Чёртова баба

Михаил Смирнов 3
Чёртова баба,так её прозвали посадские жители Подмонастырки - Чёртова городища.Ни кто не знает откуда она появилась на пристани Чёртова городища в устье рек Тоймы и Камы.Она появлялась в одни и те же часы - на зорьке,в полдень и на закате.Не большого ростика,в чёрных одеждах,в повязанном на голове белом платочке.Её вид был нищенки - с грустными карими глазами,просящими смирение и подаяние.Купцы,да и другие люди,кто проходил по Каме на суднах, заметили одну вещь в поведении той нищенки-Чёртовой бабы,если она стояла на пристани прикрытая платочком,то прохождение по реке было спокойным и лёгким,а коли  её голова была не покрыта  платком, то значит жди беды.На пристани стояла большая корзина,в которую купцы складывали различные подарки для Чёртовой бабы.Если купец видел из далека нищенку с не покрытой головой,оставался до зорьки в Чёртовом городище.Предупреждала она ещё об одной беде -  подводном камне-быке.Вода стремилась к нему с противоположного берега с ужасной силой  и судна разбивались об его.Купцы понимали, что Чёртова баба даёт знак о близости с камнем и то,что надо быть осторожным в этот момент.Так и не поняли люди её намеренья выходить всегда в одни и те же часы,это осталось загадкой.Стоило только завести с ней разговор,как она прятала своё лицо под чёрную накидку и уходила от общения.Местные не знали откуда она к ним пришла и только по слухам ведали,что она молодая и прокаженная и что в миру она Агафья.Знали,что Бога она не признаёт,а молится не чистой силе.Колдовства за ней не ведали,но относились к ней  настороженно.Агафья -Чёртова баба жила в лесу в землянке,не далеко от башни и вела нищенский,попрошайнический образ  жизни и пользовалась тем,чем купцы щедро одаривали её.Она не нуждалась ни в продуктах ни в деньгах,но этого на народе не показывала,а деньги прятала - ей они пока что были без надобности.Для себя Агафья  заготавляла грибы,ягоды да лечебные травы.Она по долгу сидела в башне,люди слышали,что она там нашептывала какие-то слова - то ли молебен то ли что-то другое.Месяц назад  Агафья появилась в этих местах по несчастью,беда пришла внезапно,забрав жизни мужа и сына.Вологодский купец Аникей Суржин с женой Агафьей и сыном Захарием отправились на байдаке,груженым солью,в Пермь.Путь до Перми был не близок,но байдук под парусом шёл отлично.На Каме встречались редкие пороги,но они  их успешно преодолевали,ни о какой беде ни кто и не помышлял.Агафья на судне занималась женскими делами - готовила для команды еду,а их сын Захарий обучался у отца речному делу.Ему на то время было восемь лет и всё ему казалось неведомым и интересным.С приближением к Чёртовому городищу,течение стало стремительным и их байдук со страшной силой ударился об камень,так,что его разнесло вдребезги.Всех раскидало кого куда,людей и товар засасывало в водоворот,кругом плавали обломки от судна.Агафья с трудом выскарапывалась из воды,  цепляясь ногтями в песчано-каменистую почву берега. Ей кое-как удалось выбраться  на берег,ноги не слушались её,цепляясь руками за землю она тащить своё тело.Перевернувшись на бок,пыталась рассмотреть то место,где с ними случилась беда.Ей хотелось увидеть  живыми мужа и сына,но она ни чего не видела,перед глазами возникала лишь белая пелена.Агафья слышала голоса людей, спешащих на помощь тонувшим людям,но река безжалостно всех поглотила в своё чрево.Агафья потеряла сознание,очнулась от того,что кто-то облизывает её лицо.Открыв глаза,она увидела чёрного с белой грудкой собаченка,тот скуля,тыкал своей мордочкой ей под бок,лизал ей руки.Он,видимо,пытался помочь ей приподняться,но ей так и не удалось это сделать.Пролежав ещё какое-то время,ей всё же удалось подняться и встать на ноги.Собаченок,поскуливая,уцепился зубами за её оборванный сарафан и повёл за собой к лесу.С трудом  брела,падая от слабости,вновь поднималась и шла рядом с собаченком,который и вывел  её на поляну.Слёзы градом лились из её глаз,она кричала и  звала по именам мужа и сына,но ни кто так и не отозвался на её крики. Ни кого не удалось спасти после того крушения.У Агафьи с той поры помутнело в рассудке,она ни кого не хотела видеть и слышать,только собачка,смотревшая добрыми глазами на Агафью,придавала какой-то смысл жизни.Дрожащими ладонями она гладила собачку по её скомканной шерсти,жаловалась,со скорбью в голосе:
- Вот,мой друг,остались мы с тобой одни на этом свете,нет больше у меня ни мужа ни сына.Может они и живы,но чует моё женское сердце, что я их больше не увижу.Я ходила в храм,Святой молилась о здравии своих родных,но Бог отвернулся от меня и не спас моих близких - нет мне больше веры ни кому,вот только ты,добрая животина,пришел ни откуда и спас меня.Тепереча ты моя родня,а назову я тебя Заха,ты мне о сыне будешь напоминать.
Слёзы снова потекли градом из её глаз.Прижав Заху к груди,она уткнулась в его мордочку.Заха скулил,слизывая своим язычком слёзы с её глаз.
