Они сражались за родину. Летчик Александр Ивашко

Сергей Лихтарович
Орлы умирают в небе. Когда приходит их  время, величественные птицы поднимаются как можно выше в облака и камнем бросаются вниз. До земли они долетают  мертвыми.  Так гласит древняя кавказская притча.  Летчики не погибают, они просто улетают. Память о героях остается навсегда в сердцах тех, кто ждет их на земле. Так  свой огненный путь в небо с Пуховичской земли проложил наш земляк – отважный летчик Великой войны  Александр Ивашко. В год празднования 70-летия великой Победы хочется вспомнить всех, кто не вернулся с войны. Героев и простых солдат, нужно продолжить поисковую работу, установить имена павших и воздать им вечную славу.

Герою было только 22 года, кода он отправился в свой последний героический полет.  Не успел молодой летчик жениться, нарожать детей, построить дом.  Своим самопожертвованием летчик спас жизни сотен мирных граждан и тем самым заслужил вечную память.На могиле война в городе Берестечко Украина установлен памятник, украинская телестудия сняла о нем фильм,именем отважного летчика названа улица в городе Марьина Горка.
Родился Александр Ивашко  в 1922 году в небольшой деревеньке  Пудицкая Слобода Пуховичского района. Успел закончить до войны семь классов и ФЗУ. Взрослая жизнь началась с работы в минском Доме печати.
 
В середине 30-ых годов страна позвала молодежь в небо на самолеты. Для армии необходимо было подготовить тысячи летчиков. Это была сложная задача для аграрной страны с отсталой технической культурой, где трактор был в диковину, а уж самолет и подавно. С этой целью по всей стране была развернута сеть аэроклубов. Они были созданы в Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске и других крупных  городах. Кумирами молодежи стали прославленные летчики Чкалов, Водопьянов, Громов, Рычагов, Грицевец.  «Нет такой высоты, покорить которую не способен целеустремленный и настойчивый»- было послание  этих прославленных героев молодежи.  Герой Советского Союза Михаил Шишков, прославленный летчик Великой отечественной вспоминал : «Мы со всем энтузиазмом откликнулись на этот призыв, ведь наши сердца переполняли юношеский задор и искреннее желание изменить к лучшему мир вокруг себя, а стремление посвятить свои жизни служению Родине систематически прививались нам воспитанием».

Чтобы поступить в аэроклуб, необходимо было получить направление от комитета комсомола школы и пройти строгий отбор – медицинскую и мандатную комиссию.  Мандатная комиссия осуществляла строгий надзор «за классовой чистотой советских ВВС». Пройдя все испытания, Александр Ивашко был зачислен в Минский аэроклуб и стал учлетом. Вчерашние школьники, рабочая молодежь и студенты осуществляли обучение в аэроклубе без отрыва от основной работы и учебы. Обучение состояло из теоретической и практической части – пилотирование осуществлялось на легендарных У-2. Учлеты, успешно освоившие теоретический и практический курс аэроклуба, автоматически зачислялись в Школу пилотов. В 1940 году Александр Ивашко  был направлен в Батайскую венную школу летчиков, где после длительных тренировок оттачивалось мастерство пилотирования и вчерашние курсанты становились летчиками.

Существовал и своеобразный обряд посвящения в летчики после первого самостоятельного вылета. Вот как его описывает Михаил Шишков: «Только лишь перестали вращаться винты, самолет со всех сторон окружает развеселая толпа товарищей и буквально вытаскивает «новорожденного» авиатора из кабины. Затем двое самых крепких, схватив его за руки и ноги, трижды изо всех сил ударяют задницей о «дутик» - хвостовое колесо крылатой машины. Своего рода пожелание мягкой посадки на своем аэродроме». Необходимо отметить, подтверждается воспоминаниями участников войны, что молодые летчики имели не более 80 часов налета, не имели достаточного опыта полетов в группе и боевых стрельб. Все это мастерство пришлось оттачивать в небе войны. Опыт стоил тысяч жизней молодых парней.
Обучение было прервано начавшейся войной. «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами»!- этот  призыв словно проникал в самое сердце каждого советского человека. Предстояла тяжелая долгая война и каждый был готов отдать свой жизнь за Победу!

