Абраам Петросян-озвутчик Алибаба и 40 разбойников

Михаил Михайлов 3
     Петросян  Абраам  Аркадьевич  (Петросянц  Абраам  Аршакович),   армянин,   засл. арт.  Армянской  ССР, артист театра им.Моссовета, солист Московской государственной филармонии, победитель Всесоюзного конкурса чтецов, признанный мастер  художественного  слова   –  родился   24  апреля  1913 г.  в  г.Баку.  Отец  – Петросянц   Аршак  Багдасарович,  родом  из  Нагорного   Карабаха,  слесарь-механик.  Мать –  Алексанянц   Арзукан  Месроповна, из Еревана,  надомная  швея. При оформлении документов  азербайджанские чиновники исказили паспортные данные Абраама Аркадьевича. Такая же наплевательская небрежность произошла и с данными его родной сестры: вместо Петросянц Араксии Аршаковны ей выдали паспорт на имя Петросовой Аси Аркадьевны (паспорт моей мамы). Вместе с сестрой они остались сиротами и заступиться за них и исправить ошибки было некому.
     Его отец (Аршак Багдасарович Петросянц) потерял  здоровье  во  время  Первой  мировой  войны, когда получил четыре ранения.   
     В 1918 г., когда из г. Баку, опасаясь резни, в  ужасе бежали  десятки  тыс.  армян,  семья   Абрама  Аркадьевича  всё  же осталась в городе (сказались фронтовые ранения его отца). А к Баку подступала исламская армия Нури-паши. Тогда  Абрааму Аркадьевичу было только пять лет и он  чудом остался жив.  Разузнав где живут армяне, в предвкушении религиозной мести, в их дом ворвались турки. В это время вся семья Абрама Аркадьевича, включая четверых детей, (как рассказывала потом моя мама), дрожа от смертельного страха укрылись в подполе. Забравшись в подвал, они задвинули над собой половичок. В немой тишине, вцепившись друг в друга и зажмурив глаза, они с замиранием сердца приготовились ждать свою страшную участь. Тем временем турецкий солдат (по турецки - аскер) немного осмотрелся, походил по комнате, поскрипев половицами, и вдруг, к неописуемой радости, обнаружил большую банку мёда, предусмотрительно оставленную хозяйкой дома. Это была специальная уловка, чтобы хоть как-то задобрить возможных непрошенных гостей. И эта маленькая хитрость помогла отвести от их дома реальную смертельную опасность. Чтобы хоть както закрепить свою доминанту над "неверными", бравый аскер вместо благодарности круто нагадил  посреди комнаты и полностью удовлетворённый покинул их дом. Многочисленные кровавые  и жестокие  расправы в городе продолжались. Старшая сестра Абрама Аркадьевича, Сирануи, была очень молода и красива, но чтобы не подвергать риску нападения со стороны разнузданных вояк, добрые соседи предложили спрятать её в городскую больницу, замотав всю голову бинтами. Что и было сделано. Ещё про их семью поступали какие то сведения, что они даже прятались в монастыре.
   Через три года мать Абрама Аркадьевича вместе с детьми, попыталась бежать из Баку. Они сели на корабль, который через 12 часов  должен был пересечь Каспийское море и дойти до  Красноводска. Все были  в добром здравии. Однако вскоре  детям   сообщили, что мать неожиданно скоропостижно умерла, якобы, от паратифа, все вещи исчезли  и им придётся вернуться в Баку. Сама ли  она  умерла или кто-то приложил руку к этому и ограбил детей – осталось неизвестным.
   Ещё через два года, когда Абрааму Аркадьевичу было десять лет, умирает и отец – конечно, на это повлияли   ранения, полученные в Первую мировую, и горе от потери жены. Как память об отце и его родном брате Семионе Багдасаровиче в Баку осталась изготовленная ими великолепная чугунная решётка сквера "Парапет". Когда дети остались сиротами, их разделили между родственниками. Абрама Аркадьевича забрали в г. Самарканд, где  он прожил до 16 лет. Там он и ознакомился с местным  колоритом, с особенностями  повседневной  жизни  простых людей, их манерами и привычками, культурно-историческими   традициями. И впоследствии он блестяще использовал это в своей артистической деятельности ("Сказки старого Рашида", "Али-баба и сорок разбойников"). После Самарканда Абраам Аркадьевич жил и работал в Баку, активно    участвовал    в художественной самодеятельности. Это и определило его дальнейший жизненный путь.
   При поступлении в  ГИТИС Абраам Арадьевич очень  понравился   самому  К.С. Станиславскому,  был  принят  в институт и в 1939 г. закончил его. Затем жизнь Абрама  Аркадьевича была связана с театром им. Моссовета, где он проработал около 25 лет.
