28. Как соотносятся сознание времени и время созна

Павел Гордеев
§ 28. Как соотносятся сознание времени и время сознания?

Теперь необходимо перейти к самим онтологическим условиям сознания времени. Это связано с эпистемологическим уровнем рассмотрения проблемы, поскольку предполагает выявление времени для сознания и в сознании. Или иначе: как соотносятся сознание времени и время сознания?

Прежде всего, эпистемологическим условием времени являются категории тождества и различия. Ведь время, по справедливому выражению М.К. Мамардашвили, есть «предельное отличие предмета от самого себя», подобно тому, как «пространство есть отличие одного предмета от другого» [1, с. 233]. Нетождественность вещи самой себе возможна лишь в иной момент, потому что в один и тот же момент вещь является одной и той же. Таким образом, различие состояний вещи возможно только во времени. Так, время есть абсолютное различение, причем безотносительно от воспринимающего его субъекта. Иначе говоря, любая система – субъект или некий объект внешнего мира – изменяется только благодаря времени, без которого были бы невозможны любые процессы внутренней и внешней реальности.

Условием субъективной рецепции времени является сознание, которое различает. В пространстве предметы для того, чтобы предстать для сознания в своей «тождественности», должны быть им различены, выделены из общего поля восприятия, из среды как особенные. Во времени различающее сознание выполняет функцию поиска нетождественности предметов среды в новое мгновение, или нетождественности состояний сознания, когнитивных актов и т. п., если речь идет о субъективном времени.

Данное положение предполагает длительность самого различающего сознания как непременное условие его основной темпоральной функции, т. е. собственно различения. В действительности, если я помыслю (a1) предмет в момент t1, и его же в момент его изменения и нового состояния (например, при перемещении в пространстве) – t2, то и само сознание, мыслящее этот факт, будет уже a2. Однако это не значит, что сознание способно только «длиться вслед за» движением предмета. Поясним это уточнение примером. Есть мыслимый (a1) предмет th1 в момент времени t1. В следующий момент – t2, предмет не изменил своего положения в пространстве или свойств, различимых человеком, т. е. остался как бы неизменным – th1. Само сознание о предмете изменилось – a2. Итак, мы имеем: a2, th1, t2. Каким образом осознание a2 может быть осведомлено о новом моменте t2, если вещь осталась «тождественной» (th1)? Разумеется, только посредством интуиции или рефлексии, различивших в длительности самого сознания два момента – a1 и a2. Более того, вывод о действительной нетождественности предмета, т. е. о его существовании во времени, может быть получен только благодаря этому. Таким образом, длительность сознания, а также благодаря ей происходящая темпоральная самоотнесенность является условием различения, т. е. функции и деятельности темпорально различающего сознания.

--

1. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.