- Дай время,Заха,и мы с тобой обживёмся здесь,будем ходить,как на погост,к тому месту,где погибли мои муж Аникей да сыночек Захарий.Дни шли и Агафье надо было кушать и одеться во что-то.В таком  грязном,ободранном виде она пошла по деревне собирать милостыню.В Чёртовом городище люди в основном были беглые и вольные,как они себя называли,от того к нищим и страждущим у них было своё отношение - отдадут тому горемыке последнее,так как и сами знали  и ведали те страдания.Агафья,с верным ей собаченком Захой,подошла к одной неказистой избёнке и посохом своим постучала в дверь.За дверью послышались тяжелые шаги,на пороге появился здоровенный бородатый мужик.Подбоченив руки,он оглядел Агафью с головы до ног,не забыл взглянуть и на собаченку:
- Знать беда с тобой,сестра,приключилась,ишь как тебя потрепало да и животине твоей досталось.Ты присядь на обрубышек,в ногах правды нет,так же как и в людях.Я щас Марфу свою кликну,она вам на дорожку соберёт,то что Бог послал.Марфа,поди-ка сада!Люди странствующие у нас.
В сенях послышались шаркающие шаги,к ним вышла сутулая хозяйка,в грязном от сажи переднике. Оглядев  нищенку она всплеснула руками:
- Господи,видно путь-то твой не близок был?Глянь-ка как сердешная умаялась.А этот-то до чего тощий,одни кости  - хозяйка погладила по головке собачку - Я щас соберу вам еды в дорогу,а пока поешьте здесь.
- Хозяйка,нет ли у тебя платья чёрного да платочка белого?Моя-то одежда совсем не годная.Ты уж извиняй меня.
- Щас и одёжку тебе,милая,отыщем,а платье чёрное у меня есть и платочек белый отыщу.Знать и впрямь у тебя горе,только вот ты о нём не ведаешь,от того и платок сомнительный повязать хочешь.Да ну и ладно,не буду я тебе душу ворошить.
И хозяйка шмыгнула в избу.Пока она там возилась,Игнат,так звали здоровенного мужика,вёл расспрос:
- Я не буду тебя спрашивать чья ты от куда и куда идёшь,а вот коли ты останешься в этих местах,а угла у тебя нет,то я могу сподмочь тебе -  вижу по тебе,что тебя держит это место.Так вот,слушай,есть у меня не далёко вон от той башни - Игнат указал рукой на каменную башню,что на большом пригорке стоит -   в лесочке землянка рубленная,о которой только я да Марфа ведаем.Она добротная и жить в ней можно и летом и зимой.Печь только по-чёрному топить надо,ну ты,молодка,не барских кровей,знаешь небойсь крестьянскую жизнь.Так вот,живи там, а я апосля к тебе наведаюсь,подмогну еже ли что,дам добрый совет,так что щас прямо и сведу тебя туда.Как звать то тебя,а то мы с Марфой не привыкши просто так с человеком без имени балакать?
- Спасибочки вам,дядь Игнат,за доброту вашу и за кров.Не знаю как вас и отблагодарю.Меня Агафья зовут.
- Да брось,дочка,я от чистого сердца,нам ни чего не надобно,только вот у тебя бы всё хорошо было.Детей нам Бог не дал,так что будь для нас как дочка.А в душу твою лезть не будем,придёт то время,сама нам всё поведаешь.
Марфа вынесла корзиночку с едой да одежду кое-какую,да платье черное с белым платочком.
- Я вот тут тебе гостинца положила,мыло, соль да спички.Вот ещё одеженку,что ты просила.А тепереча пошли в избу,накормлю я тебя,а тебе,собачка,вот миска щей да косточки.
Заха радостно завилял хвостиком,начал подпрыгивать,тычась мордой в миску.
- Ишь,разыгрался,меня-то с ног повалишь.На-ка,милый,похлебай-ка щей тепленьких.
 Марфа поставила миску и все пошли в избу.В избе было чисто,полы были до бела натёрты дресвой,на окнах висели вышитые занавесочки,  стояла,прибранная с периной и с вышивками,кровать. Уселись за массивный стол,хозяйка собрала на стол щи,картошку в мундире,солений разных и хлеба только что из печи. Хлебный аромат охватил всю избу.Отведав угощение,Агафья с Игнатом отправились к его землянке,что  в лесу не далече от  башни.Шли с посадской Подмонастырки,что располагалась у склонов холма.Взбираться на холм было тяжеловато,но,не спеша,Игнат с Агафьей взошли на холм, а далее,от башни,они проходили через густой ельник,старая тропа начала заростать и проходить по ней было сложно.Ходьба до землянки заняла достаточно много времени.На не большой поляночке, окруженной пихтами да редкими кедровыми деревьями,на бугорке виднелась крыша землянки,на половину вкопанной в землю.Крыша была покрыта пиленым тёсом,поверх которого был уложен дёрн.Вход был с торца,прокопано было пространство для двери,которая была заперта на замок.Игнат отпер замок и открыл дверь,они,нагибаясь,чтоб об косяк не стукнуться,вошли во внутрь. Собачка Заха радостно,с лаем носилась по лесу,гоняя мелкую живность. Внутри землянки  всё было сделано добротно - стол,лавки и большая кровать,имелось всё,что надо для жизни - посуда,инструмент.
