Можно ли купить землю?!

Латиф Бабаев
     Cтатья опубликована в Международном журнале "Форум" (Москва)       

 Во время приватизации, хищнического захвата общегосударственной собственности, не утихали дебаты о возможности купли-продажи земли. Среди депутатов дум, рад, парламентов были как сторонники этого, так и последовательные противники. И при этом никто или мало кто  задумывался – что же такое земля в плане космическом, её истинном значении для живой природы и сохранения жизни на нашей планете. Говорили об экологии, экономике, политическом аспекте торговли землёй, но при этом забывали о главном – о значении земли в плане нравственном для людей, живущих на ней. Мы настолько оторвались от непосредственного единства нашего с землёй наших предков, что напрочь забыли об их отношении к Земле кормилице, матушке.  И всё более и нетерпимее мы уничтожаем её, загрязняя химическими отходами, покрывая  асфальтом, бетонными конструкциями, лишая элементарной возможности дышать.

А ведь экологи утверждают, что есть предел загрязнения почвы и покрытия её асфальтом и прочим. Превышение этого предела ведёт к уничтожению всего живого, окружающего нас. Недавно  я прочёл письмо одного из индейских вождей к американскому президенту Франклину Пирсу (Franklin Pierce; 23 ноября 1804 года, Хиллсборо, штат Нью-Гемпшир — 8 октября 1869 года, Конкорд, штат Нью-Гемпшир — 14-й президент США в 1853—1857 гг.),в котором вождь даёт поучительный ответ на предложение купить принадлежащую племени землю и переселиться в резервацию. Думаю, всем будет очень полезно внимательно прочесть его.

«Как можно купить или продать небо, тепло земли? Нам этого не понять. Если мы не владеем ни свежестью воздуха, ни искристым блеском воды, то как же ты их купишь?

Для моего народа каждая частица земли священна.
Каждая сосновая хвоинка, каждая прибрежная песчинка, каждое облачко тумана в лесной чаще, каждая поляна и жужжащая букашка святы в памяти и опыте моего народа. Сок, бродящий в деревьях, несет в себе память красного человека.
Мертвые бледнолицых, отправляясь в путь к звездам, забывают край, где они родились. Нашим мертвым никогда не забыть этой прекрасной земли, ибо она – мать красного человека.

Мы – частица земли, а она – частица каждого из нас.
Благоуханные цветы – наши сестры; олень, конь, мощнокрылый орел – наши братья.
Скалистые хребты, живые соки луговых трав, тепло лошадиного крупа, человек – все мы одна семья.

Поэтому, когда Великий Вождь из Вашингтона шлет нам слово о том, что желает купить нашу землю, он просит у нас слишком много. Великий Вождь шлет нам слово о том, что оставит для нас место, где мы бы смогли удобно устроиться.
Он будет нам отцом, а мы его детьми. Поэтому мы хорошо обдумаем твое предложение выкупить наши земли.

Но это будет нелегко. Ибо эта земля для нас священна.
Живая вода, бегущая в ручьях и реках, не просто вода, а кровь наших предков.
Если мы продадим нашу землю, вы должны помнить, что она священна, и внушить своим детям, что она священна и что каждое мимолетное видение в прозрачной озерной воде говорит о событиях и воспоминаниях в жизни моего народа. В журчании воды слышен голос отца моего отца.

Реки - наши братья – утоляют жажду. Реки несут наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим нашу землю, помните и научите своих детей, что реки – наши и ваши братья, а потому и любить их надо так, как любишь брата.
Мы знаем, что наша жизнь непонятна белому человеку. Для него – что один кусок земли, что другой, ибо он чужак, который приходит ночью и отбирает у земли то, что ему нужно

Земля не брат ему, и покорив его, он идет дальше.
Он оставляет за собой могилу отца, и ему все равно.
Могила отца и прирожденные права детей забыты. Мать-земля и Отец-небо для него предметы купли и продажи, их можно разграбить и продать как овец или яркие бусы
Я не знаю. Наши пути иные, чем ваши. Вид ваших городов ранит глаз красного человека. Но как знать, может, все это потому, что красный человек дикарь и ничего не понимает. В городах белого человека не найти тихого уголка. Негде вслушаться в шорох распускающейся весной листвы или стрекот кузнечика.
Но, может быть, все это потому, что я дикарь и ничего не понимаю.
Городской шум и лязг ранит уши. А что это за жизнь, когда человек не слышит одинокого крика совы или ночной лягушачьей перебранки в пруду? Я красный человек и мне этого не понять.

