Фальшивый камертон

Николай Киселев-Полянский
                Когда караван поворачивает назад,
                Хромой верблюд оказывается первым.
                Арабская пословица

Когда-то наши отцы работали вместе и даже дружили, но потом его отец сделал какую-то подлянку и мой вычеркнул этого человека из своей жизни навсегда. А у меня с Витькой, его сыном, были нормальные отношения: не дружили, но и не дрались. Жили они на соседней улице, потому часто в школу мы ходили вместе.

Витька был мелкий, даже по тем временам, (послевоенные дети, вообще,  не отличались большими размерами)и рыжий, но не какой-нибудь красно или, тем более, огненно рыжий, а белесый. Ничего яркого в нем не было. По характеру из тихонь: на переменках сильно не кричал, от драк уклонялся. Ничем и никогда не удивлял, разве что своей старушечьей рассудительностью. Лишь однажды его прорвало: отвечал у доски и получил двойку – учился, как все, на тройки-двойки,  так что одной двойкой больше или меньше, казалось бы, нет  разницы —  но эта оценка показалось ему очень обидной и, возвращаясь   на место, он перешел на строевой шаг, выбросил руку в нацистском приветствии и крикнул «Хайль Гитлер».  Получился большой скандал. Вызвали обоих родителей. Угрожали отчислением, но уже  были бардачные хрущевские времена и наказание не последовало.

Также по тихому он поступил в техникум после восьмилетки. Когда первого сентября мы собрались уже в девятом классе, то Витьки среди нас не оказалось. Кто-то сказал, что он поступил в торгово-кооперативный техникум. Помню своё удивление:

— Какой  странный техникум он выбрал, поступил бы лучше в машиностроительный. Машины делать интересно.

С тех пор, я больше никогда не видел Витьку, хотя, повторяюсь,  наши семьи жили рядом. Так вот получилось. Но много лет он незримо будет присутствовать рядом в виде камертона «правильности»  моей жизни.

Первые года у нас были похожие – оба мы учились: Витька постигал тонкости торгового дела, а я — в школе. У меня обнаружились способности в  математике и я круто пошел вверх, да так, что после одиннадцатого класса как победитель многих математических олимпиад мог поступить в любой технический вуз Москвы. Что и сделал.

Родители к моей будущей учебе в Москве отнеслись сдержанно. Отец сказал:

— Зачем так далеко, что в Донецке мало институтов. Поступил бы в педагогический, со временем был бы директором школы как Федор Семенович (директор нашей восьмилетки - сосед через три дома), разве он плохо живет?

Мать поддержала отца, но если отец сказал один раз и больше никогда не возвращался к моему жизненному выбору, то мать, которая не представляла, что такое НИИ, чем занимаются ученые, какие у них блага,…  и желая только самого лучшего своему младшенькому, стала постоянно сообщать мне  об успехах Витьки, полагая, что они заставят меня задуматься и скорректировать свою жизнь.

Выработалась определенная традиция: в каждый мой приезд на летние каникулы мать, если не в первый, то на второй-третий день обязательно, рассказывала об успехах Витька, а потом вопросительно-испытующе смотрела  на меня:  не пора ли мне понять, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Первое сообщение после моего поступления в институт:

— Витька уже закончил техникум и работает в магазине сельпо – здесь мать назвала большое село, расположенное недалеко от нашего шахтерского поселка.

Уже обозначились существенные различия: мне ещё учиться много лет с непонятным результатом, а Витька уже при деле.

Далее Витёк двигался только по восходящей траектории. На следующий год:

— Витьку назначили завмагом. У него теперь есть сменщица и помощница.

А я всего лишь перешел на второй курс. Последующий год для Витьки был ещё успешнее:

—  Витька женился на своей сменщице, у них будет ребенок и он начал строить дом.

Черт возьми, а я живу в общаге и ничего подобного у меня не предвидится.

Новое сообщение закрепило успех Витьки:

— У Витьки родился сын и он переехал в новый большой дом.

Говоря это, мать смотрела на меня вопросительно и в её глазах читался вопрос «А у тебя что?». И что я мог ответить?  Показать свою зачетку, однако там полный зоопарк оценок. Не буду.

Дальше последовали сообщения:

— Витькина мать к нему ездила. Дом у него красивый и богато он  живет.

—  Витька собирается купить машину.

По тем временам — это событие.

— Витька купил Жигули, приезжал к родителям, возил свою мать на базар.

— Витька располнел и стал видным мужчиной.

Я к этому времени окончил институт и поступил в аспирантуру. Однако для матери аспирантура — это пустой звук.  Сообщения об успехах Витька  продолжали неуклонно  поступать…

Кажется, это было уже на последнем годе аспирантуры,  когда мать ничего не сообщила об успехах Витька. Ломалась традиция. Подрыв всех устоев. Я не знал, что думать. Может быть, мать решила больше не травмировать меня его новыми сногсшибательными успехами. Уже в  конце отпуска я не выдержал и сам спросил:

— А у Витька-то как дела?

Мать растеряно помолчала и потом  нерешительно, как бы, не веря в то, что сама говорит, промолвила:

— А Витьку посадили…

Оказывается,   мало было этому гаду усушки и утруски, он ещё брал из магазина домой ящики водки и торговал ими вечером и ночью, естественно, по большей цене, чем в магазине.  Спаивал своих односельчан! Как он смотрел потом в глаза жен тех пьющих мужиков, которые тащили ночью ему рубли, так нужные в семье. Представляю, как эти жены его ненавидели.
Однако, сколько веревочки не виться…

Все, finita la commedia. После посадки Витька навсегда ушел из моей жизни!  Больше о нем я никогда не слышал. Исчез фальшивый камертон, по которому сверялась успешность моей жизни.

А я, слава Богу,  успел ещё при жизни родителей сделать то, что так хотела моя мать: жениться, родить детей, получить квартиру. Даже успел привезти старшую дочку матери. Она неуловимо быстро подняла и прижала к себе мою дочку и тут же признала её:

— У нас маленькие все такие были - светлые и курносые.

Правда, дом я построил, когда родители были уже в другом, надеюсь, лучшем мире.

Возвращаясь к теме Витька, п р е д п о л о ж у, что его судьба, сделав тюремный зигзаг, сложится далее удачно. Вскоре наступит время, когда будут востребованы люди, умеющие купить-продать-обмануть.  Это будет золотой век для таких как он: барыг, проституток, попсы,… Время, когда последние стали первыми.

В начале так называемой перестройки Витька освободят досрочно и он, вместе с выросшим сыном, займется прежним.  Наркотой он, вряд ли, будет заниматься – трусоват для этого – а вот спаивать народ будет с удвоенной силой, компенсируя себе то, что потерял будучи в местах не столь отдаленных.

Декабрь, 2015 г.