- Вот,дочка,обустраивайся и живи,народ к тебе ходить не будет,а  ежели и позабудешь запереть,то местные не зайдут без спроса, поскольку этих землянок по лесу зарыто не весть сколько.Почитай каждый начинал жизнь здесь с таких вот землянок.Ну а я,апосля, навещу вас.Вот ещё поведай-ка мне - сама к нам приходить будешь или мне с Марфой  к вам наведываться?
- Дядь Игнат,благодарствую за кров,что ты нам дал.Лучше вы к нам заходите,я пока не обвыклась здесь,да и люди начнут вести расспросы, а говорить с ними я не готова.
- Понял тебя,дочка,ну разбирайся с собой,да и людям пока ни чего о себе не рассказывай.Я через денька два-три  наведаюсь.Поджидайте.
 - Дядь Игнат,ежели что во мне странное заметите,или увидите меня странно стоящей на пристани,не обращайте внимания -  это так надо.Когда я буду готова вам поведать своё горе,я вам всё об этом расскажу.
- Воля и правда твоя,дочка,только вот не тяни с этим,а то,не равен час, тронешься умом от запертой в душе боли.
- Постараюсь не тянуть,придёт то время,когда мне надо будет излить душу перед вами.
 Игнат,откланявшись,отправился обратно к своей избе.Агафья начала заниматься обустройством своего жилья.Заха,играючи,вертелся возле её ног. Агафье всякий раз приходилась журить не послушного Заху.Трепля его за шерсть,она думала снова и снова о своих любимых -  живы они или нет.
- Вот пойду завтра к пристани да так,как будто меж делом,и спрошу, может кто видел как то судно разбилось.Странное всё же имя я тебе дала,собачка,Заха - словно какой-то татарин,ну коль так назвала тем и оставайся.Я сейчас костёр разожгу,вскипячу водички,вон как раз и котёл для этого имеется.Надо мне себя в порядок привести,а ты, шалунишка,не подглядывай,беги от сель и гоняй по лесу птичек.
Заха ,словно поняв её,побежал в глубь леса,только был слышен его лай.Прибравшись в землянке ,Агафья дождалась,когда нагреется вода, и принялась приводить себя в порядок.Вымылась,отмыла грязь, надела чёрное платье и повязалась белым платочком.Время было вечернее,но светлое,Агафье вдруг пришла в голову такая мысль:
- А не сходить ли мне до того места,где они разбились,может я что-то узнаю.Вот так и пойду в этом одеянии.
 Окликнула собачку:
- Заха,Заха пошли со мной!
Агафья ещё посвистела,подманивая собачку.В лесу раздался треск сучьев и к ней навстречу вылетел Заха,потеревшись о её ноги,задрав в верх мордочку,начал ждать когда они отправятся в путь.Идя по лесу, Агафья примечала обратный путь к землянке.Это был первый её визит  к башне.Подойдя к ней,она,как бы обняла башню,раскинула широко руки,крепко прижалась к этим средневековым камням и сразу почувствовала  какую-то энергию,исходящую от  них. Агафья начала нашептывать слова о помощи,молясь не известно какому Богу,ей казалась,что помощи она просит у самой башни.Её потянула к тому месту,где разбилось их судно,с надеждой на то,что она найдёт там что-то.Собаченок дальше с ней не пошёл,словно чуял не ладное.Поджав хвост,он отбежал от неё на несколько сажень и выжидал дальнейших событий.Спустившись с холма,Агафья направилась к рыбацкой пристани,проходя возле  посадских дворов Подмонастырки,своим видом пугала встречных людей,которые при виде её,перекрестившись бежали прочь с криком: - "Чёртова баба ходит,прячьтесь,прячьтесь,кто может!" Но Агафья не обращала на них внимания,а шла к пристани. У пристани она долго смотрела в сторону того камня-быка,что погубил её семью.Гладь воды была тихая и ни чего не было видно,что  напоминало бы ей ту беду.Она стояла  долго,думая о чём-то своём,  родном.Сзади послышался какой-то шум,голоса,обернувшись,она увидела стоявших людей,в руках были палки,вилы да топоры.
- Сгинь,нечисть,иди к себе в омут и оставь нас! - кричала толпа.
- Да вы что,люди добрые,какая же я нечисть,я такая же,как вы . Пропустите меня и я уйду.
Но толпа не слушала её,а напирала всё ближе и ближе к ней.Что-то надо было делать,иначе толпа растерзает её.Тогда Агафья,сама того не ведая,заорала не человеческим голосом:
- Сгиньте,провалитесь вы все пропадом!Чтоб рога у вас на лбу выросли, бабы лягух рожали!
 И как-то не естественно зашипела на них,словно змея.Толпу как волной смыло,в диком ужасе они убегали от неё.На следующий день весь посад только и говорил о Чёртовой бабе,которая вышла из омута у камня-быка и затаскивала туда людей.Видели так же и змея-оракула, которого она водила на человеческих кишках,в волосах её заплетены змеи,а в глазах её горит огонь,если на кого она посмотрит,тот заживо сгорит.Вот такую небылицу поведали посадские люди,Игнат с Марфой  были просто удивлены такой небылице.
 - А вдруг они пойдут в монастырь?Так совсем девку изведут,почтут за колдунью и сожгут.Что ж делать-то,Марфа?
