Мозаичный портрет. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.» 

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.


                МОЗАИЧНЫЙ ПОРТРЕТ

Любим  мы сравнивать. А как ещё опишешь вещь, явление, человека, не сравнивая, не сопоставляя? Вот и говорим мы: «Поёт, как соловей. Архитектура  — застывшая музыка. Нарисованный букет  — как живой. А сколько сравнений и метафор накопила русская речь для словесного портрета человека!

И все-таки каждый раз, встречаясь с новым человеком, приходится всё начинать сызнова, снова  искать одно единственное точное сравнение, чтобы из слов, как  из мазков на живописном холсте, как из отдельных кусочков смальты в мозаике, возникло живое лицо.

Это очень важно — увидеть лицо человека. Но мне страшно не повезло. Герой этих моих заметок ушёл в отпуск. Встретиться с ним не удалось. Что делать? Сухие строки служебной характеристики вряд  ли помогут, но может быть, они послужат фоном для сердечных слов его товарищей по  работе, а всё вместе позволит читателю увидеть этого человека.

Признаюсь, даже заочно он стал мне симпатичен. Рабочие люди не особенно охочи на слова, поэтому мои интервью продвигались тяжело, но то, как преображались  лица моих собеседников из  корпусосборочного цеха, когда  я просила сказать несколько  слов о Владимире Андреевиче Епихине, как подыскивали они слова, чтобы точнее выразить свои чувства, свою любовь и уважение к нему, говорило о многом.

Так о чём бы нам рассказала производственная характеристика? Попробуем представить.

В 1950 году пришёл Владимир Андреевич на завод. Специальность — сборщик корпусов     металлических судов. Многие годы был бригадиром. Потом, когда создали комплексную укрупненную бригаду, стал звеньевым судосборщиков. Опыт, мастерство, знание дела и сноровка пришли с годами. Теперь — он всеми  признанный авторитет. Официальное тому подтверждение — личное клеймо «Отличное качество" — материальное подтверждение лозунга: «Лучший контролер — совесть рабочего».

Работают Епихин и его товарищи, действительно на совесть. Потому и считается этот коллектив одним из лучших в цехе. А сам звеньевой имеет медаль «За отличный труд…», звание  «ветеран труда ЧСЗ», знак победителя социалистического   соревнования за XІ пятилетку и множество благодарностей и грамот руководства.

Как и положено в трудовой характеристике, ко всему этому обязательно добавили бы, что он трудолюбив, пользуется уважением коллектива, отзывчивый, внимательный товарищ. И это, хоть и надоели порядком одинаковые слова официальных бумаг, действительно так. Иначе не было бы ни тех успехов, которых он достиг, ни той теплоты во взгляде его товарищей по работе, с которыми мне пришлось говорить.

Василий Григорьевич Строев, мастер шестого пролета:

— На этом участке я только два года, но раньше работал рядом, Владимира Андреевича знал понаслышке. Слышал от рабочих и мастеров, что есть такой Епихин — всем спецам спец. Потом перешел на этот участок — лично познакомился. Он с первой встречи внушает доверие и уважение. Сразу видишь: серьезный человек, основательный, но и простой, доступный. Открытое русское лицо. Коренастый. Среднего роста. Светловолосый. Лицо румяное. Здоровый человек. У нас в цехе, сами видите, всё в дыму, как на войне, а он умудряется не болеть. Что-то и не вспомню, был ли он за эти два года на больничном? Истинно говорят: «В здоровом теле — здоровый дух», только, думаю, причину и следствие надо бы в этом случае поменять местами. Здоров потому, что духом крепок. Никогда не видел я его пьяным, даже запаха не слышал. Не курит. И хоть всю жизнь занимается тяжелым физическим трудом, но не сломило его это, не истощило его жизненные силы, так как работал в охотку. Уважал свой труд и себя в этом труде.
По характеру — спокойный, добрый. Охотно берет к себе молодых. Учит старательно и терпеливо. Получается это у него. Не встречал еще я парня, который обижался бы на него за время ученичества. Многих вывел в рабочие. И все они будут помнить его как Учителя.

Владимир Александрович Криворучко,  старший мастер:

— Я тоже считаю себя его учеником. И хоть закончил я до армии судостроительный техникум, да и сама служба в армии иного университета стоит, а всё же, когда пришёл на этот участок мастером, всё надо было с нуля начинать. Производство у нас сложное. С наскока всё не возьмёшь. Надо было учиться и людьми одновременно руководить. Вот тут и пришёл на помощь Владимир Андреевич. Как-никак всю жизнь на одном месте. Он траулер как свою квартиру знает. Сборка выгородок — работа кропотливая, требует внимания, умения видеть перспективу. Ведь по выгородкам идёт большое насыщение ; кабели, трубопроводы и многое другое. Всё надо учесть, всё правильно рассчитать.
Бывало, голова кругом идёт, а Владимир Андреевич подойдёт, спокойно всё разъяснит, определит лучший вариант. Он всегда всю соль задания сразу схватывает. И если что говорит — только плюс производству.
Отношения у нас нормальные, деловые, Получит он наряд, не торопится сделать. Поразмыслит, что раньше надо, что потом. Смекает, как бы так управиться, чтобы не задерживать смежников, чтобы шли они за его ребятами без вынужденных перекуров.
Каждое утро Владимир Андреевич, начинает с того, что обходит весь участок и смотрит, всё ли соответствует требованиям техники безопасности. Он — общественный инспектор. Его слово — закон. Сказал убрать — убирают. Сказал очистить проходы — всё исполняется. Люди знают, не oт вредности характера требует, не придирается, а стоит на страже их же здоровья. Он ответственность несёт за то, чтобы все здоровыми вернулись домой.

Анатолий Дмитриевич Дидусь, судосборщик:
— Я с ним уже 17 лет вместе. Пришёл мальчишкой. Прямо из ПТУ. Помню первое впечатление: строгий мужик. А потом понял — строгий, но справедливый, внимательный. Но сначала побаивался. Когда напортачил первый раз, ну думаю, все: сейчас будут гром и молния. А он сказал: «На ошибках учатся. Где один раз ошибся, второй раз не ошибёшься. И объяснил, почему не получилось. Но за меня переделывать не стал. Самому велел исправлять. «Так лучше запомнишь», — говорит.
Трудно было. Постоянно весь в напряжении, молодой ведь, любого дела ещё боишься. Александр Андреевич всё  видит. Подойдет, успокоит. Быстро я у него в бригаде освоился, сам не заметил — правой рукой его стал. Теперь вот его замещаю, он ведь в отпуске. Скоро выйдет, да вот беда — на пенсию собирается. Трудно без него будет. Отговариваем, а он смеется: надо внуков нянчить. У него две дочери, обе замужем. Он хороший семьянин. В личной жизни у него все также основательно и крепко, как и на работе. Мы в обед собираемся, часто обсуждаем личные наши дела. Какая неприятность дома — идут к нему советоваться.
Да, очень жаль, если на пенсию уйдет. Но и то сказать с 1950 года — бессменно на трудовой вахте. Надо и ему отдохнуть. Но нам нелегко без него будет...

Вот такие    интервью  состоялись у меня в корпусосборочном цехе. Слова сказаны вроде простые и привычные. Но сложенные вместе, они, мне кажется, дают представление и о Владимире Андреевиче Епихине, и о том, каким уважением и любовью пользуется он в коллективе.

Слова, как разноцветные камушки, создали портрет человека цельного и прямого, однажды и навсегда определившего для себя великие ценности в жизни: труд,семья, уважение к человеку, и не изменившего им ни разу.

15.10.87г.
                Л. ХАСХАЧИХ