Индеец предпочитает тихий шепот ветра, который легкими морщинками ложится на озерную гладь, и запах этого ветра, дочиста вымытого полуденным дождем или напоенного ароматом сосновой хвои.
Для красного человека воздух не имеет цены, ибо им дышит все на свете – и зверь, и дерево, и человек, - все мы дышим одним воздухом.

Белый человек не замечает воздуха, которым дышит. Подобно тому, кто умирает в долгой агонии, он не чувствует вони разложения.
Но если мы продадим нашу землю, вы должны помнить, что воздух для нас драгоценен, что он оделяет частицей своего духа все живое на земле. Ветер, принесший нашему прадеду первый вздох, принимает и его последний.

И если мы продадим нашу землю, вы должны хранить ее как святыню, как место, где даже белый человек может глотнуть медового ветра цветущих лугов.
Поэтому мы обдумаем Твое предложение о покупке нашей земли. Если мы решим его принять, я поставлю одно условие: белый человек должен относиться ко всякому зверью на этой земле как к своим братьям.

Я дикарь, и другое мне непонятно. Что такое человек без зверей? Не будь на земле зверей, человек бы умер от безбрежного одиночества духа.
Ибо то, что будет со зверями, то же в скором времени станет и с человеком. Все на свете взаимосвязано.

Ты должен научить своих детей, что земля под их ногами это пепел наших дедов. А чтобы они почитали землю, скажи своим детям, что она богата жизнями наших предков. Научи своих детей тому же, чему мы учили наших – что земля наша мать.
Что постигнет землю, постигнет и человека. Плюнув на землю, человек плюет на самого себя.

Я видел тысячи гниющих в прерии бизонов, которых люди расстреляли из окна поезда забавы ради.
Я дикарь и мне не понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем только ради пропитания.

Мы знаем вот что: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле. Это мы знаем.

Все живое на земле объединено кровным родством, как одна семья. Все на свете взаимосвязано.

Что постигнет землю, постигнет и ее сынов. Паутину жизни плетет не человек. Он в ней всего лишь одна тонкая ниточка. Обрывая паутину, он обрывает и свою нить.
Даже белый человек, чей Бог по-приятельски ходит и беседует с ним, не избежит общей судьбы.

В конце концов мы можем когда-нибудь стать братьями. Поживем – увидим.
Мы знаем то, что когда-то может открыться и белому человеку – у нас с ним один Бог.

Вам может показаться, что вы безраздельно владеете Им так же, как хотите владеть нашей землей. Но этому не бывать. Это Бог человека, равно милосердный и к красному, и к белому.
Земля в Его очах не имеет цены, и причинить ей боль – значит нанести оскорбление ее Творцу.

И белые когда-нибудь вымрут, возможно даже скорее, чем все другие племена. Испачкайте свою постель и однажды ночью вы утонете в собственных нечистотах.
Но в своей гибели вы ярко воссияете, возгоревшись от руки Бога, который привел вас на эту землю и по одному Ему ведомой причине дал вам власть над этой землей и над красным человеком.

Почему Он так судил – для нас загадка, ибо мы не понимаем, что будет, когда все бизоны будут перебиты и все лошади объезжены, когда в самых потаенных лесных уголках воздух отяжелеет от запаха человеческого пота, а спелые плоды холмов перережут говорящие провода.
Где лесные дебри? Пропали.
Где орел? Улетел.

Наступил конец жизни и пришло начало выживания.
Когда исчезнет последний красный человек с его царством дикой природы и память о нем станет лишь тенью от бегущего над прерией облачка, останутся ли здесь эти берега и леса? Останется ли здесь дух моего народа?
Мы любим эту землю так, как новорожденный любит биение материнского сердца.
Поэтому, если мы продадим нашу землю, любите ее так же, как любим мы. Заботьтесь о ней так же, как заботились мы. Сохраните эту землю в памяти такой, какой получили ее от нас. Сберегите эту землю для всех детей и любите ее, как всех нас любит Бог.

Вы такая же частица земли, как и мы. И земля эта - наше сокровище.
Мы знаем одно. Бог один для всех. Ни один человек – ни красный, ни белый – не изгой для Него
В конце концов все мы братья».

Мне кажется такое письмо не нуждается в комментариях. После прочтения его следует глубоко задуматься над сказанным в нём. Для многих письмо вождя индейцев будет принято как необычайное откровение, в результате которого коренным образом изменится представление об аборигенах Северной Америки, которых часто изображали как дикарей, снимающих скальпы со своих врагов. Но из содержания этого мудрого, философского послания американскому президенту возникает вопрос: кто же на самом деле были дикарями - краснокожие индейцы или бледнолицие захватчики их земель?