Лекция 36. Экономический спад и кризис в Евросоюзе

Виталий Некрасов
    В 2008 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.
    Возникновение кризиса связывают с рядом факторов: общей цикличностью экономического развития; перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса; высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть); перегревом фондового рынка.
    Истоки мирового финансового кризиса 2008 года находятся в США. Его начало не было внезапным. Еще в 2006 и 2007 гг.  наблюдались некоторые симптомы кризиса, и специалисты МВФ предупреждали, что кризис начнется с ипотеки. Исторически ипотека в США, как и в других странах, была выдачей ссуд под залог недвижимости.  Оформляешь «Закладную», заложив дом, участок земли и получаешь ссуду под процент. Начавшийся после второй мировой войны жилищный бум в США породил новую форму ипотеки –¬ «Ипотеку жилья». Клиент покупал дом с помощью заемных средств, которые ему предоставляли ипотечные банки. Клиент вносил в банк первоначальный взнос, банк давал ссуду на остаток суммы под годовой процент (срок погашения ссуды устанавливался в 20 лет) и заемщик покупал дом. В случае несостоятельности заемщика дом поступал в залог и переходил в собственность банка. Ежемесячные суммы погашения кредита примерно соответствовали арендной плате за жилье. Разумеется, банк проверял платежеспособность клиента, постоянную работу, ежемесячный доход, кредитную историю.
    Этим решили воспользоваться огромное количество людей, которые, учитывая возможность относительно свободного доступа к ипотечным кредитам, начали набирать в кредит значительные средства. Банковская система почти всегда шла навстречу своим заемщикам и выдавала им колоссальные сумы денег. Еще в 2001 году ипотечных кредитов было выдано на 200 миллиардов долларов. В 2005 уже на 625 миллиардов, а к 2008 году общая сумма ипотечных кредитов в США составила более 2,5 триллионов долларов. Все эти деньги были отданы изначально не надежным заемщикам, с которых в случае их отказа выплачивать деньги, требовать чего-то было весьма проблематично.
    Строительная индустрия стала быстро расти и потянула за собой другие отрасли. Доходы граждан США стали увеличиваться, и они могли позволить себе кредит.
    Предоставление той же ипотеки по плавающим процентным ставкам, зависящим от показателя LIBOR, который был средним показателем по стране - явно выгодное предложение. Заемщики могут рассчитывать на то, что при улучшении ситуации ставка понизится (процентов, например, на 0,15 – это было еще терпимо) или, в лучшем случае, будет держаться на одном уровне. Кредиторы могут рассчитывать на ее небольшой рост, который немного увеличит проценты.
    В сущности, весь «пузырь» ипотечного кредитования США в 2006-2008 годах держался на расчёте о том, что ставка будет или снижаться, но немного, или чуть-чуть вырастет, или же, в идеальном для обеих сторон случае, будет такой же.
    На практике же ставка LIBOR довольно часто меняется, и значительно. С начала двухтысячных в показателе наблюдалась тенденция к снижению, который и повлиял на успех таких ипотечных кредитов. Но с 2004 года начался рост этого показателя. В 2006 году она составлял 4,29% годовых, а к концу 2007 года достигла 6% и продолжала неуклонно расти. Естественно, заемщики больше не смогли платить по кредитам. В итоге с начала 2007 года начало расти число дефолтных заемщиков, и все капиталовложения банков начали таять на глазах.
    В том же 2007 году все узнали о первой жертве кризиса – тогда еще просто американского кризиса единственной отрасли. Это был ипотечный фонд American Home Mortgage, десятый по величине предприятие на этом рынке с долей в 2,5% рынка кредитов. Ее кредитный портфель в 2007 году составлял 4 миллиарда долларов. Акции предприятия подешевели на 45% после того, как не состоялась выплата ежемесячных дивидендов – рынки акций почувствовали, что с предприятием что-то не то. В конце концов стало известно, что фонд разорился. Пришлось уволить 90% персонала (из 7 000 осталось чуть больше семисот), чтобы сократить издержки. Компания начала искать покупателей своих активов, чтобы хоть как-то расплатиться с инвесторами и кредиторами. Но для мирового рынка проблемы AHM были куда более страшными. Главными инвесторами фонда были крупнейшие мировые банки – Deutche Bank и JPMorgan. Они серьезно потеряли в стоимости акций и потерпели серьезные расходы.
    В конце концов это выльется в массовое закрытие инвестиционных банков в США – на сегодняшний день закрыто порядка 350 таких организаций. Начался другой кризис – глобальный экономический, и этот кризис привел к закрытию Lehman Brothers, продаже Merrill Lynch и смене направления у таких банков, как Goldman Sachs, которые стремились получить в кризис финансирование от ФРС.
    К концу XX в. широкомасштабное развитие потребительского кредита (потребительские товары, автомобили, жилье, образование, займы малому бизнесу и т.д.) превратило США в общество потребления, когда доходы, получаемые домашними хозяйствами, использовались, в основном, на потребление и  лишь незначительная их часть направлялась на сбережения.
    Кто же обеспечивал функцию сбережений в масштабах страны, чьи накопления инвестировали развитие экономики в целом? Ответ: деньги (доллары) зарубежных экспортеров товаров и услуг на территорию США (Арабские страны, Китай, Япония, Россия и др.), которые вкладывались в облигации самых надежных банков, в государственные ценные бумаги, реализуемые через уполномоченные банки. Именно они, эти деньги, сделали доступными кредиты на недвижимость большинству заемщиков.
