Проблемный сын

Зоя Слотина
- Эдька, привет! Чего не пришёл? А мы с задачей быстро разобрались и начали смотреть фильм про очередные разборки двух бизнесменов-конкурентов. Один мужик слишком плохой, другой  слишком простой. Плохой наезжает на простого. А бежавший из тюрьмы тип...ну как его.. его ищут, ловят... вобщем осуждённый на пожизненное заключение...   забыл. Да ладно! Он бандит и  благородно спасает простака. Жуть! Муть! Смотреть нельзя. Я ушёл. Думаю, лучше на компе посижу. А задача про струну совсем простая... Надо колебания...
- Не рассказывай, сам сделаю. Я не смог придти, мама послала отвезти бабушке лекарства. Она забыла. 
- Куда отвезти?
- Бабушке. Она у тёти Жени.
- А чего это? Зинаида Алексеевна уехала? Не живёт с вами? – Вовка аж подпрыгивал от любопытства.
Ну псих! Прямо журналист из жёлтой прессы. Я за это его терпеть не могу, а ведь он хороший  добрый парень.
- Перестань! Она живёт с нами. Дочка тёти Жени Сонька болеет. С ней сидит бабуля. Она у нас, как переходящее красное знамя. Кому плохо, у того живёт. Тётя Женя тоже её дочка. Ты забыл?
- А-а. Но почему знамя?
- Бабушка так говорит. Раньше за хорошую работу цеха рабочих награждали красным знаменем. Лучшему коллективу отдавали знамя на какое-то время. Цеха соревновались.
- Лучше бы деньги давали. За работу надо платить.
- Знамя интереснее. Деньги что? Их никто не видит.  А знамя - почёт. Оно стоит в углу. Все его видят.  Деньги, наверно, тоже давали.
Я не удивляюсь. Володька – мой самый близкий  друг. У нас нет друг от друга секретов. Он не жадный, только у них в семье деньги  на первом месте.
- Соревнование на работе – это как игра для взрослых. Да? –Вовка понимающе ухмыльнулся. 
- Все любят играть. А что? Так даже интереснее.
- В том в фильме простак от страха в истерике и кричит: «Ты не знаешь в какой стране мы живём!» Я сразу понял. Это намёк, что есть государства получше.
- Может и есть, а может нет. Мама говорит, что везде свои мыши. Когда мой отец хотел к нам вернуться, его мама не пустила, сказала ему, что у нас тоже есть мыши.
-У вас есть мыши?
-Вовка! Ты что не понимаешь? Шутка такая. Иносказательно. «У всех свои мыши». Про тайны и беды,  про личные секреты какие-нибудь люди так говорят.
-У вас ничего не бывает в простоте. Всё со смешками. Сразу не разберёшь. Я про государство и страну тебе толкую, а ты про мышей, - мой закадычный дружок надул губы и ушёл.
Я за ним не побежал. Он всегда такой. Никогда не знаешь, за что он обидется. Мы во всём разные, но настоящие  друзья. Он меня в беде ни за что не бросит, и я за него хоть куда.

Нам по семнадцать лет, на будущий год  закончим школу. У Вовки всё ясно. А что мне делать дальше? Куда идти? Я не решил. Бабушка говорит, что у меня впереди широкая дорога, потому что я учусь очень хорошо и наверняка поступлю на бесплатное отделение. Знала бы она почему я хорошо учусь. В основном потому, что отличнику живётся легче. В школе и дома не ругают. Если что-то не выучил или получится нехорошо, сразу оправдают, даже придумывать ничего не надо. Ни за что плохую оценку не поставят. Но лучше честно делать уроки каждый день, дела не запускать. Я так привык.
А Вовка говорит, что я эгоист, только о себе думаю. Но я всё равно, ему списывать даю редко, пусть сам делает. Бабушка говорит, что ум всесторонне разивать надо. Иначе мозги ссохнутся. Я жалею своего  друга, у него хорошие мозги, он быстро думает, только по-другому.
