто, даже как-то буднично. Молодой человек окончил гимназию, отправил документы и поступил в желаемый институт. Студент получает стипендию. Ее хватает, чтобы хорошо питаться и платить за аренду комнаты в общежитии. За годы обучения накапливается долг государству. Его надо вернуть в течение нескольких лет. С учетом рассрочки и разного рода скидок дело это не очень обременительное. Все, кто приобретает любую профессию, проходят длительную практику. Этот процесс серьезен настолько, что студент, получивший диплом, может сразу же выполнять работу по специальности.
          Российскую систему образования я знаю по жизни, по тому, как учился сам, учились мои дети, внучка. Плохо нас учили. В школе, конечно же, найдутся хорошие или талантливые ученики. Из них вырастают классные специалисты, организаторы производства, ученые. Остальные – средненькая, серенькая, плохо образованная масса. Отсюда все наши невзгоды, потому что полноценная жизнь начинается с учебы. Образованность – от учебы. Знание иностранных языков – от учебы, а без них сейчас никуда. 
          Я вижу, как учат детей в соответствии с германским Федеральным законом об образовании. Слежу за баталиями, происходящими на Родине вокруг внедрения ЕГЭ, и слышу болтовню некоторых депутатов Госдумы о превосходстве нашего образования. Но я также вижу беспомощность наших дипломированных специалистов, переехавших на постоянное место жительства в ФРГ. Вижу унижение, которое они здесь испытывают. И начинаю невольно завидовать тем, кто получает здесь образование. А знаю, что зависть – грех, вспоминаю десятую Заповедь: «Не желай всего того, что есть у ближнего твоего». Но как не желать моим россиянам лучшего, современного обучения? Как мне им не пожелать избавления от ошибочной мысли о превосходстве нашего образования?
          Его нет, к сожалению, этого превосходства. Может, оно и ни к чему. Надо всего лишь готовить специалистов таких, какие могут быть безоговорочно востребованы не только в России, но и за ее пределами.