    Между тем, ипотечные банки стали покупать дома, выдавать под первоначальный взнос ссуду, а дом отдавать заемщику, получая от него «Закладную» как в обычной ипотеке. Заемщик формально становился собственником.
    Затем от рынка ипотечного кредитования (ипотечные банки) отпочковался «Рынок вторичных финансовых инструментов». Банки решили использовать накопившиеся у них «Закладные». Они начали выпускать ценные бумаги, обеспечением которых служили сами «Закладные». Цена домов неуклонно росла, поэтому бумаги считались надежными. Особенно высоко ценились облигации банков группы FA – «Федеральная национальная ипотечная ассоциация», созданная еще в 1938 г. Они уступали по надежности лишь «Облигациям казначейства США». FA скупала «Закладные» у банков и выставляла на продажу собственные бумаги. Вырученные средства направлялись на финансирование новых ипотечных кредитов. В  итоге, виртуальные, еще не заработанные заемщиками и не полученные банками деньги превращались в реальные дома.
    Чтобы создать конкуренцию компании FA, в 1970 г. была создана еще одна структура вторичной ипотеки – «Федеральная корпорация жилищного кредита» – FK. К началу 2008 г. FA и FK контролировали половину ипотечного рынка США, общий объем которого достиг 12 трлн. долл. Еще ранее к двум игрокам (FA и FK) присоединился третий – «Федеральная система банковского жилищного кредита» – FS.
    Рейтинговые компании США присвоили ценным бумагам FA, FK, FS – высшую категорию надежности – «AAA».  Страховые компании давали гарантию возврата вложенных в облигации средств. В эти же облигации вкладывали свои средства и пенсионные фонды США, которые обычно никогда не рискуют.
    Ипотечный кредит в США стал доступен даже малоимущим гражданам. Срок погашения увеличили до 30 лет, никакого первоначального взноса не требовали, никто особенно не проверял кредитные истории. Население США в эпоху президентства  Клинтона широко пользовалось дешевым кредитом, не зная меры. Не успев погасить один кредит, брали другой, чтобы погасить первый. Кредитование в локальном смысле начало принимать характер «финансовой пирамиды».
    Платежеспособный спрос на жилье в США был удовлетворен в конце 2005 г. После этого рубежа большинство получателей ипотечных кредитов составили лица с низкими доходами, с сомнительной кредитной историей (примерно 25% от общего числа заемщиков). Теперь уже, чтобы несостоятельный заемщик согласился взять деньги (точнее дом, за который банк заплатил своими деньгами), ему предлагали ссуду с регулируемой процентной ставкой, которая прогрессивно нарастала. На что мог рассчитывать несостоятельный плательщик?
    Так как цены на недвижимость постоянно росли, его дом (оплаченный банком) постоянно дорожал. Он мог продать дом и вернуть долг банку и остаться с прибылью. Он также мог рефинансировать свой кредит, т.е. изменить условия договора в сторону уменьшения ежемесячного платежа. Одним словом, выход был и для несостоятельных заемщиков.
    Ситуацией, при которой в сферу недвижимости вкладывались огромные деньги, начали пользоваться все, кто хотел заработать, и все у кого имелось какое-нибудь состояние. На взятые кредиты люди покупали себе недвижимость не потому, что на нее был объективный потребительский спрос, а потому что хотели заработать на перепродаже. И до поры до времени многим это удавалось, так как на тот период времени на недвижимость существовал устойчивый спрос. Можно было, купив дом, к примеру, за сто тысяч перепродать его вскоре уже за четыреста. Однако потребительский спрос на недвижимость вскоре был насыщен и даже пересыщен. И цены на нее сначала перестали расти, а вскоре и вовсе начали падать. Это и можно считать отправной точкой начала мирового экономического кризиса 2008 года.
    Тут и наступил распад «Ипотечной системы» США. Его причины заключались  в следующем:
    а) легкий доступ к кредитам (ставка понизилась до 2,5%) породил уверенность у заемщиков в покупке дома. Дешевый кредит повлек бурный рост цен на жилые дома; они удвоились, утроились. Возник «фактор ожидания», что цены на дома способны только расти;
    б) замена «Закладных» облигациями, их консолидация в «надежных руках» и продажа инвесторам. В конце концов, покупатели домов стали получать кредит в размере 100% рыночной стоимости дома.  А это прямой путь к невозврату кредита;
    в) увеличение инвестиционными банками соотношения между своим и заемным капиталом. У обычного банка это соотношение составляет один к четырем (1:4), что означает – его долговые обязательства в четыре раза превышают его собственные средства. Фактически у  инвестиционных банков заемные средства превышали собственные в 30-35 раз.
    Пока цены на дома постоянно растут, у участников рынка есть стимул извлекать выгоду из данной ситуации. Это выгодно домовладельцам, так как ценность их недвижимости растет и у них есть возможность получать «разницу рефинансирования».
    Многие американские семьи, участники рынка жилья, сполна использовали «разницу от рефинансирования». Некоторым она позволяла покупать месячный набор продуктов питания. Это было выгодно и кредиторам (ипотечным и инвестиционным банкам). Система процветала.