- Так что делать,надо им всем рассказать кто она,объяснить,что это с горя она по ночам бродит,иначе точно сожгут.
 Игнат не спал всю ночь,думу думал - как сберечь Агафью.Пошел он тогда по утру к народу,собрались все посадские люди,выслушали  Игната,выбрали тех,кто подтвердит глядючи на неё,что она не ведьма. Игнат с четырьмя людьми,двумя мужиками и двумя бабами, отправился к землянке,в которой жила Агафья.Посадские люди остались их ждать у башни,мужики,на всякий случай,топоры с собой прихватили.Игната встретил собаченок,радостно виляя хвостом.Агафья спала в той же одежде,что и была.Растырыкав её,Игнат объяснил что случилось и то,что ей надо выйти к людям и всё им рассказать, поведать свою правду.А вот правду ей говорить не хотелось,а от чего, она и сама не понимала,но она скажет правду,но другую.Игнат и Агафья вышли к башне,посадские узнали в ней ту ночную ведьму.Они выслушали её рассказ  о том,что с ней случилось,что б им не думалось дальше плохое,она им поведала,что  будет приходить к пристани и  что б посадские её не страшились. Поверить они ей поверили,но так и осталось за ней - Чёртова баба.Агафья приходила к рыбацкой пристани, куда причаливали судна с купцами,расспрашивала купцов:
- Не ведали ли вы о несчастье купца Аникея Суржина,разбившегося о бык-камень?
Но купцы лишь отрицательно мотали головой. Только однажды Вятский купец  спросил её,когда она снова стояла на пристани,его интересовал слух о том,что Чёртова баба отводит от гиблого места суда с товаром.Он подошел к ней,взял её за руку:
- Вот скажи,несчастная девица,от чего ты всё время стоишь на пристани? Ходят разные сказки о тебе - что ты ведьма речная,а кто баит,что ты беду от камня отводишь.Так кто ты?
Агафья старалась освободить свою руку от его руки,но он держал её крепко и не давал ей высвободиться.
- Ты же,купец,знаешь от чего я стою на пристани - когда вода начинает бурлить возле камня,я снимаю платок,этим подаю вам сигнал,чтоб вы были осторожны,подходя близко к камню.Что еще тебе сказать? Я не знаю.
- И на этом благодарствую.Только откуда ты знаешь,в какое время проходят судна?Тебе,видимо,знакомо речное дело.
- Да,знакомо.Муж мой по рекам на судах ходит.
Ей так и не верилось в то,что Аникея и сына нет рядом.Она их не хоронила,а значит не ведает,погибли они или чудом остались живы.
- Ладно,девица,Бог тебе в помощь!Прими от меня подарочек - купец дал ей несколько золотых монет,да продукты положил в корзину - Скажи-ка,а от чего у тебя из корзины ни чего не тащут?Аль все такие  без грешные и на чужое добро не зарятся?
- От того и не тащут,что меня страшатся,а вдруг я там что-то на колдовала.Я ж не весть кто - Чёртова баба.
 Купец,улыбнувшись,распрощался с ней. Агафья призадумалась над своей жизнью.
- Вот я,дура,зачем же я их обманываю,ни чем  им не помогаю?Я просто стою и жду своих мужа и сына.Ладно,что б вину свою заладить,я им буй у камня поставлю,а то не равен час по моей вине кто-то погибнет.А  подарки пущай дарят,мне без них трудновато будет.
Так  размышляла Агафья и пошла к избе Игната,за советом на счёт установки буя у камня-быка.Игнат внимательно её выслушал и дал свой ответ:
- Дело ты хорошее и нужное затеяла,так только ни кто у нас знать не знает этого мудрёного буя.
- Так я же знаю,я вам поведаю как его строить.Мне бы мастера- бондаря,да ещё кузнеца.У вас бумага да карандаш есть?
- Мастеров-то мы тебе найдём и материал тоже отыщем,а вот тем мастерам денежку платить надобно будет.А где её взять?
- Дядька Игнат,с этим я сама разберусь,были бы мастера.
- Ну-ну,разберись сама.Ну что расселась,пошли что ли к мастерам?Ой, девка,сколько же от тебя хлопот,душа у тебя не угомонная,покоя тебе не даёт.Ну да ладно,пошли к людям.
 Игнат первым делом повёл Агафью к бондарю Ивашке Головину. Зайдя в мастерскую Ивашки,Игнат представил тому рядом с ним стоящую девицу:
- Вот,Иван,знакомься - это Чёртова баба.
Иван стоял спиной к ним и от слов таких у него из рук всё попадало.Он начал креститься и что-то шептать себе под нос,он так и не оборачивался,боясь посмотреть на Агафью.
- Эй,Ивашка,да ты чё так напужался?Не привидение к тебе пришло,её Агафья кличут,это вы её так прозвали,Чёртова баба.Давай-ка поворачивайся,говорить она с тобой желает.
 Иван повернулся к ним и заметил,что  девка-то ни какая не уродина,а даже наоборот,красивая  и даже статная.
- А что за дело ко мне девица имеет? - обратился он к Агафье.
- Вот помоги буй изготовить и на камень-быка поставить.Слушай что от тебя нужно - это небольшая бочка,полностью вся закупоренная и просмолённая.Это вроде поплавка,а после мы её в красный цвет покрасим.Сколько спросишь денег,столько и заплачу,но что б разумно было.
