Про Якова и Тихона

Владимир Викто
Жили в одной деревне два мужика, Яков и Тихон. Соседи, но до того разные …

Первый высок, строен, но балабол и хвастун отчаянный. Вечно ходит по деревне растрёпанный, ищет, чем бы похвалиться. Недолюбливали его. Второй росточку небольшого, обычно помалкивает, пока не спросят. Дом и хозяйство держал в порядке. Относились к нему с уважением.

Вот перед покосом Яков завёл свою песню. Я, мол, такой, я – сякой, нет мне равных. Задело это мужиков.

- Хватит якать! Якало ты бахвальное! Языком-то каждый горазд!

Уговорились замерять, кто сколько накосит. Чуть свет – начали одновременно.
Яков всюду успевает. И косит, и у других не лень проверить. Бегает, всех поддевает: «С меня берите пример». Мужики только плюются вслед.

Пришла пора – стали мерять. Досада взяла. Обошёл их Яков. Немного уступил ему Тихон. И то – работал без передышки.

Вдругорядь собрались огороды копать. Деревня-то бедная, лошадей раз-два и обчёлся. Яков опять: «Я да я! Вот силушка моя!» Таскает лопату громадную, мол, супротив неё никто не выстоит. Всех обойдёт. А Тихон втихомолку лопатку свою подтачивает, вострит как бритву.

Решили, однако же, проверить, кто как справится.

На другой день к обеду Яков уже понёсся по деревне: «У меня всё готово. Эх, вы! Тихони малохольные». Не поверили ему мужики, пошли проверять. Глядят – верно, управился. Правда, глыбами земля наворочена, Непонятно, как сажать потом. Но факт есть факт. Тут и Тихон закончил. Там всё аккуратно, любо-дорого посмотреть. Но – второй всё-таки.

В скором времени вернулся из Петербурга богатей местный. Нагляделся там решёток ажурных. Решил у себя ворота поставить кованые, доселе невиданные.

Яков и тут не утерпел.

- Да я лучше любого кузнеца могу! Мои ворота затмят всякие там заграничные!
Мужики смеются только: «Неча кричать, что дюж, не берясь за гуж». К Тихону повернулись: «А ты как?»

А он уже молчком что-то чертит, узоры придумывает.

Вот и пошла у мужиков забота – бегать из конца в конец деревни по кузням, посматривать, кто как справляется.

Там, где Яков – долго не высидишь: от хвастовства уши не выдерживают, де будет у него то, будет у него это, без края одно и то же. У Тихона – скука, однако же. Лишь молот – ух да ух. Что будет, как – остаётся только гадать.

О том, что работа закончена, узнали от самого Якова. Тот побежал каждому расписывать, какая у него красотища вышла. Пришли на смотрины, дивятся. Такого ещё не видывали. Но – молчат. Не лежит душа к Якову и всё тут.

Тихон тоже готов представить свою работу. Хорошо, добротно. Кому высказать восхищение? Не знают. Хозяин пусть сам рассудит. Поглядел-поглядел он, выбрал ворота узорчатые у Якова. До небес вознёсся тот: «Вот я какой! Руки золотые!»

                ---

Кто из них для читателя ближе, это уж сами разберётесь. А я что скажу?  Иногда и подлец бывает молодец. Иногда и человек-то хороший, а не оставил следа после себя. Бывает, хочется, чтобы вот так вот оно было, ан – нет. Жизнь-то вывернет всё по-другому, и тебя не спросит. Эх, …