Совсем недавно мне стало по-настоящему интересно читать книги. Если книга хорошая, то чему-нибудь научит. Интересного много, но вот так чтобы, как мама, найти дело, чтобы всю жизнь только этим заниматься... Она у нас бухгалтер,  и ей никогда не скучно. Бабушка вообще на математику повёрнутая. Она всю жизнь была программистом. Это сказалось. Как начнёт агитировать, так в сталевары сбежишь или а Антарктиду. Ни бухгалтером, ни программистом ни за что не буду.
Мне на агронома хочется выучиться, чтоб всё лето работать в поле, там интересно и хорошо утром, днём, вечером. Много солнца... даже отпуск не нужен. Я слышал, что с одной  сотки земли можно собрать тонну картошки, а в Японии сто килограмм огурцов собирают с  квадратного метра. Вообще в селе непочатое поле деятельности.
Раньше всё лучшее российское дворянство после службы в армии летом работало на земле, в своих имениях. Такие дела совершали! А бабушка меня слушать не хочет.
Мой друг Вовка, говорит, что мне надо с моей мамой советоваться. Хоть она тоже  упёртая, но умная. Мой папа тоже умный, отец моего друга его знает, говорит  о нём хорошо. А почему он такой хороший четвёртый раз женился?  Не понимаю я взрослых.
-Вовка! За что твой отец хвалит моего отца.  Он же нас бросил! 
-Не бросил он вас, то-есть не совсем бросил. Он за вашу машину папке доплатил. Только ты своим про это не говори, а то... будут неприятности. Да и давно это было.
-И ты всё время молчал? Ну, конечно, хороший! Для вас главный аргумент – это деньги.
Я не знаю как относиться к этой новости. С одной строны папа нас знать не хочет. Но деньги на нас не пожалел. И на показ своё благородство не выпячивал. Мне это приятно.
-Эдька, давай не будем про родителей. Их же не выбирают. А деньги всем нужны для жизни.
Конечно, Вовка прав. В городе без них, проклятых, никак. А в селе еда своя, деньги не так сильно нужны. Я собираюсь жить в селе. Мне не обязательно любить деньги.
- Вовка, мне папа нужен, который бы меня любил. Мне наставник нужен. Одному плохо.
Другу хорошо. У него есть папа, он за Вовку думает. Друг пойдёт а автодорожный, потому что любит деньги и автомобили. Его папа продаёт автомобили. А мой папа как ушёл, так больше я его не видел. Он нам не даёт денег, а мама не требует, потому что очень гордая. Бабушка говорит, что нам лишний рубль не помешал бы, я тоже так думаю. Мама слушать про деньги не хочет, а ещё бухгалтер. Вот и пойми её.

Сегодня я встречаю маму с работы. Мы с ней будем ужинать вдвоём. Я начистил картошки и пожарил её с луком. Я люблю готовить, в четвёртом классе хотел стать поваром, потом ботаникой увлёкся, мы с бабушкой в горшках на подоконниках выращивали виноградные помидоры, фасоль и огурцы. Все нам завидывали. Вовка сначала смеялся надо мной. Мы даже с ним крепко поссорились. Когда помидоры стали созревать, мы помирились. Друг извинился. Три года у нас росли в горшках на подоконнике овощи. Потом я вырос и перестал отдыхать летом в лагере. Мы купили у Вовкиного отца дешёвые старые Жигули и стали ездить к бабушке на дачу. Дома там нет, только сарайчик. Зато под овощи земли больше. Машина оказалась малоизношеной. У нас с ней никаких особых хлопот нет. И Вовкин отец по дружбе помогает следить за ней, а мы им с дачи возим яблоки и овощи в благодарность. Мама моего друга в школе училась с моей мамой. Они подруги. Мы с Вовкой в один детский сад ходили, а теперь в одном классе учимся. Можно сказать мы дружим семьями.