- Благое дело ты удумала,только слово чудное"буй",как-будто ещё на што-то похоже - Игнат с Иваном рассмеялись. -Ну так што,приступаю я к твоему заказу,дашь рубль я и доволен буду.
- Много,конечно,ты загнул рубль,но у меня нет иного выхода,а так бы я тебе шестьдесят копеек дала.
- Да ты как купчиха торгуешься,так и я от своего не отстану,рубль и всё.Ладно уж я тебе и покрашу твой  буй.А дальше-то што делать?
- А дальше к кузнецу пойду,ему работа будет.Пойдём,дядька Игнат, далее.
- Ты,девка,иди пока,а я с Игнатом пошепчусь малость о мужицком.
- Так шепчитесь,мне-то что,я и на улице подожду.
Агафья вышла из мастерской Ивана на улицу.Всяк мимо проходящий, косился на неё,а тот,кто признавал в ней Чёртову бабу,шарахались прочь от неё.
- Да,Игнат,девка не простая,умная,ушлая -  нам бы её в рыбный промысел.Небойсь удумала бы  што-нибудь.Ты б поспрошал её,может она купчихой была,да раззорилась,а тепереча в бегах.
- Хотел я,Иван,её об этом спросить,так она сказала - потом всё поведаю о себе.Так что бывай,мы пожалуй пойдём к Стёпке кузнецу.
-Ну что,заждалась?Пошли тепереча к кузнецу.
 И они отправились дальше по мастеровому ряду к кузне.Возле кузни их встретил Степан,тот не напужался,только спросил Игната:
- Чёртову бабу  на хрена притащил за собой?
- Так вот она сейчас тебе и поведает,для чего притащилась.
-  Я вот что сделать хочу - буй установить на камень-бык,чтоб лодкам да иным судам знак о беде подать.Вот  давай подумаем вместе,как нам лучше сделать.
- Ну,вы тут думайте,а я,пожалуй,пойду.
Игнат откланялся и пошёл по своим делам.Агафья со Стёпкой начали думать как лучше закрепить тот буй на воде.
- Ой - спохватилась Агафья - Я же не подумала,а как ту бочку разобьёт?Давайте её сухими шишками набьём.Ладно,Стёпка,ты,наверное,всё понял,а я к Ивану побегу про шишки говорить.
- ЭЭЭ,а как платить будешь? - одумался Стёпка
- Рубль дам,а больше и не проси - утвердительно ответила Агафья.
- А может другим чем заплатишь? - подковырнул Стёпка.
- Вот тебе! - Агафья показала Стёпке кукиш.
 А сама теми же ногами побежала к мастерской Ивана.Иван уже начал делать бочонок для буя.В дверь мастерской вбежала распалённая Агафья и с порога произнесла:
- Ванька,дополнение имею к конструкции,надо  бочку изнутри шишками сухими набить.
- Остынь,Агафья,присядь-ка лучше.Я думал об этом,да только про шишки в ум мне не пришло,про солому думал.Ты давай-ка думай что ещё надо,а то до Стёпки не близко бегать.Ты точно Чёртова баба, иди-ка  лучше чайку в печурке скипяти,с бубликами попьём.
Агафья так и сделала,скипятила чаю и они с Ванькой испили с бубликами,да поболтали про жизнь да про дела посадские.Агафья ещё раз наведала Стёпку,у того тоже всё шло,как они задумали.Агафья пошла к своей землянке,чтоб насобирать до завтрашнего вечера сухих шишек,ладно хоть в лесу их было предостаточно.С ней,как всегда, рядом бегал её верный друг собаченок Заха.Тепереча она начала понимать его  повадки,когда грозит опасность,он и ведёт себя иначе,ни как всегда,да и многое другое изучила она в его поведении.Так они с Захой до позднего вечера набрали куль шишек,Заха тоже помогал ей -  подтаскивал к ней шишки,а может и на оборот,больше мешал,чем помогал,но они с этой задачей справились успешно.На утро следующего дня Агафья отнесла куль с шишками Ивану в мастерскую . Работы по изготовлению буя проходили быстро и слаженно.Со всеми этими делами она впервые не была на пристани,вспомнив об этом она тут же понеслась к пристани,посмотреть корзину с подарками. В корзине,как всегда,были продукты и кто-то положил туда,самое наверное главное,мыло и среди его было ароматное,которое пахло луговыми цветами.Было ещё  полотенце и что-то из одежды.Собрав всё это в полотняную сумку,она хотела было идти к себе домой,но за собой услышала лай собаченка,явно на кого-то чужого он лаял. Обернувшись,она увидела двух полицейских. - "Явно по мою душу" -   подумалось ей.И она не ошиблась.
- Гражданка,мы за Вами,просим проследовать за нами в Приказную избу  к наместнику Андрею Иванычу Телегину.
- Что ж,надо так надо,пройдёмте.
В сопровождений полицейских она направилась к Приказной избе. Наместник Телегин принял её радушно,что вызвало опасение.
- Так,присаживайтесь,гражданка,не знаю Вашего имени и фамилии,и в общем  мы о Вас ни чего не знаем.Хотя знаем вас как Чёртову бабу, пугающую людей посадских.Так вот,мы бы хотели послушать вас,что Вы нам о себе поведаете?Только говорите правду.Да,а что у вас в сумке,небойсь кого-то ограбили?
