Рождество

Александр Субботников
          Советские люди в массе своей стали атеистами. Правящая власть коммунистов всегда за что-то боролась. Видов борьбы было столько, сколько есть разнообразных видов деятельности человека. Боролись с внешними и внутренними врагами, боролись за урожай, за выпуск стали, добычу угля, за превосходство советского балета и так далее до бесконечности. Самой страшной была борьба за селекцию нового советского человека. Это должен быть клон одной национальности и общего языка. В национальных республиках – в школах, институтах, на работе – насаждался русский язык. Народы сопротивлялись этому лишь втихомолку, внутри себя. Выразить свое недовольство нельзя было. Никаким способом. Пресс подавления инакомыслящих был страшен. И когда он в самом начале перестройки был взорван, народы в республиках сначала вздрогнули от неожиданности, а затем послали СССР куда подальше. Живут теперь как самостоятельные государства, карабкаются из нашего общего к своему индивидуальному, национальному. Самосознание наконец-то пробудилось также и у народов, оставшихся в составе России. Другой страшной бедой стала борьба с церковью, мечетью, синагогой. Объявили, что бога нет! И приступили к принудительному вдалбливанию в головы людей: «Религия есть опиум для народа». Все средства массовой информации, нацеленные на это, делали свое дело. Но одна идеология не помогала. В ход был запущен механизм подавления и физического уничтожения непокорных. Нет бога – и все тут. Верующие – вне закона, священников – под расстрел. Результат мы увидели через 70 лет: сметенные с земли церкви и нравственное опустошение. Не поленюсь еще раз подчеркнуть, что все это дело рук большевистско-коммунистических правителей нашего государства.
          К счастью, страна наша была такой огромной, что во все закоулки эта чудовищная пропаганда проникнуть не могла. Или попадала, но без пресса. И вера в бога сохранилась в сознании людей, живущих преимущественно на периферии, в сельской местности. В деревенских школах атеизм тоже был главной идеологической дисциплиной. Но новорожденных крестили, молодоженов венчали, Пасху и рождество праздновали, другие важные церковные праздники отмечали. Религиозная жизнь в СССР продолжалась и не прерывалась несмотря ни на что. Мы знали, что на Западе 25 декабря главный праздник – Рождество Христово. Слышали, что это воистину Праздник для верующих, да и для неверующих. Слышали, знали, ну и все.
          И вот я переехал жить на Запад, в Германию, в город Лейпциг.  
          В центре города грандиозное сооружение – вокзал. Более 100 лет он украшает город своим величием, строгостью, красотой и всеми удобствами на всех его уровнях. Двадцать три железнодорожных пути принимают поезда со всей Европы. Все так устроено, что видеть это можно только на перроне. Как они подходят, откуда, люди не видят. В этом здании можно жить, не выходя в город. Сто пятьдесят самых разных магазинов – промтоварные, продуктовые, рестораны, кафе, всевозможные киоски, лотки, магазины по продаже книг, журналов, газет. Там есть ателье по ремонту обуви, электробытовой техники, парикмахерские, оптика, туристическое бюро и билетные кассы. Здание вокзала огромное, размером с квартал: мини-город. До переезда в Лейпциг мы жили три месяца в Борсдорфе – красивом пригороде. Поступив в немецкую школу, каждое утро садились в поезд и через 12 минут попадали в город, проходя через этот вокзал. В первой неделе ноября увидели, как рабочие, стоя на автомобильных телескопических вышках на самом верху, под потолком, прикрепляют гирлянды. На следующий день работа продолжалась, они опустились пониже, обрамляли окна лампочками и ватными снежинками.
          Затем появились елки. Одна огромная – в центре, другие по всему зданию – маленькие. Их много во всех магазинах и других общественных местах. Украшены игрушками, лампочками – как и у нас дома в канун Нового года. В центральном зале залили каток для всех желающих позвенеть об лед. Длилось такое украшение, творилось такое убранство, наверное, месяц. Это то, что мы видели каждое утро на вокзале по пути в школу. Но то же самое происходило и во всем городе, во всех организациях, больницах, школах, магазинах, больших и крошечных. И, конечно же, в супермаркетах. А на городских площадях – то же: елки, миниатюрные палатки с горячим глинтвейном, бутербродами, сосисками, пивом. Улицы украшены так же ярко, сочно. А горожане украшают свои балконы. В каждом окне видна елочка, сверкающая огнями. Нам, приехавшим кто откуда, все это казалось массовым сумасшествием. За четыре недели до Рождества вспыхивают тысячи лампочек, все дома, улицы, деревья горят и светятся так же, как и елки.
