Ветер с Лукоморья

Владимир Калуцкий
Как-то незаметно, и уже полностью из нашей жизни вытеснен целый пласт народного творчества - сказы и былины.А ведь еще каких-то сто лет назад они были основным содержанием национальной культуры. В без теле-радио-Интренетпространстве звучала только живая речь и песня. Я гляжу в эти новогодние дни телевизор, и вижу там только кривляния, слышу визг, и от огорчения хочется плакать. Ведь наш русский народ хранитель небывалых сокровищ , копей, залежей мелодий, сюжетов, имен настоящих великанов слова.
Сегодня совсем незамеченным прошло событие, которое те же сто лет назад широко праздновалось по всей России. Отмечался вековой юбилей народного сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.
Кто он такой - народный сказитель вообще?
Слепой безграмотный Гомер сочинил "Одиссею", и этот эпос передавался изустно на протяженни восьмисот(!) лет. Существовали целые фамилии, поколения греков, сожержанием жизни у кого было заучивание и передача во времени творения Гомера. Исчезли, канули эти имена, но "Одиссея" сохранилась. И когда Вергилий впервые записал её - она дошла до него в первозданном виде, словно прочтенная самим Гомером.
Но что такое "Одиссея"? По сути - это ходячий сюжет из великого индо-иранского свода "Веды".Именно тот источник, откуда пошли и славянские сказы, сказки, былины. Это разновидность ведических гимнов, и это народное творчество зародилось тогда же, когда и творение Гомера. Просто имена наших наших авторов растворились во времени.
Но так же, как и у греков, на славянских землях изустное народное творчество жило незаписанным, в пересказах хранителей и певцов гимнов. Здесь тоже сложились фамилии, способы исполнения и особые напевы. В землях севеврян, например , вполедсвии ставших Слобожанщиной, до сего дня всем известно имя Вещего Бояна. Были такие же великаны духа и в землях полян, кривичей, вятичей... Просто дело их выжило, а сами имена нет. Я помню из пятидесятых годов прошлого века одну очень пожилую женщину. На нашем хуторе звали её Кубанкой. Не помню имени, да и лицо стерлось, но голос её и сейчас звучит в ушах. Из сказов Кубанки я впервые услышал и о Рамане - слепом отце богатыря Святогора, и о Михайле Потыке, и о Полкане. Что интересно - творчество в этой женщине бурлило. Она слету схватывала - определяя их по строю стиха,по мелодике - новые сказы. А может - и сама что-то создавала. Как определить авторство вот этой чудной штучки на современные темы?

"Жили-были два товарища, два хороших брателка,два названных.
Как старшего брателка звали Лениным.
К людям он взошел звездой поднебесною
Над крутым бережком Волги-матушки.
Как младшего брателка звали Сталиным.
Он поднялся к нам зарёй ранней утренней.
Над горами гордыми, над Кавказскими..."

До сих пор казню себя, что не записывал за Кубанкой. Ведь на ней, на Рябинине, на Кривополеновой, Крюковой оборвалась тысячелетняя нить устного народноого творчества. Поэтому совершенно забыта и юбилейная дата великого сказителя Рябинина, чьё имя в истории русской словесности значит никак не меньше, чем имя Александра Пушкина. Ибо именно он - и его сподвижники - позволили собрать под общими обложками и сохранить навсегда наши былины и сказки.
Вам же скажу, если хотите вспомнить его добрым словом, что Трофим Григорьевич Рябинин родился 23 декабря - 5 января по новому стилю - 1796 года в деревне Середки, Кижской волости, Олонецкой губернии.Отец Рябинина погиб на войне, мать умерла, когда Троше было около пяти лет. Сироту-мальчика воспитывал мiр - крестьнская община. О том, насколько благотворным оказалось это воспитание, можно судить по тому,что община поддержала юношу в его деле, ссуживала деньгами для хождения "за скасками" по всему русскому Северу, и очень гордилось тем, что Рябинин принадлежит поморскому корню. Достоинства сказиителю придавало чувство нужности его дела. Слышавшие Рябинина отмечали особую стройность исполнения и бережное отношение к былинному материалу. И в жизни Трофим Григорьевич был похож на сказочного героя - всегдя трезв, опрятен и справедлив. Однажды в новгородской пятине нетрезвый полицейский чиновник потребовал от Рябинина взятку за хождение "бес пачпорта". Даже руку поднял. Трофим Григрьевич спокойно перехватил эту руку и сурово выговорил самодуру: "Ты, ваше благородие, это оставь: я по этим делам никому ещё должен не оставался".
Случай этот остался в полицейском протоколе.
Умер сказитель на девяностом году национальной знаменитостью. Дело отца переняли сын Иван Трофимович и пасынок сказителя - Иван Герасимович. Последним сказителем былин считается сын Ивана Герасимовича - Пётр Анедреевич Рябинин-Андреев. За своё искусство он получиол орден Трудового Красного знамени из рук Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.
Но дело сказителей на Великой Руси заглохло окончательно. Грубо оборвана связь. Нынче нацию насильно прививают к англо-саксонской ветке. Гляньте в телевизор.
Мы сами впустили в дом бесов. У замечательного собирателя былин Кирши Данилова, жившего двести лет назад, есть целый свод сказаний , которые сам он определял, как запретные. Так вот там очень много солёных словец о бесах. Надо заметить, что народное творчество, даже когда речь идёт о вещах , о которых не принято говорить вслух, оставалось очень целомудренным. Например, то, что нынче определяется, как занятие любовью, в былине "О женитьбе князя Владимира" описывается так:

"А пнул он девицу под гузна-
Женский род от тово пухОл живёт".

...так вот, читаешь былину , и словно видишь нынешний телевизор:

"Свиниьи хрю, поросята гиги, гуси гого".

Не знаю.Родись я на сто лет раньше - пошёл бы в сказители.
Хотя я и нынче в них