Перегон -2

Иван Паластров
Меня вызвал к себе начальник карьера тяжелых бульдозеров и погрузчиков и предложил с группой таких же машинистов перегнать тяжелую технику из  порта Певека до Билибино. Так как я любил такие поездки, связанные с зимником, сразу согласился. Бригада собралась приличная, так как перегонять нужно было несколько бульдозеров и погрузчиков. Машины были тяжелые, каждая не меньше пятидесяти тонн и был определенный риск.  Перелет из Кепервеема до Певека не занял много времени. Мы получили свою технику на складах мор.порта. Нас сопровождал конвой из нескольких машин с топливом и утепленная машина для питания и отдыха.  Дорога предстояла, по чукотским меркам, не очень дальняя, всего каких-то триста километров по прямой, но трактор это не самолет. Такую технику из Певека гнали впервые, и еще неизвестно, что может случиться в пути.
12:02
Местность в этих краях была не такая, как у нас в районе - голая тундра и вдалеке гряда голых сопок.  Сейчас зима, и все было под снегом, какое-то белое безмолвие.  Летом в тундре было полно больших и малых озер, куда прилетало выводить свое потомство множество водоплавающей птицы.  Выехали рано утром, в это время здесь не было солнца, светлое время суток короткое, так что все время приходилось ехать со светом фар.  Мороз стоял крепкий, дым от выхлопных труб стелился над дорогой и долго стоял белым шлейфом в воздухе.  Спокойно прошли половину пути, и тут случилась беда. Один из бульдозеров, который шел самым последним в колонне, вдруг провалился. Это произошло так быстро, что машинист едва успел вылезти из кабины на лед.  Он не растерялся и сразу сообразил заглушить двигатель, чтобы он не хватанул воды.  Колонна встала и все собрались возле утопленника. У трактора из воды торчал только верх кабины, фары светились, так как выключить их водитель не успел. Стали думать как вызволить трактор из плена и сделать это  быстро, чтобы он не вмерз в лед.  В одной машине был толстый трос, взятый на всякий случай, и этот случай настал.  Был трос, была мощная техника, чтобы вытащить трактор, но при одном условии, нужно как-то зацепить трос, а трактор весь в ледяной воде. 
12:06
Лезть в воду на таком морозе это не под силу никому, но надо. Вызвался это сделать один из бульдозеристов. Макс был  высокий, худой, с длинными руками и недюжей силы. Макс попросил тонкий трос, чтобы протащить его сзади под рыхлителем, а уж потом и толстый трос, привязав его за конец.  Рядом подогнали теплый кунг, чтобы из воды и в тепло. Макс снял верхнюю одежду, выпил полную кружку водки и прыгнул в полынью, держа в руках конец тонкого троса.  Мы все стояли и ждали, казалось время остановилось, Макса все не было, начальник колонны, стоял весь мокрый от волнения, от него шел пар, он отвечал за перегон и за людей. Наконец Макс вынырнул, с другой стороны рыхлителя с концом троса в руке. Это заняло всего пол минуты, а может и меньше, которые нам показались вечностью.  Макс сразу влез в теплую будку кунга, разделся, его растерли,  выпил еще кружку водки, одел сухую одежду и лег - он не мог ворочать языком.  Мы протащили толстые тросы, одним погрузчиком стали поднимать за рыхлитель трактор, а другим трактором тащить. Мы выволокли трактор из провала, у него все еще горели фары. Быстро проверили все системы на предмет попадания воды, к счастью, машинист вовремя заглушил мотор. Попробовали прокрутить двигатель, все было в порядке, можно запускать.  Дизель, выпустив клуб черного дыма заработал.  Все, можно было ехать дальше. Остаток пути поехали без приключений.  Макс проспал несколько часов - думали заболеет, но все обошлось, организм был у него крепким и выдержал это купание на чукотском морозе.