Путешествие из Донецка в Славяногорск

Людмила Ермишева
С давних пор для отдыха у дончан есть две Мекки – побережье Азовского моря и святое Славяногорье. В этом году в Славяногорске я была дважды еще до референдума в апреле и после отхода стрелковцев из Славянска в сентябре.

В апреле повезло с погодой все четыре дня нашего путешествия приветливая солнечная погода, больше двадцати градусов тепла. Доехали на маршрутке за два часа безо всяких проблем.

Второе путешествие  было иным. Бронь на конец мая была оплачена ещё в марте на конец мая, но благоприятной обстановки ждали все лето. Знакомые рассказывали ужасы «прямо автоматной очередью по колесам, трупы в посадках, танки на дорогах». Внимательно читали сводки новостей.

 Ехать или ни ехать – колебалась чаша весов. Наконец настал желанный час военная обстановка  более менее устаканилось и во второй половине сентября  снова отправились в Славяногорск.

Это уже был другой мир. Доехали за четыре часа пятьдесят мин, духота в автобусе страшная, но никто не роптал, всем ехать надо. К Константиновке ехали по проселочным дорогам, через села большие и маленькие, через хутора. Как жаль, что не пришлось увидеть прекрасный вид на Клепан. Водитель ехал быстро, игнорируя автостанции как таковые. Он мчался, не останавливаясь на привычных остановках. Только в Константиновке заехал на автостанцию, высадил пассажиров,  на что у него ушло 4-5 минут и снова вперед, вперед. Когда ехали назад  картина,  была аналогичная. Я так поняла, что водители избегают автостанций.

Вдруг водитель неожиданно взял  влево, и мы очутились на  въезде в Константиновку,  на дороге, изуродованной бронетехникой, прямо перед  украинским блокпоспом.
Двое бойцов зашли и проверили документы у мужчин. Остальные засели среди мешков с песком с автоматами наизготовку. Они постоянно крутили головой в разные стороны, молодые ребята - наверное, солдаты-срочники, лица у всех испуганные. Такая же картина на всех постах ВСУ. Боятся они,  точно боятся, хотя и не знаю чего.

Дальше была сама Константиновка вся в сине-желтом цвете. Столбы, заборы, ограждения на мостах, фасады домов выкрашены в сине-желтый цвет. А если мы живем в ДНР,  нам что выкрасить все в красно-сине-черный? Но Краматорск переплюнул Константиновку. На дистанции примерно двух сот метров  по главной улице с лева и с права стояли баннеры в сине-желтом цвете  с расстоянием 20-30 метров  друг от друга с надписью «Краматорск - цэ Украина!».  Если откровенно, мне стало дурно и закружилась голова.

Однако, впереди нас ждал Славянск. Блокпост на въезде в Славянск был самый замечательный. Я сидела на первом сидении от двери. Зашел укровский военный, в руках автомат, пальцы правой руки на спусковом крючке, дуло автомата направлено в салон.

- Здравствуйте – сказал он. Молодые женщины на передних сидениях залепетали

- «Здравствуйте, здравствуйте», - остальные промолчали. Вообще то, подумала я про себя, когда держат автомат наизготовку и направляют на тебя, то говорят: «Руки вверх». Кто из нас кого больше боялся – мы их, сидящие в салоне рейсового, гражданского автобуса, девушки,  пенсионеры, молодые женщины, дети или вояка с автоматом  на спусковом крючке нас, я не знаю. У нас проверили документы и пропустили.

Проехали пригород Славянска - Семеновку. В каком она состоянии не было видно из окна автобуса, она осталась в стороне. Окна  в Славянске в основном застеклены, по-видимому,  это заслуга  местных жителей. А вот небольшие супермаркеты с разбитыми витринами, бросили их хозяева. САТУ с полностью разбитыми окнами. А ведь прошло два месяца после входа укровской армии в город. Улицы Славянска не многолюдны. Внешний вид жителей не радует, какие-то они понурые, я бы даже сказала, отрешенные. То же и в Краматорске.

При выезде из Славянска еще один блокпост. Буквально через 5 мин на развилке Славянск - Славяногорск - Изюм следующий блокпост. Те же испуганные лица солдат срочников, крутящих головой в разные стороны. Но на этом блокпосту у  старшего по званию хоть человеческое лицо, однако, усталое и измученное. Он не стал проверять наш автобус, махнул рукой – «Проезжайте».

Вот уже и любимый Славяногорск, встретил нас теплой погодой бабьего лета.
В Славяногорске много беженцев из Донецка. Здесь ты среди своих, тебя понимают. Здесь приятно отвечать на  вопросы, потому что задают их не из желания послушать страшилки-развлекалки, а из желания узнать как  родной Донецк? Все хотят домой. И те, кто не очень обеспеченные, живущие бесплатно в монастыре, и те,  кто побогаче, снимающие дорогие номера  в пансионатах. Люди  стали более сплоченными, более внимательными друг к другу. И взгляды у людей – в глазах вопрос, в сочувствие и надежда.
 Встретили семейную пару, живут как беженцы в монастыре, с женщиной долго беседовала. Они с Ясиноватой из р-на Зорька, который разбомбили в щепки, родная девятиэтажка не пригодна для жилья. И, как вы думаете, о чем эта женщина рассказывала? О квартире, о бытовой технике, одежде? – О своей кошке.

 - Верните мне кошку, верните мне кошку, которая у меня была, мне другой не надо, она у меня тринадцать лет жила. Мне другой кошки не предлагайте. Я зашла в квартиру, что бы вещи и ее забрать, а она спряталась, я ее звала, звала… Представляете там собаки с вываленными языками перевесились по пояс через оконные проемы, так и весят. Они умерли от разрыва сердца – рассказывала женщина.

Мы поднимались по горному серпантину к памятнику  Артема. Вдали от людского шума, на высоте примерно 500 м на асфальте  почерком подростка  белым мелом было написано  ДОНЕЦК – ЛЮБИМЫЙ ГОРОД.

И на душе стало тепло.
Донецк. Октябрь 2014 год.