Сирота Казанская

Петрович 8
Фразеологизм «Сирота Казанская» сегодня на слуху, но употребляется он уже, в качестве некой беззлобной шутки. Подобное выражение используют по отношению к людям, которые строят из себя обиженных, обделенных и беспомощных, пытаясь разжалобить оппонента. Наверняка многие могут вспомнить свои жизненные примеры по данной теме.

Но откуда оно пошло? Если со словом сирота все понятно, то невольно возникает вопрос, почему именно «сирота казанская», я не астраханская или ростовская к примеру?  Оказывается, что всё просто.                Ответ кроется в истории Государства Российского. А зародилось выражение, ставшее фразеологизмом, еще в XVI веке в годы царствования Ивана IV, да именно Ивана Грозного
                В то время Казань находилась под влиянием казанского ханства. Правили там татарские князья, называемые мурзами. Может от них и выражение про чумазых детей пошло, мол, что ты такой замурзанный… Но сейчас не об этом.                Так вот. Взятие Казани стало следствием постепенного усиления Московского княжества, сумевшего консолидировать русские земли и не желавшего мириться с присутствием неспокойного соседа на своих южных границах, к тому же лояльного Османской империи. Борьба с Казанским ханством началась уже в 60-х годах XV века, но имела переменный успех. Так, что уже с  того времени турки, где могли, там и гадили Руси. Да и за 600 прошедших лет, лучше не стали.
                Обе стороны в этой борьбе объективно преследовали свои цели. Каждая смена династии в ханстве сопровождалась разорительными нападениями казанцев на русские земли. Так, в 1521, после перехода власти в ханстве от золотоордынской к крымской династии, крымцы и казанцы совершили опустошительный набег на Российское государство, дойдя до самой Москвы. Кроме того, усиление Османской империи в Северном Причерноморье и на Кавказе способствовало ослаблению фактически вассальной зависимости Казанского ханства от Москвы, что было чревато новым витком османской экспансии в Европу. Помимо этого, русские пленные, захваченные во время татарских набегов, продолжали продаваться татарами как сакалиба (славянские рабы) в рабство в Крым, Восточные страны и Средиземноморье.                К войне с Казанью молодого царя подталкивали и экономические причины, в первую очередь стремление беспрепятственно осуществлять торговлю по всему пространству волжского пути.
                Русско-казанские отношения резко обострились в первой половине XVI века в связи со сменой династии в Казани. В 1534—1545 гг. казанцы ежегодно совершали опустошительные набеги на восточные и северо-восточные владения Русского царства. Тем не менее, в Казани имела большое влияние так называемая русская партия, формировавшаяся из представителей мордвы и других народов.                Завоеванию Казанского ханства предшествовало ещё четыре осады Казани 1487,1524,1530 и 1550 годов. И только после успешного похода, инициированного Иваном Грозным, Казань была отвоевана, а ханство постепенно распалось. В новых условиях мурзам пришлось приспосабливаться, чтобы снискать расположение нового хозяина. Многие из них даже становились подданными русского царя. Также они пытались буквально выпросить у царя различные льготы и поблажки для себя, постоянно сетуя и жалуясь на свою горькую участь и судьбу. И многим это удавалось. А русский народ, видя это и всегда отличаясь острым словцом, таких просителей прозвал первыми «Сиротами Казанскими».

Позже, уже в XVII веке во времена правления Алексея Михайловича многие татары даже решались и меняли свою веру. За это они получали весьма щедрые награды от царя. В исторических летописях имеется множество различных примеров, когда пронырливые попрошайки и плуты умудрялись получать щедрые награды, большие жалованья в качестве подарков, серебряные ковши, соболиные шубы, жемчуга, кубки, атлас, парчу, бархат, коней и т. д. Такая политика, чрезмерная щепетильность и забота о чужеземном племени имела свое объяснение. Во-первых, лесть всегда производила на правителей неизгладимое впечатление из-за их тщеславия. Во-вторых, это позволяло легко перетянуть представителей татарской знати на свою сторону.

Тем не менее, «Сироты Казанские», причинившие столько страданий и бед русскому народу, на протяжении всей истории были обласканы царями и их дворами. И именно с тех пор того, кто прибедняется, называют, используя этот фразеологизм. А я приправил его небольшим количеством исторический специй для любознательных читателей.