Евангелие - это повествование о моей жизни

Екатерина Домбровская
«Только когда человек испугается своего сердца, он начнет беспокоиться и взывать ко Господу: Господи, как же мне спастись?»
Отрывок из проповеди Владыки Алексия (Фролова)(+2013)
7 декабря 2003 в день памяти св. вмц. Екатерины.
(Из личного архива публикатора - ©)

...Сегодня мы услышали такие замечательные слова: "Терпением вашим спасайте души ваши". И всегда задается вопросом человек: что же терпеть? кого терпеть? И очень часто человек ставит себя в позу страдающего, в позу терпящего то или иное испытание, искушение жизненное. Он терпит обстоятельства, он терпит людей, которые ему причиняют боль. Это ошибочная позиция! При любых ситуациях необходимо человеку терпеть только себя! Ведь сосредоточием нашей духовной жизни является наше сердце. И вот до тех пор, пока человек не утомится своим сердцем, он только питает иллюзию, что он христианин, что он живет по-настоящему. Нет. Он сам себе лжет.
Только лишь тогда, когда, встречаясь с трудностями, человек начинает чувствовать, что сердце, которое он имеет, не способно любить, не способно терпеть себя, не способно жертвовать собой ради интересов ближнего, и забывает о том, что любовь – это прежде всего подвиг, тогда он понимает, что нести этот подвиг не в состоянии. Он только любит тех, кто его любит. И он всегда посягает на бОльшую любовь к себе, нежели сам может любить других.
И вот, дорогие братия и сестры, до тех пор, пока человек не встретится со своим сердцем вплотную, пока не испугается себя, он до тех пор не станет размышлять: кто я? к чему я призван? И вот тогда только, испугавшись, повторяю, братия и сестры, только когда человек испугается, испугается своего сердца, он начнет беспокоиться и взывать ко Господу: «Господи, как же мне спастись? Неужели ты можешь помиловать меня с таким сердцем? Что мне необходимо сделать в этой жизни»? И услышит: "Терпением вашим спасайте души ваши". "Без пролития крови нет прощения". И вот только лишь тогда, дорогие братия и сестры, я (человек) начинаю осознавать глубоко, что спасение «не от подвизающего, а от милующего Бога» (Рим.9:15-16). И конечно же только Бог в состоянии сообщить мне радость спасения. А его он уже сообщил радостью благовестия. Мы спасены.
И вот тогда я начинаю осознавать, что Евангелие, это не повествование о жизни Спасителя, а прежде всего это повествование о втором Адаме: в первом Адаме все умирают, во втором - все оживут. Евангелие - это повествование о моей жизни. Я так должен прожить эту жизнь. И вот чего я постоянно боюсь в этой жизни и берегу себя так это - боль. Я не люблю боль. Я боюсь ее. Я от нее постоянно убегаю. Я убегаю от болезней, я убегаю от нелюбящих меня людей, забывая, что не любят-то меня и причина – во мне. И если я не люблю, то виновен не тот кого я не люблю. Виновен я. Во мне нет любви. Нет у меня этого дара Божия. И вот только лишь тогда я начинаю глубоко верить Христу. Не верить во Христа, а верить Христу. Разница большая. Только лишь тогда я начинаю обращаться к Богу по-настоящему. «Отче, да мимо идет чаша сея. Я боюсь боли, Господи. Я так ее боюсь. Я всю жизнь себя берегу. Берегу даже от любящих меня людей. И я даже обижаюсь на них, если они не сделали мне того, что я от них ожидаю. Отче, я боюсь боли. Но впрочем, не что я, но что Ты хочешь».
Вот эту часть молитвы мы, к сожалению, редко произносим. Мы боимся ее произнести. Потому что вдруг Господь начнет делать, то что мне не понравится, вдруг он мне пошлет испытания с которыми я вроде бы не могу справится. Я боюсь самого Бога. В таком ключе я всю жизнь строю свои отношения с Богом. Это болезнь современного православного человека - он живет, идя по жизни, строя отношения со Христом, боясь Бога, забывая о том, что Он ведь мой Отец. А кто из вас – будучи отцом – когда сын попросит хлеба, подаст ему камень или попросит рыбы, подаст ему змею. Не тем ли больше Отец ваш Небесный, знающий, в чем вы имеете нужду. И Он не только отец мой, но Он меня любит!
В основе миробытия лежит любовь. И божественные заповеди - это прежде всего попытка сохранить Божественную Любовь здесь на земле . И я к этому избираюсь. Я на это избираюсь. «Я вас избрал быть светом миру, быть солью земли. Любить тех, которые не любят. Боготворить тем, которые нуждаются. Жертвовать собой, как я пожертвовал собой», – говорит Господь. И вот только лишь тогда, когда я осмысленно произнесу, не в своем сознании, а в сердце, зная, что передо мною Господь и Он ближе чем мое дыхание, – тогда только, когда я произнесу: «Отче, да мимо идет чаша сея. Я боюсь боли, Господи. Я так ее боюсь. Я всю жизнь себя берегу. Берегу даже от любящих меня людей. И я даже обижаюсь на них, если они не сделали мне того, что я от них ожидаю. Отче, я боюсь боли. Но впрочем, не что я, но что Ты хочешь», – я услышу эти дивные слова: «Возьми Крест свой и следуй за Мной». «Куда, Господи? В Рай?» – Не в Рай. А изначально – на Голгофу.
Через Голгофу только мы можем приобщиться к дару воскресения. И вот когда мне предлагается взять крест и следовать за Ним, не параллельно, а вслед, я слышу удивительные опять-таки слова, произнесенные Господом: «Дитя мое возлюбленное, я так тебя люблю, я до твоего рождения, по любви к тебе, пострадал и показал образ Любви. Вот так я тебя люблю. Я тебя прошу вот тот путь жизненный путь, по которому я тебе предлагаю пойти, я уже до твоего рождения прошел. От тебя не требуется дачи нравственных оценок ситуациям, событиям, людям. От тебя только требуется одно - нравственное проживание жизни. Все, что ты встретишь на своем пути это от меня, люди испытания, болезни, это все от меня. Это все будет напрягать твое сердце…»
И вот здесь-то мы и должны вспомнить мучеников. А как же они шли по этому пути? Разве кто-нибудь из мучеников отстаивал свои религиозные убеждения с мечом в руках? Никогда. Они глубоко верили, что волос с головы не упадет без воли Отца Небесного. И если им предлагает Господь пройти по этому пути, значит, только такой путь может привести человека пребывающего на Голгофе к воскресению. Другого пути для меня нет.
…В чем же моя ошибка? Я всегда устраняю те препятствия, которые показывают мне испорченность моего сердца. Я никак не хочу смириться с обстоятельствами. А ведь не надо забывать, что нет объективных причин к самооправданию. Где правда? Правда Божия желает нам спасения. Почему мы отказываемся пройти путь так, как прошел Христос. Мы христиане. К чему мы с вами призываемся? Мы что, должны только лишь ограничиваться психологической убежденностью что Бог – есть и этого достаточно? А верить Христу? А сделать так, как Он нам предлагает? Мы должны нести в мир - любовь Божию. Несем ли мы?..