Родоначальник гвардии. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
   КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.» 

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.


                РОДОНАЧАЛЬНИК ГВАРДИИ.

Сейчас их на заводе 589 человек. Только в этом году свыше двадцати семи рабочих подучили почетное право сдавать готовую продукцию, минуя отдел технического контроля.

Клеймо «Отличное качество» получают самые достойные, самые умелые. Их главный контролер — совесть. Порука хорошего качества — высокое мастерство.

Сейчас уже трудно воссоздать события тех дней, когда было вручено личное клеймо  №1. Был конкурс профессионального мастерства, был азарт соревнования, была радость победы. А детали? Как, что, когда? Двадцать лет, пролетевших с тех пор, стёрли их из памяти.

В 1957 году было выдано первое личное клеймо. Сейчас оно лежит под стеклом в одном из залов Николаевского краеведческого музея. Его сотрудники решили сохранить эту реликвию для потомков, Внешне — ничего особенного: кусок металла, напоминающий керн, только вместо острого конца — срез, на котором выбито «ОК I». Но право владеть этим кусочком металла завоевывалось в долгой борьбе. Человек шёл к нему, преодолевая собственное неумение, расширяя профессиональные знания, укрепляя навыки, повышая мастерство.

Первым у нас на заводе (Черноморский судостроительный завод, г.Николаев)сдал продукцию со своим личным клеймом Пётр Иванович Годлевский.

У него нелёгкая судьба. В самой середине искромсала, искорёжила её война.
До войны любил Пётр Годлевский музыку. Играл на баяне, домре, балалайке. С удовольствием вспоминает:
«Как соберёмся всей семьей — нас у отца шестеро было — каждый берёт свой инструмент — такая музыка начинается, вся улица сходилась. Сейчас за нами телевидение по пятам бы ходило...»

— До сих пор играете?
— Нет. Во время войны, после...  в общем, зарок себе дал: музыку больше в руки не возьму. Много товарищей потерял... Брат погиб... Сейчас понимаю, странный зарок был, да уж слова своего придерживался. Не играю больше.

Мы беседовали с ним в небольшом помещении, отгороженном от арматурного участка, тесно заставленного станками. Из-за тонкой перегородки доносился их равномерный шум. Здесь, на рабочем месте бригады слесарей, которой руководит П.И.Годлевский, было просторно и удивительно чисто. Справа — верстаки с тисками, слева — столы и приборы для испытания готовой продукции, в углу висят белые халаты — спецодежда этих слесарей на последнем этапе работы. Все инструменты убраны в ящики, верстаки и пол очищены от металлических опилок. Чисто, как в лаборатории. Рабочие только что закончили подгонку деталей сложного механизма.

Петр Иванович объясняет:
«...В нашем деле главное — порядок. Среди хлама хорошую вещь не сделаешь. А у нас механизмы тонкие».
   
Я рассматриваю его. Немолодой уже мужчина — быстр и подвижен, как юноша. Быстра его речь и неутомимы тонкие руки. Они постоянно что-то держат или показывают, что-то выдвигают и раскрывают. И в то же время в его движениях нет суеты, нет поспешности. Наоборот, от всего, что он говорит и делает, веет прочностью и постоянством.

Всю свою жизнь Петр Иванович проработал в одном цехе нашего завода. Он недолго выбирал специальность. Дед его был слесарем, отец — тоже, Петру после окончания семилетки была прямая дорога — на тот же завод, в слесари.

В 1936 году он поступил в фабрично-заводское  училище. Напильник, тиски и зубило — вот основной инструмент, которым работал в то время слесарь. Петру не надо было привыкать к нему: с детских лет приучал отец своих сыновей к металлу. Так что не с азов начинал Петр в ФЗУ, а сразу же начал пробивать дорогу к мастерству. И опять ему помогал отец.

После ФЗУ пришел молодой рабочий в механический, сейчас механосборочный цех, да так и работает в нём до сих пор. Постоянство — фамильная черта Годлевских.

Сейчас в бригаде П.И.Годлевского пять человек. Двое только осваивают профессию, а остальные — сами мастера. Николай Алексеевич Рудченко пришёл в бригаду слесарем второго разряда, дела почти не знал. Учился у бригадира многому,  а сейчас — его правая рука, незаменимый помощник. Вполне может претендовать на получение своего личного клейма.

Учеников у Петра Ивановича было много. За все годы и не пересчитаешь. Некоторые из них уже переросли учителя. В этом — высокое значение наставничества. Недавно получил клеймо «Отличное качество» бывший его ученик, бригадир слесарей механосборочного участка И. Н. Сутула.

Спрашиваю у Петра Ивановича, когда, по его мнению, легче было добиться этого клейма, сейчас или двадцать лет назад?

Он задумывается. За толстыми стеклами очков остро прищуриваются глаза, как будто он издали соизмеряет две детали:

— Сейчас всё решают знания. Везде — машины: освоил станок — вот ты уже и мастер. Видите цилиндр? Внутри — как зеркало. Раньше мы его вручную шлифовали. Работа была долгой, трудной. Требовала особого чутья в руках. А сейчас — в станок вставил и жди. Пожалуй, в наше время личное клеймо получить было труднее. Говорю, не хвастаясь, по справедливости. Тогда почти всё делали вручную. Мастерство приходило медленно. Годы проходили, пока руки силу набирали. А сейчас не в пример легче. И народ пошел грамотный. Чертежи чуть ли не с пеленок читают.

Пётр Иванович и сейчас не отстает от молодых. Он работает практически на всех станках своего участка.

Секретарь партийной организации механосборочного цеха рассказывал мне о том, что многие годы Пётр Иванович Годлевский был депутатом городского Совета, выполнял множество общественных поручений. Сейчас его бригада шефствует над пионерами 6-А класса двадцать восьмой школы.

А потом неожиданно спросил:
— А почему вы хотите написать именно об этом человеке? Ведь для нас он в некотором роде — реликвия. Человек он, конечно, знающий, опытный, но годы, годы... Они дают о себе знать. Активность уже не та. И многие молодые рабочие мастерством могут с ним поспорить. Сейчас выросла целая гвардия отличников качества. Пожалуйста, я могу перечислить вам имена: кавалеры ордена «Знак Почета» В.Д. Бортник и А.Е. Копырюлин — токари механического участка, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Е.Л. Голодников, кавалер ордена «Знак Почета» М.С. Сербул — токари арматурного участка и другие наши товарищи работают с клеймом «Отличное качество».

Мне понято желание секретаря парторганизации выдвигать вперёд более молодых последователей Петра Ивановича Годлевского. И они действительно достойны самых высоких слов. Но сегодня мы рассказали о человеке, который был первым, на которого все эти годы равнялись борцы за отличное качество.

А Пётр Иванович крепко стоит в рабочем ряду. Все эти годы продукция с его личным, клеймом идёт к заказчику, минуя ОТК, и ни разу к нему не выло ни одной претензии.

Проходят годы, но мастерство остается с человеком.

1987г.
                Л. ХАСХАЧИХ