    Почему же банки так щедро раздавали кредиты? Откуда у них возникло такое изобилие денег? И действительно, в американской банковской системе реально появилось много избыточных денег. И это деньги инвесторов, прежде всего стран-экспортеров, направляющих свое сырье, товары на внутренний рынок США. Зарабатывая доллары, экспортеры вкладывали их в американские ценные бумаги (другая часть долларовой выручки направлялась в валютные резервы). А наиболее надежными ценными бумагами, кроме государственных облигаций США считались облигации “вторичного рынка ипотеки”.
    Когда рынок жилья в США достиг своей точки насыщения (начало 2006 г.), каждый американец желавший иметь свой дом – мог иметь его. Цены на жилье начинают снижаться. Некоторые заемщики, получившие кредит на  довольно выгодных условиях, стали пропускать свои очередные месячные платежи. В условиях падения цен на жилье домовладельцам стало просто невыгодно выплачивать прежний кредит.  Чистые убытки FA, FК, FS поползли вверх, а их акции по стоимости упали на 80%. Отметим: все ведущие банки США – это акционерные банки.
    У банков вскоре возникла необходимость возврата кредитов, которые были выданы на покупку недвижимости и земли. Множество же заемщиков возвращать все эти деньги просто не имели возможности или, пользуясь тем, что кредиты выдавались по не полному пакету документов, просто отказывались от своих обязательств. Это повлекло за собой крушение банковской системы США. Обанкротились крупнейшие банки и финансовые учреждения страны, на которых, по сути, основывалась вся или большая часть деловых и торговых отношений. Далее последовало крушение бирж ценных бумаг, банкротство целых секторов промышленности, массовая безработица. Так упала карта, которая находилась в самом верху карточного домика мировой экономической системы, за которой упал и сам домик.
    В результате невозврата кредитов акции ипотечных банков стали резко падать. За один день акции крупнейшего ипотечного банка «Леман Бразерс» снизились на 50%, и банк объявил себя банкротом. За ним последовали другие крупные ипотечные банки. Возник банковский кризис, а с ним и массовое снятие вкладов. Так, в сентябре 2008 г. за 10 дней с депозитов коммерческих банков было снято 16 млрд. долл., что привело к банкротству многих банков и разорению страховых компаний.
    Правительство США (Федеральная Резервная Система), Агентство по страхованию вкладов вынуждены были вмешаться. Начали выдавать кредиты страховым компаниям, но это не остановило падение их акций, они рухнули на 70%. Так как кредиты правительства США обеспечивали 80% стоимости акций, то крупные страховые компании, по сути, перешли в государственную собственность. А далее возникли проблемы на американском и европейском рынках «Межбанковского кредитования» (МБК). Банки резко сократили выдачу кредитов из-за возможности их невозврата (американские, европейские). Банки приостановили кредитование для накопления кредитных ресурсов. Это был удар по реальному сектору экономики.
    В связи со всеми выше описанными событиями мировая торговля, на какое-то время замерла, а потом начала откатываться назад. Расчеты, между странами ранее проходившие мгновенно и без задержек теперь стали либо задерживаться, либо не осуществляться вовсе. Америка уже не могла рассчитываться за ввозимое, к примеру, сырье для сектора металлургической промышленности из Китая, а Китай не мог предоставлять это сырье бесплатно. Таких примеров можно приводить много, но важна сама суть: платежная способность страны с первой по величине и развитию экономической системой стала критично низкой. И этот факт чуть погодя ощутил на себе весь мир.
    По закону и условиям кредита несостоятельный должник лишается права выкупа «Закладной», дом переходит в собственность банка-кредитора. Владелец дома должен съехать. После этого банк выставляет дом на продажу. Но поскольку цены на жилье упали, то продать дом по прежней (начальной) цене - проблематично; во-вторых, выселить 4 млн. должников – просто немыслимо.
    Кризис коснулся всех участников рынка, связанных с ипотечным кредитованием (банков-кредиторов, заемщиков, владельцев акций банков, владельцев облигаций под закладные, пенсионные фонды, иностранных клиентов, промышленные компании, которые также владели облигациями). 7 сентября 2008 г. обе компании (FА) и (FK) были фактически национализированы. Правительство США предложило план спасения на сумму 700 млрд. дол. (бюджет министерства обороны - 515 млрд. долл. на 2009 г.). Правительство США намерено скупить у банков, входящих в эти две ассоциации (FА; FK) – «плохие активы» (обычные акции), но не по рыночной, бросовой цене, а по их номинальной цене (номиналу). «Хорошие активы» (привилегированные акции) правительство США не собирается скупать, так как не хочет полной национализации гигантов ипотеки. Но лишних 700 млрд. дол. в федеральном бюджете все равно нет, их придется занимать с помощью внешнего рынка, при помощи стран экспортеров. И эти 700 млрд. дол. должны быть переданы в ссуду банкам-банкротам. В итоге был принят «план спасения» о выделении 1 трлн. дол. (вместо 700 млрд.).
    Европейская экономика подверглась жесткому воздействию финансового кризиса сразу же вслед за США, где стали банкротами крупнейшие инвестиционные банки страны.
    Так как финансовые институты США являются частью мирового финансового рынка, то охвативший их финансовый кризис не мог не затронуть интересы рыночных партнеров в других странах. Существующий мировой финансовый рынок представляет «всемирную паутину», связывающую национальные банки, фондовые биржи, страховые компании различных стран. Данный рынок обеспечивает миграцию ссудного и предпринимательского капитала между странами. Его важнейшее звено – банки – акционированы, имеют зарубежные филиалы и, помимо своих обычных операций (депонирование – кредитование), осуществляют межбанковские переводы денежных средств, межбанковское кредитование, покупку и продажу ценных бумаг, в том числе государственных, их размещение за рубежом.