- Нет,не ограбила,вы же все знаете,что это мне купцы подарки приподносят,так как я бедствую и нуждаюсь в пище и одежде.Вам же не поступали челобитные грамоты на меня,так что,господин наместник,этот вопрос снимаем.Что касается моей личности,я вам,как власти этого посада,всё без утайки расскажу.Я жена Вологодского купца Аникея Суржина,владельца двух лесных заводов,пяти мельниц и  солеварен в Сольвычеге,а так же владельца  торговых лавок в Вологде, Кирилове и Великом-Устюге,а имя моё Агафья Суржина.Моя семья, муж мой Аникей Суржин и сын Захарий семи лет от роду,месяц тому назад на байдуке перевозили соль до вотчины Максима Строгонова в Пермь.На вашем месте в устьях рек Тоймы и Камы на камне-быке наш байдук разбился,я тоже была на этом судне.Его просто разнесло в щепки.Мне удалось чудом выжить,а вот участь моих родных не известна,я их не вижу ни среди мёртвых ни среди живых.Я дала себе зарок,пока я о них не узнаю,буду нищенствовать и ни с кем не делиться своими чувствами.От того я и не знаю что мне носить,траур или простую одежду.Я не пряталась и была у всех на виду.Вот,пожалуй,и всё.
- Да,на самом деле вы говорите правду.Примите наши соболезнования,но,к сожалению,вы правы - мы не смогли отыскать тела всех,кто находился на том судне.По-видимому,их унесло дальше по течению или же их всех поглотил омут.Мы склоняемся ко второму. Вы нас великодушно извините,госпожа Суржина,но есть ряд формальностей,уточнение Вашего имени и принадлежность к купечеству.Мы пошлём запрос в Вологду,а пока живите как жили,но через три дня приходите для отметки.У вас есть где жить?Да,вот что ещё,после положительного ответа на наш запрос,если он таковым будет,то мы вам предоставим место в обществе и справную избу . Просим только не бежать от нас.Всё,можете идти.Дальнейший разговор будет после получение ответа.
- Хорошо,господин наместник,я буду строго выполнять ваши указания и надеюсь,что всё уладится в моём деле,а сейчас откланиваюсь.
 Выйдя из приказной избы,Агафья встретилась с Игнатом.
- Ты-то куда бредёшь,дядька Игнат?Не волнуйся,всё в порядке.У меня к тебе просьба - можно я у тебя поживу,а то не хочу что б они о землянке узнали?Наверняка следить за мной будут. А в общем-то ты прав,надо им сказать,что я у тебя жить буду,им поручительство нужно.Пошли вместе к  наместнику.
 И Агафья снова вернулась в Приказную избу.
- Позвольте,господин наместник,Вас снова побеспокоить.Вот тот человек,у которого я буду проживать.Мало ли что,какие-то вопросы у вас возникнут,Вам же надо знать где я проживаю.
- Вот это правильно Вы сделали,что предупредили нас,а то я было хотел вас снова розыскивать - место Вашего проживание не было определено.Вот сейчас всё понятно,а то Вы в нашем разговоре не дали ответа на мой вопрос,где вы проживаете,и я подумал,что вы намеренно не ответили на мой вопрос.А тепереча Вы,гражданин, представьтесь -  кто вы и где проживаете?
- Я посадский человек Игнат Васильев,проживаю с женкой Марфой, детей Бог не дал,а проживаю я в рыбной слободке.Агафья подошла к нам кусок хлеба попросить,мы её накормили,помыли да приодели.Но она в первые дни ушла снова на пристань,о себе ни чего не ведала да и не хотела душу свою тревожить,а тепереча я её к себе на житье определил.
- Ладно,Игнат,я тебя хорошо и давно знаю,мужик ты честный и супротив закона не пойдёшь.Вот только полицейским укажи свою избу, время от времени они будут вас навещать.Да,Вы это сочтите как надобную проверку.Будут посадские интересоваться Агафьей,молчите, о ней ни чего как будто вы и не знаете.А тепереча идите с Богом,ни о чём не переживайте.Да,вот я что подумал,Агафья,вижу Вы грамоте обучены да и обучены не дурно,может пока на время ко мне в канцелярию пойдёте служить?
- Благодарствую за предложение.А коли так,то разрешите мне посадских детишек грамоте обучать.Глядишь и родителям спокойней будет,волноваться не надо будет с кем дитя оставить.
- Так,это что-то новое,а мне ваша идея понравилась,хотя я о таком почти не слышал,так,где-то мельком,от кого-то.Вот Вы завтра придите, мы это всё и обсудим.А это бы нам была большая похвала от воеводы да и от самого Великого князя  и царя нашего.Но это я,наверное,не туда замахнулся.Так что завтра жду.Агафья,а что вы на реке собираетесь строить?
- Вам даже про это известно?Хочу буй установить у камня-быка,чтоб купцам было видно,где их подстерегает опасность.Могу я это делать или нет?
- Да,даже это необходимо сделать.А вы хозяйственная и ловкая, настоящая купчиха.Всё,идите уже.
