Моё начало п. Дальний

Надежда Кравченко 3
               
                Давно отгремели снаряды,
                Траншеи травой заросли.
                Домой не вернулись солдаты,
                Но Родину нашу спасли! 

    Мой дед,  Завзин Степан  Петрович, был призван 17 июля 1941 года  с зерносовхоза имени Электрозавода. Без вести пропал, не написав ни одного письма . (Его жена, Анна Моисеевна в 1942 г. с детьми вернулась в п. Дальний, жили в землянке за оврагом).
    Завзин  Сергей  Петрович  призывался  в д.  Залесово  (ныне Красногвар-
дейского  района),  погиб не далеко от Черного моря.
    Не вернулся с войны и бабушкин брат, Квашенников Николай Моисеевич.
Его призывали с п. Дальнего зимой 1943 года.

    Мой отец, Скабёлкин Петр Александрович, вернулся с фронта раненым с контузией. Целый год не слышал, но живой!..
    Мои родители  жили в п. Дальнем, им дали комнату в бараке  без крыши. Когда шёл дождь, люльку со мной прятали под кровать, а кровать накрывали клеёнкой.
  Но жили - не унывали, надеялись на лучшее, ведь война позади.

  Росли семьи, рождались дети. В посёлке была саманная маленькая  четырёх летняя школа в один класс. Построили новую, по тем временам (1960- 1961 г.), большую, светлую.
Старый класс, разделив  деревянной перегородкой на две комнаты, отдали моим родителям. Сколько было радости!

 За стеной от нас жила семья учителя - Злобина  Андрея Ефимовича и тёти Веры(кажется – Андреевны). У них был сын и две дочери. Как только они помещались  в такой маленькой комнатке?! Вскоре управляющему нашего отделения построили  большой дом. В то время управляющим был  Сараев Иван Архипович. Злобиным отдали  бывший дом Сараевых.

В моей памяти  Андрей  Ефимович остался тихим, добрым, всегда с улыбкой человеком, на праздничных концертах, с балалайкой. Летом собирал ребятишек  убрать вокруг школы мусор, подмести, а потом показывал  диафильмы. Зимой около дома учителя была ледяная горка.  Катались  все дети.

А ещё помню ёлку, как готовились, сами делали игрушки  для украшения.
Однажды вместо  новогодней ёлки было украшено простое дерево. Дети и не подозревали об этом, когда водили хороводы во круг этой ёлки.
Я случайно услышала разговор старших, что не было ели и А. Е. Злобин, срубил дерево, что бы дети не остались без ёлки.
Андрей Ефимович и тетя Вера (так мы её звали) были участниками войны.

   Посёлок рос  новыми домами, новыми семьями. Выросла целая улица.
Раньше посёлок  был  буквой  «Г», стал буквой  «П», а в центре новая школа восьмилетка. Это было в 1967году.  Вот было радости для взрослых и детей!
Теперь не надо было после четвертого класса ехать учиться за несколько километров в Каликино или в Преображенку. В эту школу я пошла в 7 класс,  а сестрёнка  в 5.
    Первым директором восьмилетней школы  был Телякаев. Приехало много  молодых  учителей.

А какие в школе были вечера! Любовь Константиновна (позже стала Ярцевой) играла на аккордеоне, Абдулин Федя, ученик 8 класса, на баяне,  и без песен не обходилось.

 Летом дети работали на прополке, а когда начиналась уборочная страда, подметали ток, готовили площадку вместе со взрослыми, для принятия урожая. На уборку хлеба каждый год приезжало много машин.
На току были огромные вороха разного зерна.  После пыльной работы да в реку!  Речка рядом с селом прозрачная, чистая. А вечером песни,  танцы под баян, или без платное «кино»,  прямо на улице, возле клуба. В клубе то жили командированные шофера.  Молодежь про выпивку и не думала. 

      Было  в селе и животноводство. Три дойных гурта и конечно  молодняк.
Была большая конюшня, помню белого жеребца Буяна, он мне казался таким огромным. Я его всегда побаивалась,  когда  от водила  Кремня, коня прикреплённого за отцом, на конюшню. В то время отец был  зоотехником,  и лошадь ему  нужна была по работе. Он часто брал нас,  детей, летом с собой, когда объезжал гурты. Мы видели всю красоту, всю ширь наших степей. Как поднималось и колосилось пшеничное поле, а в вышине,  неизменный спутник полей, пел свою песнь жаворонок. И цветы, такие манящие, завораживающие  своей  не броской красотой.  Домой всегда возвращались
с огромными букетами  полевых цветов, а после рождались стихи:
                «…А знаешь ли, ты городской,
                Какой красивый из цветов
                Мы делали венок»…
а дальше:
                …Ты видел, когда ни будь, наше море?
                Не простое оно – золотое!
                Наше море не из капель воды,
                Оно из колосьев пшеницы.
                Когда ветерок озорной
                На просторе захочет гулять,
                Вот тогда наше «море» огромное
                С наливными колосьями,
                Образует хлебные волны
                И начинает тихо шептать.
                О такой красоте мало слышать,
                Мало в книжках читать.
                Надо своими глазами
                Всё до капельки увидать…                (1973г.)               
     А ещё помню рыбалку. Уезжали с отцом за село в сторону Зимовки. Отец   
с  сестрой и братом на мотоцикле, а я на велосипеде.  С рыбалки приезжали счастливые с уловом. Мама варила уху или жарила рыбку в сметане, а потом устраивали « стол» прямо во дворе на траве.