   Война застала труппу театра в поезде, при возвращении с гастролей из г. Львова. На мирный поезд был совершён авианалёт. Услышав рев фашистских  самолётов, заходивших на прицельное бомбометание, Абрам Аркадьевич скомандовал всем немедленно покинуть состав, организовал молниеносную эвакуацию людей из  вагона, чем и помог спасти им жизнь. Об этом писала впоследствии в 60-е или 70-е годы в очерке в газете  "Правда" артистка театра Н. Ткачёва. Во время войны Абрам Аркадьевич принимал участие в деятельности фронтовых концертных бригад, был награждён медалью "За оборону Кавказа". О других наградах сведения утеряны.
   В послевоенное время он играл в спектаклях: "Брандербургские ворота", "Отелло",  "Кража" ,"Лиззи Маккей", "Последние гвоздики", "Хитроумная влюблённая", "Виндзорские насмешницы" и в других. Вместе с театром был на гастролях в Болгарии и Румынии.
   Поскольку Абраам Аркадьевич был победителем Всесоюзного конкурса чтецов,то одновременно с работой в театре он часто выступал на Всесоюзном радио в передаче "Литературные чтения". Ему приходилось очень много работать. Так, днём он вёл передачи  для Европейской части СССР, а ночью, в предутренние часы, в прямом эфире  выступал для Дальнего Востока.   Мы,  его   родственники,  всегда  с  нетерпением  ждали,  когда  в  репродукторе прозвучат   слова:     "...читает      Абрам   Петросян".   Помню  как  меня охватывал  трепет, когда он читал рассказ А.Н.Толстого "Русский характер", роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок". Были и другие произведения. И несмотря на то, что в детстве его семья пострадала от турок, Абраам Аркадьевич усердно популяризировал стихи турецкого поэта Назыма Хикмета, за что тот выразил ему свою признательность.
   В 60-е годы Абраам Аркадьевич из театра перешёл на работу в Московскую государственную филармонию, где и проработал  более  30 лет.  Он  исполнял   сольные программы:   Э.Межелайтис – "Человек",  Н.Тихонов  – "Серый  хануман",    А.Моруа  –  "Фиалки   по  средам",   В.Овчинников  –  "Ветка   сакуры",  М.Твен  –   "Юмористические рассказы"и другие. Кроме того, с  сольными программами он выезжал   в  группу  советских войск  в  Германии.  В   одном    из   писем    Андре    Моруа    благодарил    Абраама   Аркадьевича     за   умение     так   проникновенно   и   выразительно   читать   его произведения. Также и Э.Межелайтис   неоднократно высказывал  свою  благодарность Абрааму Аркадьевичу. 
   На Центральном телевидении Абраам Аркадьевич участвовал в цикле передач "Сказки старого  Рашида"  в  роли сказочника.
   В кино Абраам Аркадьевич сольно озвучивал фильм "Али-баба и сорок разбойников".
   Фирма "Мелодия" выпустила ряд пластинок, где тексты читал   Абрам  Аркадьевич: "Сказки   старого    Рашида", М.Горький  "Песнь о соколе.  Песнь о   буревестнике", М.Зощенко   "Рассказы о Ленине.   Как   Ленин   жандармов   обманул" и другие.
   В интернете  на сайте " 110 лет назад  родилась   неподражаемая  Л. Орлова"   есть   фото из    спектакля    "Лиззи  Маккей",  где  вместе  с  Л.Орловой  сняты С.Соколовский и  А.Петросян.
   Все, кому доводилось слушать выступления Абрама Аркадьевича, считали его мастером художественного  слова, а  артистка театра Моссовета Н.Ткачёва однажды с восторгом отметила, что  «у него все  слова   "выпуклые"  и  он умеет заворожить  аудиторию».  Его сольные программы  собирали  полные  залы  зрителей,  среди  которых было много  студентов театральных вузов, учившихся у него мастерству художественного чтения.
   Абраам Аркадьевич был  хороший и   искренний  человек,  был  хороший  семьянин,   очень   любил   свою   жену Перчикову Галину Евгеньевну и приёмную дочь Григорьеву Татьяну Александровну. Он великолепно готовил, был с детства посвящён в тонкости восточной кухни, и как отмечали все друзья и знакомые , был удивительно щедрым хозяином.
   Погиб Абраам Аркадьевич в феврале 1990 года, будучи   сбит  учебным автомобилем на обледенелой  московской улице в районе Красной Пресни, когда в свои 77 лет пошёл впервые оформлять себе пенсию, которую до этого ещё никогда не получал.
 
   

Племянник Абраама Аркадьевича Петросяна – Михайлов Михаил Николаевич.     14.12.2015г.