ТО, что было не со мной-помню...

Анатолий Азаров 2
"Постелите мне степь,
Занавесьте мне окна туманом"(из песни)

В первый четверг каждого месяца   питерские охотники встречаются в ресторанчике Тянь-цзинь.В разговорах с ребятами  из Питерского  клуба piterhunt.ru  я всегда говорю о сложности охоты и быта в осеннем болоте. Говорю об этом не голословно ,а потому  ,что сам несколько раз попадал в перплёт. Вспоминается один случай. Было это лет семь назад…По каким-то причинам мне не удалось вместе со своими постоянными спутниками зайти в болото. Они уже практически отохотились ,взяли по несколько гусей и вышли с болота. Погода им благоприятствовала, дождей было не много, гусь шёл с интервалами в 3-4 дня ,было время подготовиться ,собраться и встретить их…Когда я приехал на базу они уже отдыхали ,отогревались, мылись  ,стирали одежду и сушили…Парилку я никак не мог пропустить  и хотя я её пока не заработал в болотных скитаниях- вместе попарились раз пять…Товарищи предупреждали ,что слышали по радио о надвигающемся циклоне. Ну так что ж. Непогода непогодой ,а раз собрался в болото -надо заходить. Чай не  в первый раз ,а против дождя и мокрого снега есть и защита и немалый опыт. Хотя конечно зазнаваться никогда не надо…Переночевали вместе и наутро они пошли на железку ожидать подкидыш ,а я взял курс на наш бивак. Брать азимут не было необходимости. Во мху  была протоптана , если можно выразиться , тропинка моими товарищами во время их захода и выхода с болота. Маршрут я знал хорошо и после обеда  дошёл до места. В пути не спешил ,отдыхал раз 8-9 .Важно было на сбить темп ходьбы. Давно научились -идти надо так ,чтобы не запыхаться. Не сбить темп работы сердца ,или как говорили у нас в Сибири – не запалиться…Чувствуешь слишком участился пульс- значит шаги надо делать и покороче и реже. Это значит  ,что здесь участок был тяжелее ,чем ранее. То ли  сильнее залипают сапоги в мочажине , то ли кустарник крепче цепляется за ноги , то ли кочки выше…Временами накрапывал дождик. Дошёл всё же нормально. Отдохнул и начал разбивать своё жилище. Работы было меньше ,чем всегда ,так как кухню ребята оставили собранной. Они знали ,что я ещё буду заходить. Ночью действительно поднялся ветер и начался  настоящий дождь. Но теперь он мне уже был не страшен. Крыша есть, железная печка есть, запас дров под навесом есть. Утром дождь сменился мокрым снегом. Приходилось охотиться на гусей и при снеге  .Один наш товарищ даже очень любит такую охоту со снежком. Хорошо говорит взять гусей ,тронутых морозцем. Но эта охота не для каждого. Сразу вспоминается фотография нашего сибирского охотника и писателя Ефима Пермитина ,где он полулежит с гусями ,запорошенный снегом. Меня тоже снег не пугает и я ушёл на одну из своих трасс в скрадок. Пока её подправлял от мокрого снега слегка промокли брюки на коленях. Вот это уже не очень приятно .И за 10 часов в такую холодину брюки не просохнут на себе. Часов в 17 наконец услышал близкое гоготание  гусей. Ждал последние стайки белолобиков (они идут в конце гусиного пролёта ) ,а тут грубое гортанное гоготание. Гуменники! Отлично. Может и я несмотря на поздний заход "отмечусь " на болоте. С первого же налёта сбил трёх увесистых гуменников. Дело сделано! Я всегда так говорю себе вслух ,когда добуду хотя бы одного гуся. Всё таки мы –охотники и совершенно пустым я не люблю возвращаться домой .В сумерках стайки налетали как по заказу через мою гирлянду озёр .Или  они строго придерживались своей старой трассы  или профили их приманивали. Мне то и дело приходилось бегать за трофеями. Собирать утром гусей не люблю ,особенно если есть возможность сделать это сразу. Да и к утру их может оказаться меньше. Часть подранков находит в себе силы уковылять подальше от места падения. Я уже не обращал внимание ни на дождь ни на мокрый снег. Невольно отмечал про себя ,что  брюки  давно все мокрые  да и сам во время беготни весь взопрел. Отлично понимал ,что это как раз тот случай ,когда несмотря на слякоть и холод идёт настоящая охота на гусей. Вот тебе и гусиная кожа. Ладони  тоже были красными и мокрыми. Рукава до локтей сырыми. Соблюдать защиту от дождя не было никакой возможности. Мокрые перчатки подоткнул под лежак до лучших времён. Пальцы грел засунув  подмышки. Отметил мимоходом про себя- не заболеть бы….Стемнело. Гуси ещё шли ,но норма в 10 гусей была взята .Возможно и больше ,чем десять. Под конец в этой суматохе сбился со счёта. Завтра надо обойти вокруг скрадка и проверить округу…Какими же тяжёлыми оказались эти десять гусей.  Конечно поверх перьев налип снег. Да и сам был уже мокрым…Еле доплёлся до бивака ,бросил гусей на мох. Теперь переодеться и в спальник. Даже чай буду пить в спальнике. Полез в мешок с запасом нашей одежды ,но там ждало меня разочарование. Сколько не  рылся не мог найти запасных свитеров и брюк. Но они же были ?  