- Эдик! Я дома! – мама вопит на весь подъезд. Она у меня вообще шумная, говорит громко.
Хорошо, что мы одни, можно серьёзно поговорить о моём будущем. Когда бабушка дома, то любой разговор плавно переходит в прения, и все мы так наорёмся, что забываем, чего хотели обсудить. Мы не ругаемся, мы живём мирно, просто бабушка после какой-то болезни потеряла слух, а слуховой аппарат не носит. Из-за неё и мама громко говорит. Ну а я должен кричать, чтобы меня кто-нибудь  услышал. Сегодня  надо говорить с мамой. Мне пора определяться и поступать на бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов.
Я накрывал стол для ужина и соображал, как мне лучше начать беседу до ужина или после ужина. Если до ужина, то мама может остаться голодной, если на меня обидится. Да и самому есть сильно хотелось. Сижу жую и маюсь.
- Ну так, о чём ты хотел со мной поговорить? – спросила мама допивая чай. Я чуть не подавился.
- А как ты догадалась?
-Ты же мой сын. Я по твоему лицу читаю. Так что давай, не стесняйся. Говори всё как есть.
- Мама, я хочу быть агрономом, а бабушка против. Она говорит будущее за компьютерами.
- А почему ты хочешь быть агрономом? Ты городской житель, а тебе придётся жить в селе, где нет театров, библиотек, ресторанов, дискотек. Людей мало, скучно. Дороги грунтовые, без асфальта, общий уровень развития людей ниже. Нет магазинов, нет поликлиник. Тебе будет трудно.
- Мама, я приспособлюсь. Не знаю как, но обязательно внесу в жизнь села что-то городское. Может быть организую избу-читальню, или интернет-кафе, или кабачёк семь стульев.
- Ты хочешь поболтать вообще или поговорить о будущем?
- Если серьёзно, то я хочу быть не просто агрономом, я хочу заниматься научной работой. Для этих целей ни ресторан, ни театр ежедневно не потребуются. Мы живём в большом городе, а как часто посещаем рестораны?
- Сынок, я мечтаю сходить в хороший ресторан, но одна-то не пойдёшь. Вот жду когда ты вырастешь...
- Я с радостью пойду с тобой в любое время... я ...
- А если серьёзно, то моё мнение такое. Ты должен слушать себя. Ты вырос и должен сам решить чего тебе надо. Выбери специальность, которая подходит тебе по жизни, и я тебя поддержу. Своё дело надо любить так, чтобы стараться быть в нём лучшим. Тогда тебе не будет скучно. Но для этого надо хотя бы по книгам   знакомиться с профессиями.
- Мам, я всегда любил ботанику и биологию. Образ жизни мне больше подходит размеренный,  тихий, спокойный. Я не люблю толпы людей, я не люблю тесноту города. Мне нравится то, как жили русские помещики. Помнишь Левина из «Анны Карениной». Читая роман, я обратил внимание на то, как жил он, и как жили дворяне в городе. Даже у бабушки в её  сарайчике нам жить просторнее, чем у нас в квартире. 
- Ну если так, то никаких вопросов.

- Мама, у меня вопрос. Из Сельскохозяйственной Академии меня призовут служить в армию.
Как ты к этому относишься?
- Плохо. Плохо отношусь. Мы что-нибудь придумаем.
- Понятно. А я хочу пройти это испытание.
- Я не переживу..., - прошептала мама бледнея.
- Постой. Спокойно.  Давай примем решение вдвоём.
- Я сейчас... Я валерьянки приму...
- Давай водочки по три капли. Мне тоже и тяжело, и страшно.
- Ну мне, сыночек, три капли мало. Давай норму, по сто пятьдесят.
Водка обожгла и рот, и горло, а  дрожь от волнения осталась. Но объясниться надо.
