Обзор книги Альбом по развитию речи...

Валентина Казачкова
Привет! Я психолог, специалист по детско-родительским отношениям,
автор Ютуб-канала "Осознанное родительство с Валентиной Казачковой"
https://youtu.be/97QTW22Y1sE

Мой инстаграм:
https://www.instagram.com/valya.vnutri/

Давай дружить!


Обзор №2 «Альбом по развитию речи для самых маленьких»
С.В. Батяевой, Е.В. Савостьяновой


Известно, что речь ребенка развивается с самого рождения. И гуление малыша в первые месяцы – это уже не что иное, как зачатки речи, проявляющиеся в общении со взрослым.
Во втором полугодии малыш начинает лепетать, в год говорит свои первые слова… А что дальше? Для меня - до рождения сына последний раз общавшейся с годовалым ребенком лет 10 назад - дальше был темный лес. ))

Между первым словом «мама» и первым предложением (например, «Илюша идет гулять») я видела огромную пропасть, в которой с ребенком происходит что-то мне неведомое и во многом, конечно, от меня независящее. Однако я понимала, что есть общие закономерности и этапы развития речи, свойственные всем детям, и что участие взрослых в этом развитии обязательно и несомненно. Но как участвовать в том, чего не знаешь?

В интернете я нашла много общей информации про речевой онтогенез и периодизацию речевого развития, статьи со сложными логопедическими терминами, бесчисленное количество вариантов возрастных речевых норм… тревожных историй о задержках речи у современных детей «он все понимает, но не разговаривает»… советов «что делать, если ваш ребенок плохо говорит»…

Мне никак не удавалось найти краткой доступной информации о том,
как развивается речевой аппарат ребенка после года? Не CКОЛЬКО слов он должен говорить, а КАКИЕ это слова по своему составу? Другими словами, через какие этапы проходит ребенок в процессе развития речи с учетом возможностей не только мышления, но и речевого аппарата?

Ведь независимо от возраста и количества употребляемых ребенком слов, есть такие слова, которые сегодня даются ему легче. И вот эти слова можно и нужно помогать ребенку осваивать!

Зная ответы на эти вопросы, взрослый может помогать ребенку тренировать речевой аппарат с помощью звукоподражания и, таким образом, создавать «зону ближайшего развития» речи.

Замечательная книга «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (авторы  С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова) кратко и ёмко ответила на эти и многие другие незаданные мною вопросы.
Про возрастные нормы в этой книге написано всего лишь две строчки. А вот про то, КАК развивается речь ребенка (независимо от возраста) и какими способами его можно «разговорить» – гораздо больше!

«Альбом…» удобен тем, что содержит необходимый минимум для развития речи. Не надо покупать отдельные книжки с пальчиковыми играми, искать информацию про артикуляционную и дыхательную гимнастику – все это последовательно, кратко и доступно показано в книге.

«Альбом…» представляет собой комплексную систему занятий (авторская методика) по развитию речи с помощью чистоговорок, стихов, разработанных специально для малышей, которые только-только начали говорить.

С помощью краткой теоретической информации из этой книги можно определить, на каком этапе развития речи находится сейчас ребенок, и узнать, что будет на следующем этапе! Благодаря этому становится понятно, например, на какие слова в разговоре (стихах, сказках, песнях и т.п.) делать акцент и паузу, мол, «а теперь ты повтори», а какие пока не акцентировать, понимая, что сейчас это ему не по силам: не пройдены предыдущие этапы.
Таким образом, общение становится более осознанным не только с позиции ребенка, но и с позиции взрослого.

Мой обзор «Альбома…» будет включать в себя перечисление этапов развития речи ребенка от полутора до трех лет  – так примерно определили возрастные границы авторы книги. От себя добавлю, что очень многое из этой книги актуально в год и даже раньше!

Каждый этап речевого развития осваивается вслед за предыдущим. Соседние этапы могут объединяться друг с другом или осваиваться одновременно. А вот по времени они будут длиться столько, сколько это необходимо конкретному ребенку.

В книге на каждый этап представлено множество игр, стихотворений, картинок для занятий, дано много примеров и пояснений, а в качестве бонуса – материал для изучения основных цветов. Я обращалась к этой книге не раз в течение второго года жизни Илюхи. Рекомендую!

Почитать отзывы родителей о книге и приобрести можно, например, тут:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5189744/#tab_comments

Эта книга также есть в свободном доступе в интернете.

А для детей старше 3 лет есть продолжение «Альбом по развитию речи для дошкольников» С.В. Батяевой и Е.В. Савостьяновой.

________________________________

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ.

Он включает в себя много подэтапов, которые взаимодополняют друг друга и осваиваются одновременно. На этом же этапе можно осваивать  артикуляционную и дыхательную гимнастики, пальчиковые игры.