 Игнат с Агафьей в сопровождении полицейского отправились к Игнатовой избе.Посадские люди озирались на Игната с Агафьей,да на ведущего их полицейского.Придумали новую легенду.На следующее утро Агафья,как всегда со своим верным другом собаченком Захом, отправилась к мастерским,разузнать как идут  работы по изготовлению буя.Сначала она навестила бондаря  Ивана,по дороге к нему заметила, что все встречные перешептываются меж собой,глядючи на неё.Иван тоже выпучил глаза,отступил в сторону,встретившись с ней.
- Иван,какого рожна вы снова про меня наплели?Теперича кто я, наверное убийца?
Иван,усевшись на скамья,взглотнул слюну и ответил:
- Так и есть,убийца.Вы с Игнатом на реке купцов резали и грабили, ты стояла на пристани и выглядывала жертву,а после ночью Игнат тех купцов убивал и грабил.А награбленное складывали к тебе в корзину, как бы подарки от купцов.Вот вчера вас и арестовали.
- Кто ж у вас такие сказки-то сочиняет?Это ж надо так придумать!Ну вот и что - я с тобой болтаю,а Игнат к реке пошёл.Где арест-то?Ты вот лучше скажи,работу вы со Стёпкой сделали или нет?И выбрось из головы эту дрянь.
- Так да,всё сделали,как ты велела.Пошли к Стёпке этот х..-буй у него.
- По што опять бранно наш буй обзываешь?Я вот тебе! - Агафья слегка стукнула Ваньку по лбу.
- Да ладно,что я виноват,раз его так назвали,так и вертится на языке бранное слово.Так что,пошли Чёртова баба? - Агафья хлестнула ладонью Ваньке по заднице.
По дороге к Стёпкиной кузне на них оглядывались посадские жители. Ванька зыкнул на них:
- Что бельмы-то повыкатывали?Или не видите,что наболтали вам про Чёртову баба да про Игната?Вот она не в кандалы закована,на свободушке.Скоро собирайтесь к камню-быку,там буй ставить будем. Это вот она,Чёртова баба,придумала.
-Ишь ты,так прям и придумала?А что это такое буй,рога что ли приделаете? - человек из собравшейся  толпы расхохотался,его подхватили другие.
 - Смейтесь-смейтесь,придурки,мы людей собрались спасать,а им смешно.Пошли,Агафья,от селе.
 Степка по началу тоже был ошарашен появлением Агафьи.
- Вот,Агафья,полюбуйся на свой заказ.Всё,как ты сказала,так и сделали.
- Да,мужики,не ожидала,что так красиво и надёжно сделаете.
 Бочонок был просмолён несколько раз снаружи и  внутри,бочка была не раз проверена на протекание и засыпана сухими шишками. Отделана была обручами железными,а сверху на  штыре флюгер в виде быка,показывающий куда ветер дует.Крепилась она кованной цепью на тяжелой железной болванке.
- Вот вам за работу деньга,а тепереча думайте как к реке доставить,и как установить.
- Так я сейчас к приказчику Винному дую,что б людей  да подводу дал, а вы людей собирайте на зрелище.Аж самому не терпится посмотреть как этот буй на воде стоять будет.
 Ванька бегом побежал до приказчика.
- А я тогда до самого наместника дойду .
Агафья пошла до Приказной избы,чтоб позвать на такое событие наместника  Андрея Иваныча Телегина,да и другое его руководство. Агафья всё объяснила о таком событии,пригласила от имени людей посетить то место наместнику и его людям.Андрей Иваныч дал согласие и пообещал,что через час прибудет на место.Буй на волокуше подвезли к реке,там всей силой мужицкой перегрузили,на заранее сколоченный,плот.Лодкой оттащили на место,где хотели его установить.Трое мужиков отплыли  по реке,откуда мог быть замечен буй .Они отплыли довольно большое расстояние и,где-то проплыв около версты,махнули рукой,значит  можно отпускать в реку буй. Агафья так и предполагала,по её расчётам до его видимости будет в пределе в пол версты,это тогда,когда его отпустят в воду.
- Вань,а что это за маленькая трубка поверх быка?
- А это Стёпка придумал по ночам свет зажигать,в эту трубку масло заливается и его почти до утра хватит.
- Здорово придумали!Посмотри-ка,наместник приехал со своими людьми.
- Приехал,можно начинать.Ну я тогда  отдаю команду на установку буя.
- Валяй,командуй!
Агафье не терпелось посмотреть что же получилось.Мужики подтянули к месту плот с буем,он был положен на специальное приспособление, к которому с четырёх сторон были привязаны верёвки.Подойдя с двух сторон на лодках,они осторожно приподняли буй над плотом,а после, убрав плот,отпустили тяжелый груз на дно реки.На дне были сделаны зацепы,чтоб буй не относило течением.Цепочка натянулась и буй встал ровно,чуть покачиваясь на волне.Флюгер-бык по началу завертелся,а после,успокоившись,показал откуда ветер дует.Покрашен буй был в красный цвет,что обозначает опасность и хорошо был видим.Все,кто был на берегу,уселись в лодки,включая наместника и его свиту, поплыли к тому месту,откуда он был виден.Буй был виден на расстоянии одной версты,а может и более,если хорошая погода. Этого было достаточно,чтобы остановить судно и изменить курс.Наместник выступил с хорошей речью,похвалил создателей этого буя и наградил их денежным подарком - по пять рублей каждому,а посадским людям бадью водки поставил,и сам с мужиками выпил чарку водки,чем завоевал авторитет и уважение у людей.С тех пор  разбиваться суда не стали,только одно не учли в этот раз,поставить ещё буй с другой стороны.Но этот пробел исправили позднее.Купцы были довольны,для них это было спасение.Позднее Степан с Агафьей разработали и изобрели железный буй,что бы он служил дольше.Ванька тоже участвовал в разработке.Агафья открыла мастерскую по изготовлению буёв и это оказалось прибыльным делом.Ответ из Вологды пришёл с посыльным через месяц.За это время Агафью проверяли как положено,но она не держала обиды,поскольку ей это не приносило не удобства.Ответ пришёл не один,а с братом Аникея,Сергеем.Агафья опасалась,что Сергей всё себе заграбастал,раз сам соизволил появиться,и того,что щас не признает её  и всё,конец ей.Наместник вызвал к себе Агафью,для выяснение личности.