- Мама, такая доля у мальчиков, что их жизнь может закончится очень быстро. Помнишь, что ты рассказала мне? Когда ты была  в пионерском лагере,  мальчик  на спор пытался переплыть речку и утонул. Ты просила меня не спорить. Я не спорил. Я, как все, шёл по мостику через грязный глубокий и тёмный овраг. Все прошли, а подо мной доска сломалась, и я чудом остался жив.
- Не напоминай, не надо. Ты не понимаешь. Когда гибнет один из детей, матери невыносимо больно. А ты у меня вообще один, единственный...
- Мама, мы просто говорим. Мы должны поговорить об этом. Вспомни, в прошлом году у нас в городе что случилось? На соседней улице солдата  сбил автобус. Он вернулся из Афганистана живым и погиб здесь.
- Ой, я тогда чуть с ума ни сошла. Автобус вёл его друг, а он бросился на перерез.
- Мама, мальчишки так устроены, они ищут приключения на свою голову. Всё бывает, в том числе и трагические случайности. У соседки тёти Жени сына десятиклассника у подъезда зарезал пьяный бандит.
- Зачем такие ужасы ты вспоминаешь перед сном?! Это жестоко, - глаза мамы полны слёз.
Мне тоже плохо, мне страшно. Я убеждал не маму, я убеждал себя. Я ждал от неё поддержки.
- Бабушка говорит, что судьбу на коне не объедишь. Если я отслужу в армии, я научусь сам защищаться. Я стану надёжным мужиком. Мама! Я готовился, занимался  борьбой и самбо. Я же сильный. Я умею чистить картошку и подтягиваться. Я могу быстро одеться и раздеться. Ты научила меня заправлять кровать. Я готов к службе. Мне надо учиться пользоваться оружием, тренироваться на выносливость. Мне надо привыкнуть к перловой каше. Давай дома варить перловку, а? Мама, не плачь, я сделаю как ты хочешь!
- Обещаешь?
- Обещаю. Мама, разве другие ребята хуже меня?  Они должны выполнять свой долг, а я буду прятаться за их спину?! А если война и от меня потребуется идти в бой, я сразу погибну из-за неумения. Это правильно?
-Ты обещал!
-Я не отказываюсь. Всё будет по-твоему, мама.
-Господи! У всех дети, как дети. Почему ты такой проблемный? За что ты меня всю жизнь мучаешь? Ты всегда попадаешь в какие-то переделки. Зачем тебя носило то на крышу, то в колодец канализации... А теперь и то, и другое сразу. Ведь армия это и крыша, и колодец одновременно.
-Зато я от каждого случая становлюсь мудрее. Я не избалован. Ты будешь мной гордиться.
-И я тобой натренирована. Ой! Не могу!  Мне надо ещё выпить. Из-за тебя я стану полной алкоголичкой.
-Давай вместе станем... Налей и мне сто пятьдесят.
Сто пятьдесят грамм водки это норма по праздникам. В этом году меня сочли взрослым. Мне первый раз в жизни налили водки на Новый год. А я даже не почувствовал ничего. Больше не дали. Это у нас норма. А сейчас мы выпили двойную норму.
-А вторая хорошо пошла. Давай закусим и уберём бутылку. Больше пить не будем.
-Не будем, мама. Ни-ни. Вот хлебушек с маслицем съешь и протрезвеешь.
- Не хочу трезветь. Лучше быть безумной от пьянства, чем от горя.
- Мам, сегодня Вовка чего-то говорил о том, что другие страны лучше, чем наша.
- Дурак твой Вовка,  да и его мать, хоть моя подруга с детства, а тоже сквозная дура, но она по-житейски хитрая и мудрая. И отец его такой же. Выгоду свою не упустит. Но они честные, и мы с ними друзья.
-Ну и пусть дурак. Погляди сама. Во всех фильмах наших чиновников костерят почём зря. Милицию обзывают мусором. Это стало обязательным модным утверждением в каждом фильме.