1.1. Звучание гласных.
 «Ааа» - девочка плачет,
Уууу – паровозик гудит,
Шшшш – змея шипит,
Жжжж – жук жужжит,
ООО – у мальчика болит зуб и т.п…

1.2. Животные говорят.
Му-му,
Пи-пи,
Мяу-мяу,
Ав-ав,
Ку-ку,
Га-га,
Ко-ко-ко и т.п…

1.3. Действия предметов.
Часики идут тик-так
Самолет летит уууу
Поезд едет ту-ту
Барабан стучит бом-бом
Дождик капает кап-кап
Колокольчик звенит динь-динь и т.п…

1.4. Действия человека.
Мальчик идет гулять топ-топ
качается на качелях кач-кач
играет на дудочке ду-ду-ду
кушает ням-ням
стучит в дверь тук-тук и т.п…

ВТОРОЙ ЭТАП: ДАЙ…НА

На этом этапе вводятся в речь ребенка таких слова, как «Дай» и «На». Зная их, малыш сможет построить простые фразы «Мама, дай», На би-би» и т.п.
На данном этапе все слова произносятся в именительном падеже, т.е. не «Дай ля-лю», а «Дай ля-ля».

ТРЕТИЙ ЭТАП: ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА

3.1. На этом этапе учим малыша произносить слова из двух слогов (проговариваем сначала один слог, а потом другой). Проще начинать со слов с одинаковыми слогами.
Мама, Папа, Баба, Ляля, Няня и т.п…

3.2. Имена. Например, имя Аня. Попросите ребенка сказать «А» а затем «Ня». Скажите, прохлопывая слоги «А-НЯ». Вначале малыш будет произносить имена с большой паузой «А – пауза – НЯ». Это нормально. У малышей словесная память ещё недостаточно развита, им пока сложно запоминать и произносить два слога подряд. С каждым повторением пауза между слогами будет сокращаться, скоро ребенок сможет сам, без Вашей помощи, произнести имена из двух слогов.

3.3. К  уже отработанному речевому материалу прибавляем слова «Это», «Вот» или «Тут» (в зависимости от того, что у малыша лучше получается). Таким образом, соединив указательное слово с существительным, малыш произносит фразу!
«Это (тут, вот) баба. Баба Таня».

Обратите внимание: проговаривать слова нужно так, как они слышатся. Пишем «КОЗА», а говорим «КАЗА».



(Продолжение следует)


#книгавмаминыхруках_взрослая  #развитиеречи




#книгавмаминыхруках

Обзор №2 «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяевой, Е.В. Савостьяновой (завершение)


ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА
На этом этапе ребенок учится произнесению слов, состоящих из одного закрытого слога:

Бак, Рак, Лук, Гусь, Дом, Лес, Конь и т.п….

Трудность этого этапа заключается в том, что последний звук в слове для ребенка будет равен ещё одному слогу. Так, чтобы сказать слово «МАК», ребенок произносит «МА – пауза – К». Это естественный процесс. Пройдет немного времени, и малыш научится произносить слова целиком из одного закрытого слова.

ПЯТЫЙ ЭТАП: ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
На этом этапе малыш учится говорить фразы, состоящие из имени собственного и глагола повелительного наклонения.

Оля, кати! Ляля, лови! Тата, мой! И т.п.

ШЕСТОЙ ЭТАП: ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Ветка, Тыква, Майка, Окно, Такси, Письмо, Коньки и т.п…

Трудность этого этапа заключается в появлении согласного звука в середине слова, который на первых порах малыш не слышит. Поэтому не волнуйтесь, если Ваш ребенок будет опускать согласный звук в середине слова, произнося вместо «БАНКА» слово «БАКА», вместо «ЮБКА» - «ЮКА». На первых порах это вполне допустимо. Произносите слова как можно четче и постепенно малыш научится говорить их правильно.

СЕДЬМОЙ ЭТАП: ГЛАГОЛЫ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Маша идет гулять. Даша моет руки. Вика возит куклу. И т.п…

Ваш малыш научился употреблять глаголы повелительного наклонения, например: «Мама, сядь, дай, неси». На следующем этапе он научится использовать глаголы третьего лица. Следите, чтобы малыш четко произносил конечный согласный звук «Т». Сначала малыш будет произносить только глаголы, а затем целые фразы.

ВОСЬМОЙ ЭТАП: ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО СЛОГА.
Лимон, Банан, Утюг, петух, Мешок, Паук и т.п…

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП: ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Дождик идет. Мальчик упал. Фартук висит. Чайник кипит. И т.п…

ДЕСЯТЫЙ ЭТАП: ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА
Колобок, Ананас, Попугай, Чемодан, Телефон. И т.п…

ОДИННАДЦАТЫЙ ЭТАП: ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ ГЛАСНЫХ.
Яблоко, Конфета, Колбаса, Шахматы, Девочка, Кукушка и т.п…