- Вот,Агафья,человек с Вологды привёз нам грамоту.Сейчас мы вскроем конверт и узнаем что нам там отписали.
Наместник вскрыл сургучные печати  и развернул грамоту.Прочёл её про себя,не в слух.Все ждали что в той грамоте написано.
- Вот что я Вам скажу,Агафья Суржина,это действительно Вы,и что Ваша семья и Вы тоже считаетесь пропавшими без вести,а так как у Вас наследник только один,это брат Аникея Суржина,Сергей Суржин,то всё ваше имущество перешло ему по наследству.Тут появляетесь Вы,чудом выжившая.Вот и посмотрим,что скажет о Вас или Вам ваш наследник.А тепереча покажите  Ваше правое предплечье,кое что надо уточнить.
 - Да вот,смотрите,я поняла что вы там хотите увидеть - обнажив предплечье,Агафья показала им шрам в виде креста.
- Всё,Агафья,это действительно вы.Добро пожаловать на нашу землю, купчиха Суржина -Чёртова баба! - Андрей Иваныч улыбнулся и поцеловал её в щёку.
Пригласили зайти Сергея,тот сразу,как только увидел Агафью, набросился на неё чуть ли не с кулаками.
- Ты кто такая?Как ты можешь доброе имя Агафьи позорить,лживица? Это не она,это чужая хотела завладеть богатством моего брата.Нет-нет, это лже-Агафья,в кандалы её закуйте.
- Да нет,Сергей,это ваша сноха Агафья Суржина,чудом уцелевшая в том крушении.Так что наследство придётся вернуть.Как вы будете решать ваши дела,это ваши проблемы....
- Дайте-ка я поближе разгляжу.Да и в самом деле это ты,Агафья,но я же не виноват,если ты не отзывалась и была признана пропавшей без вести.Что делать-то будем?
- Андрей Иваныч, мы можем у Вас подписать грамоты  по наследству?
- Смотря какие,если вы хотите заключить мировую,то - да, вот если по наследству,то это к Вологодскому воеводе.Ежели надо,я могу собрать сей же час судно-карбас в путь.
- Тогда едем в Вологду дела решать,я вот только дядьку Игната с собой возьму,да с собаченком Захой попрощаюсь.Что,Сергей,в путь?
- В путь так в путь,я что,я согласен во всём разобраться.
 Они  отправились на Вологду для решения наследственного дела.До Вологды они добрались без всяких приключений.На пятый день после того,как Агафья ознакомилась со всеми делами своего наследства,  предоставленными отчётами по прибыли за месяцы её отсутствия,со всеми бумагами они с Сергеем и пошли к Вологодскому воеводе Волынскому Петру Васильевичу.Воевода выслушал их внимательно и, поскольку они не собираются доводить всё до судного дела,а разойтись мирно,то он дал распоряжение выдать сию грамоту о их мирном решении судебным органам и  разобраться  кто состоит в наследниках.Сергей предложил Агафье  за её часть  наследства выплатить деньгами по сходной цене.Агафья согласилось на это,так как за ней остались два каменных дома,деньги,от мужа мастерская по изготовлению судов и лесной удел.На том они и разрешили этот вопрос,закрепив печатью на судной грамоте.Агафья и Игнат пробыли в Вологде месяц,она оставила прежних приказчиков,которых хорошо знала и доверяла им.Тепереча её целью была Сибирь,поскольку у русских там открывалось много возможностей в купечестве.Вот почему ей не хотелось бросать то,что она затевала в  Чёртовом городище и той окраине.Из Вологды с собой она взяла мастеров для создания там мастерской по строительству судов.Дождавшись денег от Сергея,она с Игнатом и мастерами отправилась  в Чёртово городище,основывать новые свои задумки.В Подмонастырке на посадской земле она открыла заводик по строительству судов,построила избу в два этажа, для обучение детей и проживания там учителя.Построила себе большой терем,в котором и проживала вместе с Игнатом и Марфой.Степан стал приказчиком в мастерских по изготовлению буёв,технологию по их изготовлению Степан усовершенствовал.Иван стал приказчиком в мастерской по строительству судов.Ещё у ней был рыбный промысел. Муж и сын так и пропали без вести.Сама же Агафья замуж так и не вышла,воспитывала приёмного сына Игната семи лет,чем-то он напоминал ей её сына Захария.Да ещё неразлучный верный собаченок так и путался возле её ног.


 
-