Восход. Третье занятие

Эдуард Шарипов
     Как то, в книжном магазине, будучи студентом, купил открытки древнерусских миниатюр. Лучшей живописи я до них не встречал. Свобода мысли. Полный аут.
     Душа моя радовалась. Старался эти листочки всем показать, открыть людям эту удивительную красоту видения и понимания мира старых мастеров.
     На этом сайте я всё больше о китайской живописи и о фресках и иконописи русского 14 века пишу.
     Но в русских миниатюрах гораздо больше свободы мысли.
     Дал посмотреть эти открытки одному кренделю. Он попросил подержать их у себя на время. И, потом, с преспокойной душой этот художник уехал в свой Барнаул, прихватив чужое. Дело не в потере. Мысли и чувства русских провидцев отпечатались в моей голове и сердце. Парень то оказался жадным прохиндеем. Он не будет пропагандировать эту святость.
     Но, Бог с ним.
     На одной из миниатюр была изображена пашня. Но, как человек видит поле. Для натуралистического зрения поле - это ровная прямая - граница между небом и землёй.
     Как же написал это поле древнерусский живописец? Он не написал прямую линию.
     Она бы резала плоскость. Он не написал горбушку, как выгнутое пространство. Композиция была бы неустойчива. Он написал землю вогнутой.
     Гениально. Он мыслил плоскостью.
     Вогнутая дуга в прямоугольнике - устойчива, так как верхние и нижние углы освобождены. Боже мой, всё знали, всё понимали.
     Восход солнца. Солнце встало над землёй. Большое - от края до края листа. Это то же, что и пашня - та же самая вогнутая дуга. Всё на месте - ничего добавлять не надо.      
     Можно, конечно, уйти во множество нюансов, деталей. Можно рассмотреть асимметричную живопись, живопись в разных форматах. Это я даю на занятиях.
     Но, хочу сказать главное, как итог этих трёх занятий.
     Глаза древнего человека были устремлены к небу, а не к земле. Небо организовывало пространство жизни, давало гармонию сущему. Когда человек привязывал свою душу к земному, то рушилась эта гармония.
     Восход солнца в данном случае - это надежда на лучший мир. Живая формула бытия.
     Вы, посмотрите, как организовывали живописное пространство художники последних пяти столетий. Они же землёй загаживали небеса. Своими кулисами. стаффажами и прочим. Привязывали небо к земле.
     Китайцы же, наоборот, освобождали землю, облегчали её.
     Другая, понимаешь, культур-мультур....