Депортации в США

Александр Анайкин
В истории Соединённых Штатов Америки было две крупные депортации народов. Первая депортация произошла в девятнадцатом веке, когда президент Джексон в 1830 году издал закон о переселении индейцев. Несколько племён было переселено со своих родных мест. Всего подверглось депортации несколько десятков тысяч индейцев. Подробности такого переселения индейцев у нас в стране никогда не афишировались, хотя племя чероки и назвало свой переезд на новые места «дорогой слёз». Хотя людей не вталкивали в неотапливаемые телятники и не выбрасывали в абсолютно необжитых местах непригодных для проживания. Да, несколько тысяч человек не выдержали пути в 1300 километров. Но эта «дорога слёз» не идёт ни в какое сравнение с нашими «дорогами смерти», когда люди гибли не то что тысячами, но сотнями тысяч и, в конечном итоге, миллионами. Именно поэтому в наших книжных магазинах и невозможно найти литературу по данному вопросу. Впрочем, в  наших книжных магазинах вообще очень небольшой ассортимент книг, особенно скудно выглядят полки с переводной литературой, особенно по истории. Я регулярно посещаю книжные магазины уже шестьдесят лет. Если из этих годов вычесть школьные, то и тогда получается совсем немалые полвека. Так что я могу с полным правом вполне смело утверждать, что наши книжные магазины представляют из себя просто весьма убогое зрелище, поражающее своей скудостью. А ведь я проживаю в крупном областном центре, не в глубинке. Даже в нашем хвалёном нами интернете, где якобы можно найти любую информацию, о данной странице истории США отыскать что-либо в существенном объёме просто невозможно. Наше государство нетрудно понять. Как бы не были трудны условия переселения индейцев, они не идут ни в какое сравнение с выселением народов с насиженных мест у нас в стране. Именно поэтому, из-за невозможности доступа к информации я и ограничусь лишь второй депортацией, которая происходила в США во время Второй мировой войны. По этому вопросу мне удалось кое-что отыскать. В США депортировали в основном японцев – приблизительно сто двадцать тысяч человек. Об итальянцах и немцах говорить даже не стоит из-за малочисленности депортированных: одиннадцать тысяч немцев и три тысячи итальянцев. Для нашей страны, где террор возведён в массовость, эти цифры просто смехотворны. Но что интересно, директор ФБР Эдгар Гувер считал депортации ненужным для страны мероприятием. Наши советские руководители НКВД по данному вопросу вслух даже и заикнуться не смели возможности, не то что иметь какое-то своё мнение. Да у наших хвалёных чекистов на этот счёт и не возникло никаких разногласий с коммунистической партией по данному вопросу. А вот у руководителя разведки США даже никаких опасений, никаких страхов не возникло о своей судьбе и судьбе своих близких, когда он высказал своё несогласие с проведением депортаций в стране.
Вообще, когда сравниваешь аналогичные события у нас и в цивилизованных странах, то просто диву даёшься, насколько разнятся методы работы советской власти с методами работы у других. Вот и с депортацией японцев так же. Ведь людей никто не вёз под охраной в лагеря для интернированных. Люди прибывали спокойно своим ходом, располагались во вполне благоустроенных жилищах. В этих лагерях люди бесплатно получали необходимое количество пищи, никто не голодал. Люди имели возможность учиться. Даже спортом занимались. Что абсолютно неприемлемо для советских спецпоселений.
И что интересно, в указе президента Рузвельта за № 9066 от 19 февраля 1942 года не указывалась раса или национальность, никого не называли шпионами. То есть, это умно составленный документ, в отличие от наших приказов. Да вот, хотя бы, для примера возьмём наш указ Президиума Верховного совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года, подписанный Михаилом Калининым и секретарём Президиума Верховного совета СССР Горкиным. Так вот как в данном приказе объясняют советскому народу необходимость депортации немцев.
- По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населённых немцами Поволжья.
