Реабилитация

Анатолий Мальчевский
Лаврентий пригласил меня на ужин.
С тех пор.как он повздорил с Головиным,я его не видел.
Говорили,что была чья-то смерть.
Велось даже следствие,но как-то внезапно прекратилось.
Уже сидя за столом,я спросил Лаврентия:
- Воскрес?
- Воскресают боги...
А мы исчезаем ненадолго и потом появляемся.
- А где же Головин?
- Этот вездесущ.
Появится,если захочет.
А только что ему делать в наших краях?
Здесь его каждая собака знает.
Ему нужны незнакомцы...
Лаврентий налил в бокалы вино.
Выпили.
- Странный мир.
Одной ногой ходим по жизни,другой - по смерти.
Было бы непонятно,если бы смерть минула нас.
А мы недоумеваем,что она случается.
И мечтаем о бессмертии.
Казус воображения.
Ме не хочется жить вечно.
Смерть - это как будто сон...и если где-то возобновляется наше существование,то это не воскресение,но приход в иной мир,в котором мы начинаем жизнь с младен-
чества....
- Выкатимся из гроба маковым семечком - а в  пеленках оглашаем празднество бытия в неведомых мирах.
Лаврентий в ответ хотел,кажется,рассмеяться...насмешка,может быть,всегда как
вызов здравому смыслу? Не хочется понимать вселенность как нечто непременно серьезное?
Но разве же мир - это увеселительное заведение?
- Я раньше про смерть думу е держал. Другое на уме было.
В храм любви зайти с черного хода...с отмычкой.
Яств хотелось.
К приключениям был расположен.
А теперь хочется прокатиться на  философском колесе...непременно с ветерком,то бишь с вдохновением.
Вдохновение вырывает душу из плоти - и бросает ее в потемки звездных расстоя-
ний.
- Меня философия ругает:умчит тебя в тпрутаракань - там и пропадешь в
одиночестве...
- В каждом человеке должно быть человечество.
И ты человечеству - учитель,пророк.
С человечеством одиноким не станешь.
Плоть - это временный приют разума.
Разум - это не человек,скулящий на цепи потребностей.
Не бойся дурачиться! Слово - только поводырь человека.
Идея - всего лишь образец словосочетания.
Я знаю,конечно,что тело мое закопают и оно истлеет - как будто и нет меня...
Я знаю,что миллиарды лет от сингулярности и сверхвзрыва до мыслящего существа не было СЛОВА. Может быть,оно и не нужно? Достаточно воя ветра и пения птички.
Но в природе заложено противоречие - оно и творит все чудеса превращений.
Мир исчезает как дымка легкого тумана - он превращается в противоположное материи бытие и из него вновь возрождается...
- Зачем же случилось слово?
- Ничто в мире не случается для чего-то,все бесцельно.
А вся совокупность форм бытия - это лишь мировое зрелище,гармония существова-
ний...
- Но мир не для зрелища,его нельзя увидеть со стороны.
Когда у живых существ появилось зрение,мир стал созерцать самое себя.
Потом появились мыслящие существа - и мир стал осмысливать самое себя...и тогда
разочарование человека самим собой,своей никчемностью - это разочарование мира
своей бесцельностью...
- Рождают стихии.
И человечество - это мировая стихия.
- Что же она родит?
- Человечество родит голову,в котрой образуется мировой разум.
-Если же человеческому разуму цена никудышняя и ему нет дела под звездами,разве найдется дело мировому разуму?
Может быть,мировой разум реабилитирует человеческий?
Человек мастерит бомбу или ружье - и убивает собратьев. Это ли дело,освященное
разумом?
Или молиться в храме богам и просить на исповеди искупление грехов разумно?
Верой в бога искоренить пороки невозможно.
- А разве человек порочен?
Человек послушается не только разуму,но и инстинкту. Инстинкт - природное
явление. В природе ничего не происходит вопреки природе.
Природа противоречива.
Противоречие - всеобъемлющая гармония бытия.
- Человек сам установил свою порочность. Но нравственность - не право добродетели. И в нравственных заповедях есть противоречие,ибо она писана
отнюдь не беспорочным человеком.
Право и нравственность пущены в обращение для защиты общества.
Человек же защищен только совестью.
И религиозные учения созданы для устрашения человека. Они призваны на защиту классового общества.
Говорят,что бог создал мир и,стало быть,человека,но тогда быть судией и палачом
своего творения - кощунство.
Для веры в бога не нужны церкви.
Бог мог бы явиться каждому,не обременяя служением себе уйму мздоимцев. Никто
не может говорить от имени бога.
А есть еще войны,походы,завоевания...
А есть еще дань,подати,поборы...
А есть еще тюрьмы,кандалы,каторга,виселицы,гильотины...
Жизнь человка в обществе - это непрерывное наказание...но походя культура
призывает человека,изнасилованного обществом,опущенного до состояния пошлости и мещанства,грезящего мечтой выживания,к счастью - вот она последняя мера издевательства над человеком!
- С житейским смыслом в голове,конечно,человека жаль.
Но философский смысл не позволяет няньчить человека в колыбели жалости и сострадания.
Какой же смысл справедливее?
- Жизнь,кажется,должна быть благополучной. И человек благолюбивое существо.
Когда же с человеком постоянно случаются бедствия и страдания,жить не хочется,
смерть становится желанной.
- Смерть есть итог жизни.
Разве он неприемлим?
Не принимая условий существования материи,мы предполагаем или желаем возможность иного бытия. Но в ином бытии мы невозможны.
Нам остается приспосабливаться к условиям существования в том мире,в котором мы произошли. И к самым неблагоприятным.
- Но вот маньяк убмвает невинного человека. Для убийства человека вооще не может быть никакой его вины.