Молодые летчики направлялись на фронт, где и получали первый боевой опыт. Сержант Ивашко,начиная с 1940 года бывшим курсантам летных школ не присваивали офицерского звания,  был направлен в 15 ИАП под Старым Осколом. Первое боевое крещение молодой летчик получил в небе над Сталинградом, где 13.09.1942   открыл свой личный счет сбитых  самолетов противника. После первой победы довелось испить и горечь поражения.
В районе Новороссийска в сентябре 1942 самолет Александра Ивашко был подбит. Пилот выбросился на парашюте и упал в море. Воздушный бой заметили моряки торпедного катера  и бросились  к тонущему летчику. Катер был атакован с воздуха самолетами противника. Весь экипаж погиб, спасая летчика.  В живых остался  один юнга. Он и доставил тело раненного летчика на берег. Александр Ивашко получил пулевое ранение руки и ожег лица первой степени.  Первая почетная награда – Орден Красной Звезды был вручен пилоту 15 ИАП старшему сержанту Ивашко Александру Романовичу в декабре 1942 года.  Из наградного листа: «В войне с немецкими захватчиками  участвует с августа 1942 года. Провел 14 воздушных боев с самолетами противника. Лично сбил один самолет Ю-88 и в группе один самолет МЕ-109Ф. В боях смел, напорист,  выдерживал напряжение до 6 боевых самолетовылетов с воздушными боями».

После непродолжительного лечения Александр Ивашко продолжил бить врага в составе 16 ГИАП под командованием легендарного летчика-аса А.И. Покрышкина. Здесь и  раскрылся его талант военного летчика. В начале  1943 года  Александру Ивашко присвоено очередное воинское звание гвардии лейтенант. Он освоил новый самолет – «Аэрокобра», ранее летал на ЛАГ-3. Приказ о награждении Александра Ивашко орденом Боевого Красного Знамени был подписан командиром 16 ГИАП дважды Героем Советского Союза майором А.И. Покрышкиным. В составе 16 ГИАП летчик произвел 83 боевых вылета. Лично сбил два самолета противника МЕ -109. За личное мужество и героизм при выполнении воинского долга награжден Орденом Боевого Красного Знамени.
Описание последнего боя Александра Ивашко находим в книге А.И. Покрышкина «Познать себя в бою».  «В одном из таких боев погиб смелый и талантливый летчик, заместитель командира эскадрильи Александр Ивашко. Его группа вылетела рано утром на прикрытие танков, форсирующих реку Западный Буг. Четверка Ивашко встретилась с восьмеркой «Фокке-Вульф- 190» Во время лобовой атаки вражеский снаряд разорвался в кабине самолета Ивашко и он, раненый, пытался уйти на свой аэродром. Его прикрывал ведомый Вячеслав Березкин. Но четверка «фоккеров» решила не упускать  подбитый советский самолет ринулись на преследование. Березкин смело отразил первую атаку, сбил «фоккера». Он мастерски вел бой с тремя истребителями противника, прикрывая командира. В один из моментов, уйдя из-под огня бочкой, он сумел хажечь второго «фоккера». Вражеская пара прекратила атаки и ушла на запад.  К большой горечи, Ивашко не дотянул до своего аэродрома. Вероятно он  потерял сознание от ранения. Летчик разбился у городка Берестечко».

О героической гибели своего однополчанина вспоминает Константин Сухов в своей книге «Эскадрилья ведет бой» «Саша Ивашко получил тяжелое ранение. Он мог покинуть  самолет  и спастись на парашюте. Но внизу был город – Берестечко, и поврежденный истребитель упал бы на его улицы, на крыши домов. А там – люди, там дети. И летчик тянул, сколько мог, сколько было сил, отводя беду от людей. А поврежденный самолет шел все ниже. Только убедившись, что истребитель упадет в поле, израненный летчик позволил себе воспользоваться парашютом. Залитыми кровью глазами он видит, что ветер несет его на дома. Но сил что-то предпринять уже нет. Он упал на крышу двухэтажного дома. Потом сорвался вниз».

Но летчик был еще жив. Ему оказали первую помощь и отправили в госпиталь 13-й армии. По пути в госпиталь перестало биться сердце отважного сына Пуховичской земли.  Александр Ивашко был похоронен в братской могиле с. Пяски, близ Берестечко, Волынской области.  В документах о смерти значится родственники летчика: отец - Роман Ивашко и тетя- Копаницкая Мария Андреевна, проживающая в Пудицкой Слободе.   В 1951 останки героя были перезахоронены в братскую могилу на Центральной площади г. Берестечко. Проводя поиск в бескрайних просторах интернета, автор обнаружил фото памятника на могиле летчика Александра Ивашко.  Так закончилась короткая и яркая жизнь Александра Ивашко . Ему было всего 22 года. На личном счету летчика числятся более 100 боевых вылетов и пять сбитых самолетов противника.
Когда автор готовил материал о летчике,  он любовался голубым в дымке небом на картине несвижского художника В. Ивашко. Картину купил давно, когда и не было мыслей о написании данного материала. Для Ивашко небо - это смысл и полет.

Материал опубликован в районной газете "Пухавiцкiя навiны"