    Спасибо школьным учителям, которые учили  любить свою Родину,  видеть
красоту своего края.  Это Кирсанова Вера Ивановна, учитель ботаники, классный руководитель нашего 5-6 «б» класса с. Преображенка,  и Лаушкина Анастасия Яковлевна, учитель немецкого языка и рисования. Анастасия Яковлевна была в плену у немцев, но благодаря знанию немецкого языка, спаслась. Она услышала и поняла, что на рассвете их (всё село) расстреляют. Ночью с подружкой смогли «затеряться» в хлебном поле, через которое их гнали.  На уроках рисования она пела нам песни на свои стихи:
                "…Вот стою я с поднятой рукою
                И смотрю в посеревшую даль.
                Журавли улетели с зарёю,
                Мне до слёз и до боли их жаль…"
 Вот тогда то я и написала своё первое стихотворение о осени. Оно, конечно не сохранилось.
  А потом  была Бочкарёва Вера Яковлевна, учитель русского и литературы и классная нашего 8 класса в п. Дальнем. Она на своём примере учила нас  писать сочинения. И конечно сказки моего отца и бабушки оставили свой след. 
  Когда, после школы, я уехала продолжать учебу в г. Чимкент, то очень скучала. После техникума хотела вернуться  домой, но судьба распорядилась иначе.
Я, конечно, приезжала в деревню к родителям, как только была возможность, но жила  в городе. Вышла за муж, родились  дети.

Летели годы, полны событиями. И вот, прожив в городе больше 30 лет, я вернулась в деревню со  взрослыми детьми (не со всеми), но не в п. Дальний,  по которому я так скучала, а в Добринку нашего района. Прошло  уже 16 лет, как я снова деревенский житель, но душа снова не спокойна.

Нет, не по городской жизни я скучаю, ведь там остались дети, внуки. Там мои друзья. Там прошла большая часть моей жизни.
       А от поселка Дальнего почти  ни чего не осталось. Здание  школы скучает по шумным детским голосам, не нужен клуб,  где когда то проходили концерты школьников, да и взрослых.

Стоят пустые дома, как памятники былой жизни, смотрят на дорогу пустыми глазницами. Но что то, какая- то сила,  притягивает моё сердце, а память уносит в далёкое детство, в наш поселок.

Оно (детство) как у всех, было босоногим, но счастливым. Ведь рядом были родители сестрёнка, братики. Родной дом и мы  дома. Школа   с октябрятскими значками, с пионерским  галстуком и комсомолом – это наше детство, наша юность. В моём детстве было мало сладостей, не  было таких красивых нарядов, как теперь, но было достаточно любви и тепла. И было много-  много радости.  Мы рады были конфете, а уж если  она была в красивой обёртке, то…! Радовались новому ситцевому платью. Радовались теплу и солнцу - можно купаться в речке. Радовались снегу - можно покататься с косогора… 
А ещё - было много песен! На работу с песней, с работы – с песней. А поздно вечером, когда взрослые после трудового дня уже улеглись отдыхать, песни продолжались. Пела молодёжь. И не в пьяном угаре, а потому, что пела душа.  В моём детстве умели радоваться. Знали, что все трудности по сравнению с войной пустяки. Всё можно преодолеть! Лишь бы не  война!

Это самое страшное, что может быть. Поэтому и радовались взрослые, не смотря на такие потери в каждом доме,  и эта радость передавалась детям.

И ещё хочется сказать вот о чём: я не знала, когда была маленькой, что у нас в деревне были несколько национальностей. Просто об этом ни когда не говорили. Для меня, и я уверена, не только для меня, существовали только две  национальности – наши и не наши (фашисты). Жили, как одна семья.
Замков не было, закрывали на палочку.

А служить в армии было почётно. Говорили: «Он отслужённый». Этим было всё сказано, значит, он стал мужчиной.
Вот в такое время я жила. И здесь берёт начало моя Родина, которая зовётся, таким  звучным словом, -  таким сильным, как отец  и  таким мягким, как руки мамы, -  словом Россия.

        Русь моя

Эх, ты Русь моя буранная,
Грязи тоже по колен.
Для меня всегда желанная.
Жить с тобою мне вовек.
Русь ты, Пушкина, Некрасова
И великого Державина…
Ты всегда была заманчива,
Ты всегда была державною.
Много ворогов кружилося.
На колени?! Да ни в жизнь.
Чтобы русский дух сломился?!.
Раз разгневали, держись!               
               
А  посёлку  Дальнему в 2013 году будет 70!  Доживет ли?
 

                2010г.