    Вслед за резким падением акций ипотечных банков США (август 2008 г.) стремительно пошли вниз акции ипотечных банков Европы. На фондовых биржах курс таких акций не может не учитывать стоимость «фондового товара» на других рынках. Это привело к заметному снижению (до 5%) фондовых индексов на Лондонской и Франкфуртской биржах. В результате двойного удара (крах ипотеки в США; кризис европейской ипотеки) многие крупные европейские банки потеряли значительную  часть своих финансовых активов (акции и облигации, выпущенные ипотечными банками). Потеря финансовых активов европейскими банками ограничило их возможности в области межбанковского кредитования (получение кредитов под наличные финансовые активы), что затормозило операции по кредитованию клиентов. Банки-должники на рынке межбанковского кредитования, стремясь спасти свои финансовые активы и выплатить долги, вообще (завышая процентные ставки) прекращают кредитование. Наконец, иные  коммерческие банки прекращают кредитование клиентуры под предлогом «невозврата кредитов», ссылаясь на опыт США.
    Сжатие кредита европейскими банками наносит сильнейший удар по отраслям экономики, зависящим от текущего долгового финансирования (строительство, автомобилестроение и др.).
    Торможение и прекращение кредитования клиентуры коммерческими банками воспринимается вкладчиками как фактор их ненадежности, что вызывает массовое изъятие денег вкладчиками для спасения своих сбережений. Кредитование промышленного сектора прекращается, начинается спад производства, бегство инвесторов, рост безработицы.
    В условиях мировой глобализации (в том числе и в международных экономических отношениях) когда все зависят друг от друга, современную мировую экономическую систему можно отождествить не иначе как с огромным карточным домом, в каждом отдельном окне которого «живет» одна конкретная национальная экономическая система. Мощнейшей, а значит и главенствующей среди них всех накануне начала кризиса была экономика США. С экономическим развитием Америки деловыми и торговыми отношениями были тесно связаны множество передовых стран мира: более 70 % мирового расчета за различные торговые операции во всем мире осуществлялись американской национальной валютой.
    В 2008 году начал сходить на нет тренд, который шел примерно с начала 2000-х годов. Он был связан с ростом цен на агропромышленные товары и нефть Стоимость «черного золота», в частности, достигла $147 за баррель. Показатель достигнут в июле 2008 года, но максимум после этого уже никогда не был достигнут. На фоне роста цен на нефть растут цены на золото – инвесторы уже тогда начали подозревать неприятный исход всей ситуации.
    Вскоре начинается снижение – и в октябре 2008 года стоимость барреля нефти составила всего $61, а в ноябре подешевела еще на $10. Это и была первая причина – естественное снижение цен и индексов, связанное со снижением потребления в США и ипотечным кризисом там.
    Вместе со снижением в Европе происходят несколько неприятных новостей. Например, процесс, связанный с информацией о нецелевом расходовании средств трейдером банка Societe Generale, крупнейшего французского универсального банка – его специалист по инвестициям Жером Карвьель стал, с одной стороны, злодеем, который фактически разорял компанию, с другой – невольным Робином Гудом, который показал основные недочеты в работе крупнейшей в своей стране финансовой организации. Его случай показал, насколько свободно разрешалось трейдерам распоряжаться с пассивами нанявшего их предприятия. В 2011 году эта история повторится уже в Англии. Информация о таких многочисленных финансовых проблемах европейских и американских компаний (например, неожиданное обнаружение финансовой пирамиды Бернарда Мейдоффа) только подбросили масла в огонь кризисной паники, что поддерживало негативный тренд, взятый мировыми индексами летом.
    Также начинается агфляция – рост цен на агропромышленные товары. Это вторая причина мирового кризиса. Индекс цен ФАО, напротив, постоянно рос. Но самых высоких позиций показатель агфляции достиг уже в 2011 году.
    На фоне этого движения показателей с лета 2008 года начала снижаться стоимость акций крупных предприятий – международные индексы пошли вниз. Во многом это было связано с тем, что компании в поисках прибылей участвовали в слишком рискованных сделках, что нанесло им в итоге непоправимый урон. Начали снижаться объемы покупаемых продуктов автопромышленной отрасли. В 2008 году объемы покупаемых машин упали на 16%, а в США – на 26%, что привело к снижению спроса на металлы и снижению объемов производства металлургии, а значит, и к увольнениям в секторах машиностроения и металлургии и других смежных отраслях.
    В первом квартале 2009 года фондовые биржи США и Европы обогнали такие развивающиеся страны, как Китай и Бразилия. Бразилия и Россия увеличили свои ставки на 9 % в местной валюте; в Индии индекс цен оказался положительным, в Шанхае (Китай) сложный индекс цен вырос на 30 %, что может быть обосновано прочностью и устойчивостью финансового сектора на вышеупомянутых рынках, а также стремлением к рискованным инвестициям.