Весь мешок был забит носками ,портянками, шапками, чунями, полотенцами. И прочей мелочью. Всё ясно. Ребята  явно пользовались свитерами и брюками , промочили ,а перед уходом с болота высушили и положили в каком либо биваке. Только в каком. Их у нас четыре. Не обходить же сейчас ночью при дожде и снегопаде биваки в поисках НЗ. Чёрт побери. Что же делать? Не в сыром  же  лезть  в спальник. Да и заморачиваться с топкой печки под навесом и сушкой одежды на ветру не хочется. Сидеть то там придётся голым. Снял всё с себя и забрался в спальник. А что же это такой спальник холодный  ? Неужели слегка подмок во время перехода? Похлопал рукой по его днищу. Никак не определить ,  действительно подмок в пути или напитался влагой уже здесь на лежаке. А может  это голому телу так  неприятно  его  ощущать … Да  не зря я всем молодым ребятам говорю о суровых условиях охоты в отдалённых болотах Вот и сам попался  на небрежности .Надо было сразу проверить НЗ .Или  как то воздержаться от охоты в такую слякоть .но разве удержишься …Я ведь для этого и забрался сюда в такую глушь. Жаль только ,что один сижу здесь. С приятелем всегда веселее…Уснуть по-настоящему не мог ,ночь прошла в какой то полудрёме. Почувствовал ,что со мной что то не то. Конечно- меня знобит и температурит…Вот так влип. И главное один лежу…  Уже не радовали трофеи, удачный заход , правильность организации охоты. Временами проваливался в небытиё , потерял ощущение времени .Смотрел на циферблат часов и не мог понять сколько сейчас времени. Бред сменялся бодрствованием, не мог понять , почему я теперь не лечу над сосёнками как прежде вместе с гусиными стайками. Видимо такое бредовое состояние длилось весь очередной день ,  вечер и ночь.. Очнулся ,приоткрыл полу бунгало- темнота. Есть и пить не хотелось. Не мог понять - что это? Вечер, ночь или утро…Стало светлеть , понял ,что наступает утро. Во всём теле страшная слабость . Даже  для того чтобы расстегнуть молнию спальника  приходится прилагать максимум усилий . Пальцы противно дрожат , в   руках нет силы , спина сразу покрывается потом. Хочется скорее опустить руки на локти , дав им отдохнуть. Увидел , что ветер стих , дождь и снегопад перестал. Достал конфетку , стал мусолить во рту .Вкуса любимой конфеты "Му-му " не ощутил . Во рту было противно. Ясное дело- больной…Но кажется кризис болезни миновал ,  надо думать что делать дальше. Ситуация почти не изменилась - переодеться по - прежнему не во что. Но главное стал поправляться. А там что - нибудь  придумаем. Да и через пару дней придёт мой постоянный напарник , он тоже хотел захватить снежку и морозцу…Вылез из спальника , обмотался им как халатом надел на голые ноги сапоги и прошмыгнул под навес кухни. Наложил в печку сухих дров , обмакнул тряпку бензином. Теперь не до экономии. Для таких экстремальных случаев его и бережём. Развесил на проволоке сырую одежду , снял леденящие сапоги ,придвинул ноги поближе к печке , опершись на чурбачки. Вот теперь оживём…Около сорока минут сушил одежду , меняя положение на вешалах. Вот бы кто сфотографировал меня в таком одеянии. Прямо Али-баба в халате…Наконец облачился в тёплую и сухую  одежду , поставил чайник на печку. Вот и долгожданный момент чаепития. Да какого чая - свежего с надавленной клюквой , очень сладкого. Чувствуется  как с каждым  горячим глотком в тело вливаются сила и бодрость. Заливаю термос в запас кипятком. Снова забираюсь в бунгало. Укладываюсь в спальник. Т еперь не пропаду. Так "болеть " можно. В сухой одежде , без температуры  с запасом горячего чая. Появилось желание вновь  вспомнить и   пережить  прошедшую  в общем  то очень удачную охоту. Ещё бы за вечер взять десяток тяжеловесных гуменников …Иногда неделю тратишь , чтоб выполнить такую норму. И главное расчёт оказался правильным - по последнему снежку охота  оказалась удачной. А что заболел - ну что ж .Бывает. Выправил ведь положение. Поправился. Не принял   заманчивое решение – выйти без гусей на базу. Ещё неизвестно: дошёл  бы в таком состоянии  до базы? Идти то не два  и не три часа. Выдержал ли бы  мой организм. Хотя известно , что в такие моменты организм извлекает свои какие то внутренние резервы . Нет уж .Правильно сделал , что отлежался здесь. К вечеру вылез из жилища и с большим трудом  выпоторошил всех гусей. Пот катился с меня градом . Как же я ослаб… Поставил на печь котелок с гусятинкой. Пора подкрепляться посущественнее. Нахлебавшись ароматного гусиного бульона действительно почувствовал прилив сил .  А гуси небольшими стайками продолжали идти по своим трассам…Ночь проспал как убитый. Утром снова разогрел суп , налил кипятка в термос. Захотелось есть. В ход пошли гусятина , колбаса  ,сыр , сало ,хлеб. Кажется всё . Инцидент как говорят исчерпан. Днём отлёживался. Ничего , завтра вроде должен прийти  приятель. Отлично . Гусь идёт ,заход будет не напрасным. Да и мне поможет вынести трофеи. Трудно мне будет за одну ходку после  моей болезни вынести десять тяжеленных гуменников , оружие и снаряжение…
А. Азаров. Член Ассоциации оружиеведов  Арсенал. г. Санкт-Петербург.