Производственная тема. Правдиво о честности

Виктор Слободчиков
              Cтепан Аркадьевич был человек правдивый в отношении к себе самому.
      «Анна Каренина»  Л. Толстой




Люди у нас в стране в основном честные или хотят жить честно. Стремление к честности уже хорошо. Жаль то, что хочется не всегда получается.
В прошедшем году (2015) на работе меня обманули на деньги всего два раза. Могло быть хуже. Мне легче думать, что произошло это неумышленно, по чьему-то разгильдяйству.
Итак, по порядку. Первый раз меня обманули в начале года: поручили обучить молодого специалиста и забыли за это заплатить. Отдавая свои знания, силы, время я надеялся на стандартное вознаграждение: за это у нас принято платить. Ученик, правда, мне попался толковый, довольно легко научился (с моей помощью) всему, что требовалось для начинающего регулировщика, и, возможно поэтому, начальство решило  не платить. Когда я возмутился, выяснилось, что на обучение нужно было выпускать приказ, а этого вовремя сделано не было. Я никому не напомнил о себе, значит, сам виноват. Поезд ушёл.
Обман это или не обман? Хочется верить, что нет. Возможно, все забыли про оплату без всякого умысла. Зато предприятию экономия вышла.
В конце концов, начальству всё же пришлось снова ко мне обращаться по поводу обучения другого молодого человека; тут уже я не стал ничего делать, пока не был выпущен приказ. В советское время меня бы назвали рвачом.
В минувшем году был очень большой объём работы. То, что план  под угрозой выяснилось в самом начале года. Администрации пришлось-таки позаботиться об увеличении рабочих мест и дополнительном материальном стимулировании. Работать пришлось в две смены: дневную и ночную.
Зарплата у нас выросла, но производительность повысилась далеко не сразу. Поначалу был большой процент брака. Нам пообещали повышенную премию при условии выполнения годового плана, если будем оставаться каждый день на 2-3 часа после работы и выходить по субботам. Так мы и делали. Результат не заставил себя ждать; в последние два месяца работы уже не стало хватать на всех в привычных для нас объёмах. Расценки урезать нам не стали, но платить стали только по выходу сданной продукции, то есть за промежуточные технологические операции нам платить отказались до тех пор, пока изделие не будет сдано заказчику полностью.
Это не страшно, пока работы много. Беда пришла, откуда не ждали. То, что годовой план будет выполнен, выяснилось в середине декабря; мы набрали такой темп, что на некоторые изделия запущенные в производство и подготовленные к сдаче уже не осталось оплаченных договоров. А за такие изделия нам по новым правилам теперь не платят. У меня (как и у нескольких других специалистов) процент таких подготовленных изделий составил значительную часть месячной декабрьской программы. Изделия сделаны и предъявлены к сдаче, а сдать не можем – не решён вопрос оплаты.
…Чья это вина? Начальника производства, плановиков, экономистов? Ну, уж точно не рабочих и специалистов, которые, не считаясь с личным временем, работали и днём, и ночью, и в выходные.
Так меня «кинули» второй раз, теперь уже на более солидную сумму  примерно в половину  зарплаты. Не только меня, но это слабое утешение.
Я обратился к начальнику производства, когда тот радостный от успешного выполнения годового плана зашёл в нашу производственную лабораторию с поздравлениями. Спрашиваю: «Как так получается, что по новой системе оплаты мы не можем сдать изделия и получить за них деньги? Они, оказались не нужны в этом году, а будут ли нужны в 2016-м пока непонятно – нет оплаты заказчика. Но нам-то они зачем-то были выданы в работу?»

Начальник производства делает круглые глаза: «…как так, не может быть, надо разобраться с экономистами»! Нам стали говорить, что сделанная работа как-нибудь когда-нибудь оплатится в новом году, вот как только появятся новые договора.
Тень недоверия между рабочими предприятия и администрацией стала гуще. Надо ли кому-то объяснять, как это влияет на качество и производительность.
Проблема недоверия между руководителями и исполнителями существовала всегда. Все хотят честного к себе отношения: руководитель - честного отношения к труду у своих подчинённых, а работник – честного отношения в оплате труда и социальных обещаниях.
Я  покривил бы душой, если сказал бы, что рабочие честны в любой ситуации, честны и непорочны аки литературные их образы эпохи социалистического реализма. Сколько раз за год обманет родное производство обманутый рабочий?.. Да и не только обманутый. Вот так и живём во лжи.
Можно по-философски отнестись к данной ситуации: к себе тоже нужно честнее относиться – и прежде всего с себя спрашивать нужно.  Проблема в том, что твое личное честное отношение к работе никак не гарантирует, что в оплате тебя не обманут. Проверить снизу систему оплаты  практически невозможно; а если и возможно, то как доказать несправедливость оплаты? То, что считалось справедливой оплатой вчера, сегодня, может стать «завышенной нормой оплаты» - одним росчерком пера администрации.
Порочный круг взаимного недоверия коллективным договором не  разорвать. Должен быть какой-то внутренний общественный договор, духовный, как библейские заповеди – не обмани работника своего. И спроси с него…
Только вот как это сделать? Где взять просто честных людей по обе стороны баррикад в эпоху, когда не платить налоги  считается, чуть ли не доблестью…