Но убивают. Есть даже герои разных войн,которые преуспевают в совершении
смери. Убийство становится профессией. Разве это не парадокс цивилизации!?
У маньяка развита патология убийства,но она развита не самим человеком,а об-
ществом в процессе его исторического развития. Общество порождает таких чудовищ,которых,кажется,природа,не обремененная цивилизацией,породить не могла
бы.  И ведь маньяк убивает не потому.что его мышление не совладало с инстинктом,
и мышление учавствует в убийстве,оно создает идеал убийства.
- Разум создает и идеал смерти.
- Может быть,идеал - иллюзия знания?
Человек совершенствуется не на идеалах.но на вдохновениях.
- И человек запутывается в паутине полета. С полета и начинается падение к
идеалам,смыслам,целям. О сии тверди и разбивается человек.
- Когда разбиты мечты,человк хочет умереть. Смерть становится спасением от
бесцельности существования. Миражи мышления скрывали от него эту бесцельность.
- Но человек боится умереть или не знает.как умереть. Он,конечно же,знает,что
можно убить и себя,и другого человека.
Но это будет преступление.
Он хочет зазвать смерть в свою плоть каким-то призывом. Но призыв не получается.
Есть смерть естественная и насильственная.
И нет смерти философской,нравственной,мистической.
- Если говорить о поэзии жизни,а смерть неотделима от жизни,то можно говорить и о поэзии смерти. И кто-то смерть воспевает.
- Смерть не вопреки природе.
Она не противоречит ни здравому.ни философскому смыслу.
Обыватель понимает это с трудом,потому что он не привык мыслить.
Некоторые же осмысливают это быстро,и мысль о необходимости смерти,о ее важности
в эволюции природы ачинает их удивлять,озадачивать - и они спешат убедиться в
неожиданном открытии смысла смерти...они наскоро создают идеал смерти - и начи-
нают убивать себе подобных...убив человека по согласию разума,они впадают в
экстаз,в эйфорию,убийство вызвало в них непонятное удовольствие - и чтобы это
удовольствие понять,они опять убивают...если бы убийство вызвало в них отвращение,они ужаснулись бы - и раскаялись...
Маньяк - это не патология природы,это образ человечества...человечество слишком
жестокая и беспощадная стихия,но все злодеяния оно совершает с любовью к чело-
веку.
Я смотрел на Лаврентия,кажется,с удивлением. Конечно,я и сам мог бы додуматься
до любой галиматьи - в ней тот же смысл,какой обнаруживается во всем,что почитают истиной,но удивляло то,что кто-то другой додумывался быстрее до.ка-
залось,очевидного.
Лаврентий,наверное,обнаруживает во мне все признаки удивления - он наблюдате-
лен:он светится любопытством.
- И я тебя удивил.
Ты,наверное.думал,что я человек бояненный,может быть.не бога или совести,а бездны размышления,этот космос пострашнее звездного,но и заманчивеее...для
человека нет ничего запретного,с запретом в голове невозможно понять самого себя.вот человек и раскапывает в голове таинства мира.
- Человеку никогда не разгадать таинства бытия. Нечем разгадывать таинства.
- А великое слово?
- Слово есть физическое явление и действует на человека физически:как звуковая
волна,черезорганы слуха она передается по нервным волокнам в мозг.воздействует на его структуры и вызывает определенные биохимические реакции.под их воздействием человек и совершает различные деяния. Но звук не содержит в себе
какой-нибудь смысл. Философия столь же бессмысленна как и карканье вороны.
- А логикоемкость слова?
Смысл создается словосочетанием,движением слов.
- В каком же виде он предстает человеку?
Мир материальных стихий есть мир веществ и энергий,а смысл не может быть ни
веществом.ни энергией.
- Смысл - это таинство мира.
Время и смысл - это,навеное.самые величайшие таинства мира.
- Слово - это гадание.
И науки,и философия гадают о судьбах миров.
Мир открылся человеку - но он в полнейшем недоумении:что же это явилось мне!?
И ему взбредает на ум то бог,то материя,то абсолютная идея,то некое впечатле-
ние...
Предположений много.
У некоторых есть даже безграничная уверенность в правоте собственных легкомыслий.
Но сомнение должно быть.
Всякую идею надо принимать не на веру,а на терпеливое рассуждение...в природе действует отрицание.
- Отрицание отрицания.
Человек свергал и идолов,и олимпийских богов.свергнет и нынешних богов.
Разум вершит то он. Не видно и не слышно возле него помощников.
- Так они,говорят,издалека,из-за угла мира поправляют человека.
- А только воле уха поп стоит или идиолог...кадилом помахать,дыму напустить,
слово невразумительное пропеть - слишком уж проста истина от бога;
ученый муж громогласнее:он вопиет о законах мироздания с таким пафосом,как будто
только что отошел от его фундаментов и сам их залаживал.
- Вроде и понял,что шляешься ты под звкздами понапрасну - а вдруг поперек
твлего пути баба ляжет со своими фундаментами...сразу тебе и дело находится.
Без проститутки и пьяницы мир непременно сошел бы со смысла.
- Ковыяешься в куче навоза - вот тебе похабство смысла...вместо звезд и богов
я готов рассмеяться:до смысла возводим ничтожность быта:грядочку копаешь,как
будто заклинание вечности совершаешь!
- А если выкопать могилу?
Может быть,в могиле и хоронят смысл мира?
- Каждый человек может и должен умереть. Но ведь не каждый человек хочет
умереть.
- Умереть хочет тот.кто разочаровался в гармониях бытия.
- Разочарования быстрее надежды?
- И человек должен выбирать себе путь разочарования?
Кто же он...
   ЧЕЛОВЕК,КОТОРЫЙ ХОЧЕТ.МОЖЕТ,ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ?