Кто мы и откуда?

Сергей Чекалин
                Везде одинаков Господень посев,
                И врут нам о разности наций;
                Все люди – евреи, но только не все
                Нашли пока силы признаться.
                Игорь Губерман

Я спросил у тополя… Нет, не у тополя я спросил, а у Павла Великанова, протоиерея, который ведёт в газете «Телек» рубрику, разъясняющую нам, неучам, что значит что, и как значит как, и где это было, и как это произошло. Но я спросил совсем не о том, где, мол, моя любимая. Это-то уж я как-нибудь знаю и без него. Я спросил:
- Не смущает ли Вас, отец Павел, родословие Иисуса Христа, о котором Вы так пространно, с подробными разъяснениями, расписали в номере 51 на странице 57?
- Нет, нисколько, - смущённо отвечает протоиерей.

Странно, что не смущает. Хотя бы то, что в «сегодняшних Евангелиях», как их определяет протоиерей, даются Матфеем и Лукой совершенно разные родословные, начиная от царя Давида. Я их приведу по тексту этих «сегодняшних Евангелий».

Матфей: Давид, Соломон, Ровоам, Авий, Аса, Иосафат, Морам, Озий, Иовафам, Ахаз, Езекия, Манасий, Амон, Иосий, Иоаким, Иехония, Салафииль, Зоровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елезар, Матфан, Иаков, Иосиф, Иисус.

Лука: Давид, Нафан, Маттафа, Маинан, Мелеал, Елиаким, Ионан, Иосиф, Иуда, Симон, Левий, Матфат, Иорим, Елиезер, Иосий, Ир, Елмодам, Косам, Адрий, Мелхий, Нирий, Салафиил, Зоровавель, Рисай, Иоаннан, Иуда, Иосиф, Семей, Маттафий, Мааф, Наггей, Еслим, Наум, Амос, Маттафий, Иосиф, Ианнан, Мелхий, Левий, Матфат, Илия, Иосиф, Иисус .

В конце концов, у Матфея престарелый Иосиф, якобы являющийся отцом Иисуса, оказывается Иосифом Иаковлевичем (что в переводе с еврейского на русский означает Яковлевичем), а у Луки он – Иосиф Ильич. Конечно, нам совершенно всё равно, кто был у ближайшего к нам из перечисленных (имеется в виду – Иисуса) дедушкой. Да похоже, что это всё равно и самой церкви. Скорее всего, потому, что приведенная родословная никоим образом не относится к Иисусу. Она не Его. Его Отцом является Бог-сиротинушка, не имеющий родословной. А может быть и не сам Бог, а Его посланец, молодой человек по имени Гавриил, который тоже не имеет родословной, такой же сиротинушка, как и Пославший его к Деве Марии. Только поэтому в церкви без всякой боязни быть разоблачёнными могут читать любую из двух родословных, не моргнув глазом. Если есть время, то ту, которая подлиннее на четырнадцать колен (у Луки), а за недостатком времени можно пробежаться и по родословной, составленной Матфеем.

Ах, как легко и удачно выкрутился протоиерей Павел из этих странностей с родословной! Вот что он пишет и о чём размышляет про «уникальную нить» родословной Иисуса.

Цитата: «И сегодня, когда мы слушаем этот длинный перечень имён – родословную Иисуса по плоти, мы видим, как от Авраама разными, очень непохожими человеческими судьбами плетётся еле заметная, но совершенно уникальная нить, в которую вплетаются не только такие великие праведники, как Исаак, Иаков и Давид, но и те, о ком сегодня нам ничего неизвестно. (Очень опрометчиво отец Павел отнёс к праведникам Давида; вы можете в этом и сами убедиться, почитав о нём и его "праведных" похождениях в Ветхом Завете). Евангелист Лука не останавливается на Аврааме, а продолжает список вплоть до праотца Адама. И тем самым евангелист подчёркивает, что Христос – мессия не только еврейского народа, но всего человечества. Ибо через Адама мы все без исключения родные не только друг другу, но и Самому Христу Спасителю».

Такие несколько странные, на мой взгляд, рассуждения отца Павла вполне оправдываются временем их написания, поскольку происходило это в период рождественского поста, от недостатка питательных средств скоромного содержания.

Да, нити получились настолько разные, что дедушками Иисуса оказались тоже очень разные люди. Всего одинакового у них – только принадлежность к еврейскому народу. И не только у них. Тут я бы добавил, что получается – мы не только родные друг другу, но мы всё без исключения – евреи. Только очень разные евреи, по-Великановски: чёрные и белые, смуглые и жёлтые, коричневые и просто загорелые, большеглазые и не слишком, узкоглазые и наоборот, косоглазые и не очень, большие ростом и маленькие, толстые и худенькие, больные и здоровые, бедные и богатые, буддисты и кришнаиты, исламисты и магометане, католики и другие христиане, в том числе и православные, мужчины и женщины, старики и дети. Одним словом – ВСЕ! В том числе, конечно, и протоиерей Павел Великанов.