    Хронология событий, свидетельствующая о развитии кризиса: - денежные потоки снизились с 1,2 трлн. долларов США (2007) до 707 млрд. (2008) и к 2009 году - до 363 млрд. долларов США;
 - в апреле 2009 года сообщалось о том, что в результате кризиса уровень безработицы в арабском мире явился "бомбой замедленного действия". Также говорилось о том, что Египет опасается возвращения 500 000 рабочих из стран Персидского залива;
 - в марте 2009 года сообщалось о том, что в связи с кризисом, арабский мир потерял 3 млрд долларов (соответственно, в англоговорящем мире до 3 трлн. долларов);
 - в результате кризиса, 2009 год стал тяжелым для Всемирного банка во многих арабских странах. Ухудшение экономических условий способствовало появлению массового движения протеста в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке, в частности в Тунисе, Ливии, Египте и Сирии. В первых трех указанных странах были свергнуты самодержавные правительства;
 - в мае 2009 года сообщалось о том, что в докладе Организации Объединенных Наций говорится о спаде иностранных инвестиций на Ближнем Востоке;
 - в сентябре 2009 года сообщалось о том, что с момента начала мирового финансового кризиса арабские банки потеряли около 4 миллиардов долларов.
    В феврале 2008 года информационное агентство «Рейтер» сообщило о том, что уровень инфляции поднялся до рекордной отметки по всему миру. В середине 2008 года данные МВФ показали, что за счет увеличения валютных резервов инфляция достигала самого высокого уровня не только в странах-экспортерах нефти, но и во многих развивающихся странах. В сравнении с этим, уровень инфляции в развитых странах увеличился не так сильно.
    В 2009 году проблема обрела противоположный характер: экономический прогноз указал на дефляцию, по причине которой, например, ФРС снизили процентные ставки практически до 0 %. В 2011 году данные Международной организации труда показали, что достигнут рекордный уровень безработицы, 205 миллионов безработных по всему миру.
    Но была последняя, глобальная причина. Она была связана с ростом ставки LIBOR в США – ставка росла оттого, что с 2002 по 2008 годы дешевел доллар. Он и сейчас продолжает падать в цене, но в 2008 году весь мир вдруг понял, что на фоне роста экономик и рынков инвестиций никто и не подумал, что необходимо иметь запасную альтернативу доллару. Через три года, летом 2011 года, эта проблема снова будет звучать в масс-медиа.
    Спасение США и мировой волюты переходит в плоскость политических решений и скороспелых технологий, которые накладываясь на законсервированные конфликты, помноженные на амбициозных бездарностей от политики вылились: в революционные потрясения на севере Африки, затем – Ближнем востоке, войне в Сирии, умеренное давление на экономику Европы через удачно выстроенный конфликт «Украина-Россия-Крым» и последовавшими затем экономическими санкциями,.. сочетание тер. актов в странах с более независимой политикой и потоком беженцев с вялыми потугами посредничества и умиротворения США – все план выстраиваемый во имя выздоравливания «долларовой мировой экономики».
    Манипуляции с политиками и экономикой «локомотива Евросоюза» - Германией для США становится приоритетным направлением, так как расширяется зона активного воздействия на обязательства и связи в Европе (Греция, Испания, Португалия, Ирландия и др.) и опять-таки – Россию. Здесь уместно вспомнить уроки итогов и последующих десятилетий по окончанию Первой и Второй Мировых войн и тот экономический и политический опыт, полученный США.
    Великие кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов, политиков и историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научных статей. Причем однозначные ответы не удается найти даже последующим специалистам по экономической истории. Феномен Великой депрессии 1930-х годов так и не получил окончательного разрешения: по сей день продолжаются дискуссии и о причинах ее развертывания, и об адекватности мер антикризисной политики Ф.Д. Рузвельта.
    Германия входит в состав ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике.
    Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 30,1% (в 2008г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии. Предметы экспорта: машины и оборудования, транспортные средства, химическая продукция, металлы, продовольствие, текстиль.
    Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - EON и RWE или группа Bosch.
    В начале 2008 года угроза мирового финансового кризиса была еще весьма абстрактной. Все первое полугодие правительство Германии было занято проблемой налоговых оазисов в Европе. В феврале прокуратура выдала ордер на обыск офиса главы почтового концерна Deutsche Post Клауса Цумвинкеля (Klaus Zumwinkel), а также его виллы в Кельне. Топ-менеджера обвинили в том, что, прибегнув к услугам частного инвестиционного фонда в Лихтенштейне, он уклонился от уплаты налогов на сумму 1,2 миллиона евро.
    Считанные недели спустя в руках немецких правоохранительных органов оказался компакт-диск, на котором содержались данные о сотнях налогоплательщиков, "пристроивших" свои деньги в лихтенштейнских банках. Несколько десятков "налоговых беглецов" поспешили возместить потери, нанесенные бюджету Германии, и таким образом избежали преследования. В отношении остальных были возбуждены уголовные дела.
    Генеральный секретарь Христианско-демократического союза Рональд Пофалла (Ronald Pofalla) заявил, что считает "возмутительным" тот факт, что в Европе существуют "налоговые оазисы", которые переманивают к себе капитал из других государств ЕС, и структуры, которые занимаются трансфером этих денежных средств, таким образом косвенно способствуя уклонению от налогов.
    В начале лета головной болью немцев стали растущие потребительские цены. Личный транспорт медленно, но верно превращался в предмет роскоши. Литр бензина марки Super стоил 1,60 евро, литр дизельного топлива - 1,58 евро. Производители топлива виноватыми себя не чувствовали: цена за баррель сырой нефти подскочила до 150 долларов США.