- Ага! Ругают, срамят, позорят. А за помощью идут к ним. И кто в таком случае позорище?
- Провинция – обязательно Мухосранск, в деревне делать нечего.
- Знаю, как говорят. А ты именно туда и направляешься по собственному желанию. Молодец сын!  Ты сказал, что стал мудрее. Неужели ты не понимаешь, что сценарии, тексты писали недалёкие людишки. Что режиссёры стремятся гнилой клюковкой, мелочным острословием привлечь зрителей ради денег и популярности. Кто мусор? Конечно, среди артистов, писателей, режиссёров, читателей и зрителей есть упёртые ненавистники своей родины, но мне их просто жаль. Ради какой корысти, за что они себя купают в грязи. Плохая наша страна? Так они другой не стоят. Они сами её сделали такой. А теперь ещё некоторые продают свою родину. И за сколько бы ни продали – всё равно продешевили.
-Почему продешевили? Кто-то преуспевает за рубежом. Дети бывших и настоящих глав разных стран  живут за рубежом. Да что там дети, бывшие президенты ищут приют за границей. Они не продешевили.
- Дурачок1 Мой милый бесценный дурачок. Какой ты ещё ребёнок, - пьяная мама потянулась ко мне руками. Я отскочил. Терпеть не могу пьяные объятия. И вообще чего это маму так развязло? Всего-то триста грамм водки. Я тоже явно не трезвый,  немного слетел с тормозов, но всё понимаю.
- Мам! Я твой сын, ты умная, и я не дурачёк, - я реально хотел обидиться.

А мама встала за стулом, как на митинге у трибуны, и стала говорить совсем невероятное. Я понял, что она не просто пьяна. Она пьяна, как говорят, в дым и чешет языком напропалую. Господи! Куда её несёт! А как же я? 
- Из школьных лет я вынесла понятие о государстве, как о машине насилия. Может быть и другие это усвоили. Отсюда  следует, что борьба с властью – это достоинство человека. Даже нахваливают и сочувствуют диссидентам, ловким ворам в законе и без закона, извращенцам из всяких меньшинств. И этому способствует современная литература, спектакли, фильмы. И  я поняла, что мы переживаем  очередную смуту.
- Мам! Ты чего? Какая смута? – я испугался, а мама, как на исповеди,  продолжала тихим голосом.
-А если осознать, что государство это содружество людей для совместного выживания,  для помощи друг другу, где люди поделили между собой обязанности. Это большая семья и отношение к нему такое же как к семье. Если в семье плохо, не надо крушить  дом. Думай спокойно, ищи приемлемый выход. Если он есть, то обязательно найдёшь. Толпа – не помощник. От неё  крик, крушение витрин и автомобилей. Это не решает проблемы. Это усугубляет беду. Такое устраивается не друзьями и не для решения проблем. Надо думать и предлагать. Достойные  предложения  будут приняты обществом, если они окажутся ему полезны. 
- Люди бы приняли, если бы не были безумны! А руководство примет? – я решил подначить маму.
- Не все безумны. Безумна только толпа. В руководстве не дураки. В семье, в государстве руководитель всего лишь режиссёр принятого плана или человеческий координатор совместных усилий. Он, как все, может ошибаться, имеет право на ошибку. Но  умный человек может осознать ошибку и может разлядеть в предложении ошибку. Считайте руководителя умным человеком и спокойно настойчиво обсуждайте с ним предложение.
- Ну да спокойно! Ха-ха! Надо доказать, а как? – чувствую, что завожусь, сам ухожу от темы.
Ну вот! Переходим, как всегда,  на прения. Хотя вижу мать неадекватна, она пьяна!
- Доказать можно только делом. Если ты что-то отвергаешь, покажи что взамен предлагаешь. Так надо!   Некоторые  индивиды  любят подебоширить, семья не без урода. Но  от какого избытка ума другие особи  их поддерживают? В какую статью расхода или дохода это записать? Вот вопрос, - мать покачала пальцем перед своим носом  и уставилась на него.