          Остается месяц до Рождества. Мои друзья и коллеги приблизительно мои ровесники. Это значит, что они – советские. Отсюда – атеисты: так нас воспитали. Конечно, кое-кто соприкасался с религией, особенно те, кто жил в детстве в деревне. Там религию не смогли вытравить. Коммунистическая идеология ковала безбожников. Когда пришло новое время, и началась перестройка, то, несмотря на хаос, в котором мы жили, появились первые росточки возрождающейся церкви. Ни бандитские кровавые разборки, ни уличный страх, когда безбоязненно ходить нельзя было, – ничто уже не могло остановить тяготение этих росточков к свету, к вере. Кого-то это могло коснуться лично. Но никто из моих знакомых, и я в том числе, почти ничего не знают о религиях, их возникновении, не понимают происходящее на богослужении в церкви. Вот такие мы, которым только еще перевалило за семьдесят. Поэтому я сделаю очень краткий, даже схематический мини-экскурс в историю религии для того, чтобы была понятна атмосфера празднования рождества Христова здесь, в Германии. Явившееся рождением, казнью и воскресением Иисуса, христианство приблизительно через тысячу лет (1054 – 1204 гг.) разделилось на католицизм и православие. Организация католической церкви характеризуется строгой централизацией, иерархическим характером. Католики считают, что римский Папа – Глава католической церкви – преемник апостола Петра. В 1869 году состоялся Первый Ватиканский Собор, где Глава церкви провозгласил догмат о его непогрешимости, а Святой дух исходит не только от бога-отца, но и от Сына. Только в католицизме есть догмат о чистилище – месте очищения душ умерших от неискупленных ими при жизни грехов. Очень развито почитание девы Марии, культ характеризуется пышным театрализованным богослужением. Католиков насчитывается 860 миллионов человек.
          Православная церковь не согласна с утверждением того, что Папа римский – верховный глава всех христиан. Если католики считают, что Святой дух исходит от бога отца и от Сына, то православные считают, что только от бога. Эти разногласия стали причиной разделения христианства. Главные постулаты Православной церкви – это триединство бога, боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Разделились, и так живут по сей день. А основные постулаты православия на слуху у большинства людей. Но перенесемся назад через православие к католицизму. Копнувшись в истории религии узнаем, что и католицизм уже сам монолитно не удержался. От него откололась очень крупная часть, ставшая самостоятельным направлением в христианстве – протестантизм. Это случилось в 16 веке. У этих христиан отсутствует принципиальное противопоставление духовенства мирянам. Они отказались от сложной церковной иерархии, у них нет монашества, нет культа богородицы, святых, ангелов, икон. Число таинств сведено к двум – крещению и причащению. Святое Писание для них есть источник вероучения. Протестантская церковь выступает за объединение всех церквей. Численность протестантов – 325 миллионов человек. Они тоже разделены на несколько самостоятельных течений, церквей, сект. Не перечисляя их, вычленим только лютеранство, потому что немцы в основном лютеране, а творец этого учения – великий немец Мартин Лютер (1483 – 1546). В городе Виттенберге в 1517  году он огласил свои 95 тезисов, отвергающих догматы католицизма. Кроме того, он перевел библию на немецкий язык, утвердив его литературные формы.
          Итак, Рождество приближается, ожидание усиливается.
 
          Рождество в Германии – особенный и самый значительный праздник. Перед ним бывает так называемое время затишья. Или еще оно называется «время адвентов». Адвент означает пришествие. Первый адвент приходится на воскресенье между 27 ноября и 3 декабря. Начинаются воскресные массовые гуляния, открываются ярмарки, улицы гремят музыкой, в центре города в любую погоду выступают артисты. А между воскресеньями, то есть между адвентами, все покупают рождественские подарки, готовятся к своему главному празднику. После четырех воскресений-адвентов, а именно 24 декабря – сочельник, так называется это предрождественское время. Ну и, наконец, 25 и 26 декабря – это первый и второй день Рождества. В дни сочельника и рождества жизнь на улицах замирает, закрываются рынки, ярмарки, а праздник перемещается в квартиры. Все собираются за столом, в сочельник едят рыбу, в рождество – жареного гуся с капустой и клецками. Мне неизвестно число граждан Германии, серьезно или глубоко верующих. Но я знаю точно, что в церковь – кирху – ходит не очень много людей. Дом, в котором мы живем, почти примыкает к кирхе, одной из древнейших в городе. Иногда, из любопытства, заглядываю туда. Конечно, там все не так, как в православной церкви. Красиво, но красота другая. Ничего лишнего, отвлекающего от литургии. Строгость конструкций, скромность дизайна, в алтарной части лик божий. Добротные древние деревянные скамьи, на которых сидят прихожане.  И вот что мне показалось примечательным. В кирхе бьет колокол. Громко, глуховато, на одной ноте. Когда-то в русских деревнях подвешивали длинный кусок рельса. Когда случался пожар, ударами металлического прута по рельсу созывали людей на тушение загоревшейся избы. Рельс звучал как набат. Вот так звучит колокол кирхи. Это совсем не похоже на колокольное  многоголосие православных церквей с их мелодичным малиновым звучанием.
          В городе очень много кирх. На Рождество из них льется органная красивая музыка, и в них нет свободных мест. Кирхи заполнены как верующими, так и неверующими, потому что Рождество в Германии – главный всенародный праздник.