Ну и далее ахинея в том же духе. Миша Калинин, видать, даже не замечает, что он выставляет и себя и всю страну в роли шизофреников с раздвоенным мышлением. В самом деле, ведь если есть какие-то «достоверные данные» о шпионах и диверсантах, то и надо арестовывать именно самих диверсантов, которые якобы, намереваются проводить взрывы в районе своего же проживания. Ей Богу, читаешь порой советские приказы и не то что диву даёшься, но просто приходишь к выводу об умственной неполноценности страны советов. А ведь помимо немцев были депортированы в войну шестьдесят одна народность. Но к прочим народностям Советского Союза мы ещё вернёмся, а пока посмотрим, как жили в депортациях японцы. То, что они получали бесплатное высококачественное питание, имели возможность учиться, заниматься спортом и вообще жили во вполне обустроенных жилищах, об этом я уже упомянул. Кстати, когда смотришь кадры сегодняшних новостей, то порой просто в ужас приходишь от бытовых условий, в которых проживают российские люди. И ведь это не преступники, не скрытые диверсанты, не затаившиеся шпионы, нет, это зачастую вполне уважаемые люди: ветераны труда, войны, офицеры запаса и в отставке. Так что когда читаешь о японцах, которые в своих лагерях для интернированных порой не имели личных туалетов, то невольно воспринимаешь такие высказывания как неподражаемый юмор.
Но оставим на время в покое жилищные и бытовые условия интернированных японцев и посмотрим, как же они трудились и сколько им платили за труд.
А вот тут у бедолаг положение было действительно весьма плачевное. Ведь зарплата японцев была за одинаковый труд в восемь или даже десять раз меньше белых. Например, японские медсёстры получали всего лишь девятнадцать долларов в месяц. Если перевести эту сумму на современное исчисление да ещё выразить её в рублях, то это получится около двадцати тысяч рублей в месяц. По моему у нас даже сегодня ни одна медсестра в России не получает такой зарплаты. Тем более её ещё и никто не обеспечивает бесплатным питанием, а её детей бесплатными учебниками и бесплатным обучением.
Столь же мизерную зарплату получали и японцы врачи. Всего-то в год у них выходило 228 долларов. Если эту сумму выразить в современном исчислении да перевести в рубли, то это выйдет двести тридцать три тысячи рублей в год. Никакого сравнения с белыми врачами, которые в то время получали в пересчёте на российские рубли около пяти миллионов в год. Ну не дискриминация ли это? Конечно дискриминация! Бедные японцы.
Кстати, даже немцы так беспардонно не ущемляли в заработной плате рабочих, прибывших из оккупированных немцами зон СССР. Восточные рабочие получали за ту же работу лишь в три раза меньше, чем рабочий немец.
Так почему же я сконцентрировал внимание на зарплате? Дело в том, что у нас во время войны было депортировано, как я уже упоминал, 61 народность. После освобождения от немцев советской территории все эти народности, жившие в оккупации, как правило, депортировали полностью, всех чохом. Разве что многочисленным народностям повезло в этом плане больше. Нельзя же всю многочисленную массу украинцев или белорусов переселить в Сибирь. Мы объясняем массовые депортации как кару за то, что люди работали на врага. Но основная причина наших массовых репрессий по отношению к народностям, оказавшимся в оккупации не по своей воле, абсолютно другая. Дело в том, что наши советские крестьяне в колхозах работали практически бесплатно. Вспомним, хотя бы, повесть Валентина Распутина про продавца Марию, у которой обнаружили недостачу в пятьсот рублей. Может быть, ей помогли колхозники родного колхоза? Нет. А почему крестьяне не помогли внести недостачу своей ни в чём неповинной подруге, которую они знали с детства? Ведь никто из колхозников и не сомневался в честности своей односельчанки. Почему же не пустили шапку по кругу, чтобы помочь многодетной женщине и спасти её от тюрьмы? Сумма то небольшая. Да потому, что ни у кого не нашлось четырёх рублей с копейками для данного мероприятия. А как платили нашим крестьянам немцы за мясо, шерсть, молоко и прочие продукты? Может быть, и не так щедро, как они расплачивались со своими соотечественниками фермерами, но, тем не менее, гораздо лучше, чем платило советское государство колхозникам за их продукцию. Вспомни, ведь наши колхозники буквально умирали с голоду. Ведь недаром был введён драконовский закон о «пяти колосках», по которому государство за горсть зерна, украденного для семьи, приговаривало людей к бешеным срокам заключения. Вот эта-то, щедрая по нашим меркам, оплата немцами крестьянского труда и явилась основной причиной коммунистических репрессий, вылившихся в массовые депортации, при которых люди гибли как мухи. Как же так? Ведь эти «сволочи» на оккупированной территории жили в материальном отношении гораздо лучше советских колхозников, трудившихся и голодавших в тылу. И ведь никто в последующие годы не извинился перед депортированными советскими людьми за террор по отношению к ним и их семьям. Тем более никто не выплачивал никаких компенсаций, как это сделали американцы, которые выплатили депортированным японцам впоследствии более полутора миллиардов долларов. А точнее, более 1,6 миллиарда долларов. Чему же удивляться, что «союз нерушимый» развалился как карточный домик от лёгкого ветерка, хотя страна не находилась в состоянии войны ни с кем.