    В конце июня 2008 года рекордного уровня достиг и курс евро - 1,68 доллара. Однако экономика Германии пострадала не так сильно, как ожидалось: ведь почти две трети немецкого экспорта приходится на еврозону. Однако другие страны ЕС, например Франция и Италия, пострадали от ослабления доллара сильнее, и это также негативно отразится на конъюнктуре Германии. К концу года курс евро стабилизировался. И это, позволит Германии сохранить за собой статус мирового лидера по экспорту, вновь опередив Китай. Впрочем, подобные амбиции сегодня отошли на задний план. Потому что и Германии, и Китаю предстоит борьба куда более серьезная - борьба с рецессией, вызванной мировым финансовым кризисом.
    Финансовый кризис добрался до Германии в конце лета. Тогда о миллиардных потерях сообщил ряд земельных банков, а ипотечный мюнхенский банк Hypo Real Estate был спасен от банкротства только благодаря госпомощи в размере 35 миллиардов евро под госгарантии, но этой суммы оказалось недостаточно. Чтобы не допустить банкротства HRE, германский стабфонд SoFFin предложил выкупить обесценившиеся акции у акционеров банка и до мая 2009 года ему удалось приобрести 47,3% акций. Впоследствии к этой сумме правительство вынуждено было добавить еще 50 миллиардов.
    13 октября Берлин принял первый антикризисный пакет в размере 500 миллиардов евро. Однако на госпомощь банки могли рассчитывать только при выполнении ряда условий: никаких премиальных и дивидендов до выхода из кризиса, размер вливаний не должен превышать 10 миллиардов евро, а зарплаты менеджеров - 500 тысяч евро в год. Ангела Меркель от своего имени и от имени министра финансов заверила вкладчиков, что им не нужно опасаться за свои сбережения. Тем временем банковский кризис медленно, но верно подбирался к реальному сектору экономики.
    Первыми о падении продаж объявили автопроизводители и начали переводить своих сотрудников на сокращенный рабочий график. Химический концерн BASF приостановил работу 80 заводов.
    Дочка General Motors компания Opel обратилась к правительству с просьбой о поручительстве. Страны Евросоюза начали объединять усилия по борьбе с кризисом. На встрече в верхах 12 декабря Евросоюз принял пакет по стимулированию конъюнктуры на сумму в 200 миллиардов евро. Берлин готов выделить для этих целей 50 миллиардов.
    Несмотря на то, что эксперты называют 2008 год "безумным", подводя его итоги, они находят и некоторые положительные для Германии тенденции. Так, сокращение спроса на нефть привело к падению цены на "черное золото" - ниже 50 долларов за баррель. Это хорошая новость для Европы. Рост евро прекратился, цены на продукты упали, остался позади период непрерывной инфляции в еврозоне. На удивление спокойно на кризис реагирует и рынок труда в Германии. Два месяца подряд - в октябре и ноябре - число безработных не превышало 3 миллионов.
    В 2009 г. экономика Германии сократилась примерно на 2,25%. Одной из причин отрицательного экономического развития послужило существенное снижение объемов немецкого экспорта. Мировой финансовый кризис привел к снижению спроса на продукцию немецких компаний, приведя к сокращению объема заказов практически по всему спектру товаров. В частности, заметно сократился экспорт автомобилей и промышленного оборудования. Следовательно, падение спроса на товары из Европы на развивающихся и развитых рынках крайне негативно сказалось на потенциале германского бизнеса.
    В Германии резко возросло число банкротств предприятий. Большое количество немецких фирм из-за экономического кризиса объявили себя банкротами. В сентябре 2009 года в Германии было зарегистрировано 2910 случаев финансовой несостоятельности - на 17,4% больше, чем в сентябре 2008 года.
        Большинство больших фирм во всём мире сокращают расходы самым простым способом: увольняют "лишних" сотрудников. Так что кризис в Германии породил рост безработицы. С начала мирового экономического кризиса в Германии потерял работу каждый девятый наемный работник. С октября 2008 года по сентябрь 2009 года без работы остались 3,2 миллиона человек. Наиболее негативно кризис отразился на работниках, заключивших временные договоры. Жертвами кризиса стали также занятые в гастрономии и гостиничном хозяйстве, строительстве и аграрном секторе.
    Правительство Германии приняло антикризисный пакет мер общим объемом порядка 500 миллиардов евро, который предполагал до конца 2009 года не только государственные гарантии межбанковских кредитов, но и прямые финансовые вливания для увеличения собственных капиталов банков. Для финансирования антикризисного пакета был создан стабилизационный фонд в объеме 400 миллиардов евро.
    Сохранение и в дальнейшем чрезвычайной ситуации на финансовых рынках потребовало от крупнейших стран ЕС более четкой координации действий и определенной корректировки первоначальных позиций. В этой связи в ходе саммита ЕС в Париже 13 октября 2008 г. была принята Программа совместных действий, центральным пунктом которой стало решение Еврогруппы обеспечить гарантии не только по частным вкладам, но и по межбанковским кредитам. Другая важная мера, одобренная Еврогруппой – рекапитализация. Государства взяли на себя обязательства прийти на помощь любому системообразующему банку, оказавшемуся в тяжелом положении. Речь фактически шла о том, что государства будут скупать крупные пакеты акций, т.е. практически о национализации. Суть программы заключалась в предоставлении гарантий по обеспечению банковской ликвидности и рекапитализации банков в случае необходимости сроком до 31 декабря 2009 года.
    Глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 году, в 2010 году в ЕС вылился в серьезный кризис суверенных долгов. Весной 2010 года возникла реальная угроза дефолта Греции, а вслед за ней и ряда других стран южной (Португалия, Испания, Италия), восточной (Венгрия, Румыния, Болгария, Украина, Латвия и Литва) и северной (Исландия, Ирландия) Европы, накопивших в ходе кризиса колоссальные государственные долги и дефициты бюджетов.
    В мае 2010 года министры финансов стран еврозоны объявили о создании механизма финансовой стабильности, в рамках которого обремененные долгами страны могут рассчитывать на помощь партнеров по валютному союзу из фонда экстренной помощи общим размером до 750 миллиардов евро. Было объявлено, что большая часть из этих средств будет предоставляться самими странами еврозоны, также участие в фонде примет Международный валютный фонд.
    В мае 2010 года Греция избежала дефолта по 300;миллиардному долгу, согласившись провести ряд жестких экономических реформ, стабилизировать бюджет и реформировать социальную отрасль в обмен на трехлетний 110;миллиардный пакет кредитов, 30 миллиардов евро из которого должны поступить от МВФ. В марте 2012 года МВФ и Европейский фонд финстабильности (ЕФФС) одобрили вторую программу финансовой помощи Греции, общий объем которой составил 130 миллиардов евро.
    В декабре 2010 года была одобрена финпомощь Ирландии на сумму до 85 миллиардов евро от ЕС и МВФ, а также за счет внутренних ресурсов страны.
    Португалия стала третьим, после Греции и Ирландии, государством еврозоны, из-за долговых проблем и проблем финансового рынка обратившейся за внешней поддержкой. В мае 2011 года Совет министров экономики и финансов ЕС (Экофин) одобрил программу поддержки Португалии от ЕС и МВФ общим объемом 78 миллиардов евро.
    В июле 2012 года Совет министров финансов стран еврозоны (Еврогруппа) одобрил выделение финансовой поддержки проблемным банкам Испании на сумму до 100 миллиардов евро. Страна считается одной из наиболее проблемных в еврозоне.
    В Австрии международный финансовый кризис и последующий глобальный экономический спад привел к резкому, но недолгому падению австрийской экономики. ВВП страны сократился на 3,9% в 2009 году, но приобрел положительные темпы роста (около 2%) уже в следующем 2010 году и 3% — в 2011 году.
    В феврале 2012 года правительство Австрии утвердило план экономии бюджетных средств и увеличения налогов на общую сумму 27 миллиардов евро, который властям предстоит реализовать в течение 2012;2016 годов.
    Италия на протяжении 2012 года переживала серьезные экономические трудности. В феврале 2012 года страна вступила в стадию технической рецессии после того, как в течение двух кварталов продемонстрировала отрицательный прирост экономики, что и является основным показателем вступления в эту стадию. Правительство было вынуждено принять несколько жестких антикризисных программ, которые направлены на сокращение расходов и восстановление экономики страны, а также запустить ряд реформ, в том числе пенсионную и трудового законодательства.
    Нидерланды в период экономического спада пострадали от падения цен на жилье, сокращения объемов строительства, снижения потребительских расходов и инвестиций, правительственных мер жесткой экономии, сокращения экспорта и долгового кризиса еврозоны. По данным Евростата, в третьем квартале 2012 года нидерландская экономика сократилась на 1,1% в годовом исчислении — хуже, чем в Испании, Португалии и Италии, а уровень безработицы подскочил до 15;летних максимумов.
    В декабре 2011 года Кипр, испытывающий серьезные экономические трудности из;за долговых проблем соседней Греции, получил от России кредит в 2,5 миллиарда евро.
    В марте 2013 года экономика Кипра оказалась на грани краха после требования Еврогруппы ввести налог на депозиты. Однако Кипру пришлось согласиться на санацию своей банковской системы и списание части депозитов в обмен на 10;миллиардный пакет помощи ЕС. 18 апреля 2013 года парламент Кипра одобрил повышение налога на компании с 10% до 12,5%; увеличение налога на проценты по депозитам с 15% до 30%, которые будут идти на оборону; увеличение специального налога на финансовые учреждения с 0,11% до 0,15%. Принятие данных законов открывает путь для предоставления ликвидности примерно на 2 миллиарда евро из Европейского механизма финансовой стабилизации.
    В апреле 2013 года на пороге долгового кризиса оказалась Словения. Дефицит бюджета страны значительно вырос во время экономического спада, и восстановление государственных финансов оказалось более трудным, несмотря на заметный прогресс в 2012 году. В случае если власти не смогут изменить свою экономическую политику, госдолг Словении может удвоиться и превысить ее ВВП. Осложняет положение дел Словении и то, что страна переживает серьезный банковский кризис, вызванный чрезмерными внешними рисками, слабым корпоративным управлением в государственных банках и недостаточно эффективными инструментами контроля в секторе.
    Во Франции в начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Soci;t; G;n;rale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд.  евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд. евро. 18 января 2008 года операции объявили мошенническими и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках.
    Правительство Франции в рамках поддержания банковской системы страны в условиях глобального финансового кризиса в октябре 2008 года выделило шести крупнейшим банкам страны 10,5 миллиардов евро. Среди банков, получивших кредит — Credit Agricole, BNP Paribas и Societe Generale.