- Да, мамуля. Бухгалтер – всегда бухгалтер. Крепкие знания пропить трудно. И ведь, блин, я тебе верю.

- Разве  правильно присваивать плоды чужого труда. Все выполняют свои обязанности, а «умный»  отдыхает и присваивает?  И это проходит, как нормальное, когда равнодушные молча соглашаются, - плавно перешли мама на другую тему.   
- А что делать?-  я её поддерживаю. Я тоже пьян. Мне стало интересно, что думает бухгалтер о ворах.
-Не быть равнодушным. Помнить, что и ты пострадавший. Если государство честное содружество для выживания, то многие поступки «особо одарённых людей, нахально преступающих через договорённость» будут выглядеть неприемлемо. Преступающий  договорённости, предающий – лишь вор, который крадёт доверие, - громко заявила мама, поднимая вверх указательный палец и хмурясь.
Ого! Мама по-моему трезвеет и злится, но и я зол на себя. Мы ушли от моих проблем.
- И мы могли такое наблюдать не раз, - холодно заявляю я, ставя точку.
Я тоже трезвею. Но мама продолжает, твёрдо глядя на меня. Теперь речь адресована мне.
- Вот именно. Вор украденное не считает своим кровным. Легко берёт и легко отдаёт. Он не патриот чего-либо. И не может легко жить и даже существовать среди патриотов, потому что нет взаимопонимания.
- Однако, воры  существуют и очень неплохо.
- Это только в среде равнодушных  или не умеющих думать. Если осознать, что государство – это мой дом, государственная земля – это моё кровное, что даёт жизнь мне и моему потомству, то патриотизм – это не чувство, которое, как любовь, приходит и уходит. Патриотизм – это яростная борьба за спасение своего дома и своего кровного. Это похоже на  борьбу за жизнь загнаного в угол человека. Но патриотизм ещё больше, ещё выше,  потому что за своё кровное  отдают жизнь.
- А ты, мама, патриот?
- Если осознать, что государство это содружество людей для совместного выживания и  помощи друг другу, где люди поделили между собой обязанности, если понимать, что в этом случае благополучие государства зависит от каждого гражданина, то да,  я скорее всего патриот. Государство – это система отношений, где руководитель - не бог, который может выполнить любую прихоть  каждого гражданина. Руководить – значит выбирать лучший вариант из предложенных, значит тяжело работать. Нельзя мешать людям работать.
- А ты, мама?
- А я, сын, готова выполнить свой долг и не буду мешать тебе выполнять твой долг, хотя моё сердце вот-вот разорвётся от горя. Я буду молиться за тебя, как все русские матери на протяжении многих веков молились за своих детей.
- Спасибо, мама, Я тебя не подведу.
- Я хочу выпить ещё сто пятьлесят. Мне надо.
- Нет, мамулечка, пить больше мы не будем. Сейчас мы будем спать. И вообще, мы будем жить  долго счастливо и без головной боли.

Вот так!  Мы наконец-то поняли друг друга. На следущий день мама  с опухшими глазами подошла ко мне, села рядом и сказала:
-Прости меня, мой взрослый сын. Мой дедушка погиб на войне, мой отец погиб на войне. Их жёны очень тяжело пережили их гибель. Но они были счастливы тем, что рожали только девочек. А у меня сын. Что я могу? Только верить в лучшее и надеяться на Бога, на твоё благоразумие и твою удачу.
-Я не подведу. Давай пока ничего никому не скажем. Никого не будем волновать. Это только наше с тобой дело.
-Согласна. Спасибо, Эдуард. Я справилась с задачей воспитания. Ты у меня вырос и стал настоящим мужчиной. Я счастлива.
Я тоже счастлив. Я горжусь своей мамой. Пусть у меня нет папы, как у Вовки. Она мой мудрый наставник. Но Вовке я ничего  об этом не расскажу.