Сейчас на прилавки наших книжных магазинов иногда попадает переводная литература по истории, даже мемуары солдат и офицеров немецкой армии и флота. Читая книги по истории, я с удивлением в своё время узнал, что советские солдаты и офицеры переходили на сторону немцев чуть ли не до самых последних дней войны. Казалось бы, какой смысл? Ведь всем уже было понятно, что Германия дышит на ладан. Но, однако, советские военнослужащие всё же переходили на сторону врага. Причина такого, казалось бы, алогичного поведения советских воинов кроется, скорее всего, именно в тех репрессиях, которыми подвергала советская власть народы, оказавшиеся в немецкой оккупации. Люди понимали, что своим близким они уже ничем не помогут, что их самих тоже ждёт арест, обвинение в измене родины, вот они и переходили на сторону врага, переходили, чтобы отомстить советской власти за своих близких. Недаром же, едва у чеченцев появилась возможность восстать против советской власти, они, практически все как один, восстали. А только ли чеченцы?
Интересный, кстати, факт. Имея в своём распоряжении огромное количество советских немцев, советская разведка забрасывала в тыл на территорию Германии фронтовых разведчиков, которые абсолютно не знали немецкого языка, не могли прочесть ни одного опознавательного знака и, как правило, сразу же после десантирования погибали. А вот немцы забрасывали в наш тыл диверсантов тысячами, потому что это были советские люди, знающие и язык, и обычаи. Это только в советских книгах да фильмах в советский тыл могут забрасывать целые подразделения немцев, абсолютно не владеющих русским языком, которые, к тому же, шагают по советской земле в немецкой форме, как, например, в фильме «А зори здесь тихие».
Но не будем отвлекаться и вернёмся к американцам. А вот американцы японцам доверяли больше. Они сформировали боевые части из американских японцев. Правда, эти части сражались в Европе, но зато, сражались весьма героически. И это несмотря на имеющиеся обиды японцев американского происхождения к правительству США. Да, американские японцы чувствовали себя оскорблёнными. Как же, людей отправляют рисковать своей жизнью ради страны, которая держит их близких за колючей проволокой.
Кстати, более тысячи японцев американского происхождения, которые отказались от гражданства США, были отправлены в Японию. Вероятно, когда наши чекисты и партийные деятели узнали об этом факте, у них просто челюсти отвисли от изумления. Такого поступка коммунистам понять не дано.
Но вернёмся к США.

Чувства японцев, которые сражались в американской армии, понять можно, но вот наших людей, которых советская власть оскорбляет зачастую чохом, но они, тем не менее, не считают данную ситуацию за оскорбление, понять тяжело. Да что далеко за примером ходить. Взять хотя бы пресловутый приказ №270 от 16 августа 1941 года. Ведь этот приказ в мгновение ока всё гражданское население огромного СССР объявил заложниками сражающихся с врагом воинов. Ведь по этому приказу, если советский офицер, к примеру, попадал в плен, то все его близкие подвергались немедленно аресту. У солдат родня не арестовывалась, их просто лишали всякой материальной помощи от государства, что зачастую было равносильно смертному приговору. Да, этот приказ затрагивал практически всё гражданское население страны, ведь мы сами везде и всюду утверждаем, что в СССР, по сути, нет такой семьи, где бы кто-либо из военнослужащих не погиб в горниле Второй мировой войны. Таких приказов не издавалось ни в одной стране никогда. Чохом объявить весь народ заложниками. Это как, не обидно советскому воину? Возникает вполне резонный вопрос: «За кого же он воюет? За родину беззаветно или из-за страха за судьбу своих близких, которые погибнут в случае его пленения? Причём погибнут не от руки иностранного захватчика, а от руки чекиста». И когда читаешь такой приказ, то невольно вновь возникает ощущение в умственной неполноценности нашего государства. А ведь этот приказ подписан Сталиным, Молотовым, Будённым, Ворошиловым, Тимошенко, Шапошниковым, Жуковым. Этих-то людей кем надо считать? Я понимаю, коммунисты привыкли к массовому геноциду, который они начали осуществлять с первых дней революции. Для них людоедство естественно. Но ведь свои человеконенавистнические порывы можно и сдержать. Голова то для чего у человека? Надо ведь думать и о последствиях. Но нет, не думали. А к чему пришли в своём каннибальском рвении? Результат вот он, поглядите вокруг.