    В Дании спад ВВП составил 0,6 % в первом квартале 2008 года.
    Эстония показала спад 0,9 % во втором квартале после 0,5 % в первом, в результате страну поглотила рецессия.
    В Латвии падение на 0,2 % во втором квартале после 0,3 % в первом, в результате также произошла рецессия.
    Швеция показала нулевой рост во втором квартале.
    Экономика Европейского союза сократилась на 0,1 % во втором квартале.
    В еврозоне в целом в 2013 году промышленное производство упало на 1,9 % в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8 % в мае по сравнению с предыдущим годом. Объём розничных продаж упал на 0,6 % в июне по сравнению с маем и на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырёх самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объём экономики еврозоны уменьшился на 0,2 %.
    Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5 %, это был рекордный спад с 1983 года. Однако Центральный статистический офис Ирландии сообщил о росте ВНП около 0,8 %, в Ирландии правительство считает ВНП более точным признаком определения состояния экономики. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5 %, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошёл в рецессию.
    Хотя Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы в стране увеличился на 425000 за последний год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет.
    9 октября 2008 года министр финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001, для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands hf на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса, получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.
    В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.
    По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.
    Европейский центральный банк (ЕЦБ) предпринял первые меры с некоторым опозданием. Основными мерами стали жесткая экономия и ограничения общественно-государственных расходов, что привело к кредитной недостаточности и сложному доступу к кредитованию как потребительскому, так и производственному.
    Кризис быстро распространился на несколько европейских стран, некоторые из которых пострадали от серьезных последствий. В Дании экономический спад (шесть месяцев отрицательного экономического роста) начался в первом квартале 2008 года. Во втором квартале 2008 года экономика еврозоны сократилась на 0,2 %. Самое большое снижение отмечено во Франции (-0,3 %) и Германии (-0,5 %). Экономики других стран, таких как Испания, избежали спада (+0,1 %), но и выросли незначительно — с учётом сильного роста уровня безработицы.
    7 октября 2008 года состоялось заседание ECOFIN, организации Европейского совета, состоящей из министров экономики и финансов стран-участниц, а также министров бюджета, на тот случай, если начнутся обсуждения бюджетных вопросов. В результате, вынесли решение о том, что в начальный период (не менее одного года) все государства должны обеспечить гарантированную возможность получения личных депозитов физическими лицами в размере не менее 50.000 евро.
    В то же время, испанское правительство объявило о том, что решено поднять минимальные гарантии вкладов в банках и сберегательных банках для частных владельцев и организаций с 20.000 евро до 100.000.
    В октябре Европейский центральный банк снизил ключевую процентную ставку с 4, 25 % до 1, 25 %, что больше, чем в США. Так как Европа представляет 30 % мировой торговли, кризис в ней послужит причиной задержки восстановления мировой экономики.
    Экономический кризис внес свои коррективы в планы расширения Евросоюза. 2013 — шестое расширение (присоединилась Хорватия).
    В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции: Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
    Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
    В 2013 г. экономика Европейского Союза продолжила испытывать серьезные проблемы. По итогам года ВВП интеграционной группировки не вырос, а в зоне евро вновь наблюдался спад, хотя по сравнению с 2012 г. сокращение ВВП оказалось меньшим. Серьезные опасения в ЕС вызывает социальная обстановка, прежде всего продолжился рост безработицы, особенно молодежной. В целом уже каждый девятый работник в ЕС оказался на улице. При этом немалую угрозу для устойчивости региональной интеграции представляют сохраняющиеся контрасты между отдельными странами-членами. Так, в Греции и Испании в 2013 г. свыше четверти экономически активного населения не имели работы, причем в 2014 г. ситуация не улучшилась. Напротив, в Германии, Австрии и Люксембурге уровень безработицы ниже 6%. Многие эксперты в ФРГ всерьез говорят о приближающемся положении «полной занятости». В ряде отраслей германской экономики уже очевиден дефицит кадров.
    Тем не менее, именно к концу 2013 г. прекратились, по сути, разговоры о кризисе интеграционного проекта в ЕС. Летом 2013 г. Европейский Союз вновь провел территориальное расширение - 28-м членом стала Хорватия. В 2014 г. - расширение зоны евро за счет присоединения Латвии. Устойчиво более высокие темпы роста ВВП и относительно благополучное положение на рынках труда в крупных членах ЕС вне пределов зоны евро делают все более отдаленной перспективу интеграции в экономический и валютный союз не только Великобритании, Швеции и Дании, но и многих стран Центральной и Восточной Европы, включая Польшу.
    Увеличивается германская и в целом общеевропейская помощь наиболее проблемным странам Южной Европы. При этом продолжается реформирование банковской системы и в целом финансового сектора ЕС. Улучшается бюджетная дисциплина стран-членов. В 2014 г. лишь Франция и некоторые малые страны имеют больший дефицит бюджета, нежели в 2013 г. Вместе с тем в рамках 3%-ного Маастрихтского порога удерживаются лишь Германия, Австрия, Люксембург, Эстония и Финляндия, а также с небольшим отрывом - Бельгия и Италия.
    К концу 2013 г. происходит явное оживление экономики в большинстве стран ЕС, что свидетельствует о выходе экономики ЕС из зоны турбулентности. Вместе с тем не разделяется оптимизм Еврокомиссии в отношении Греции, которой предложены меры экономического демпфирования при заметном замедлении спада личного потребления на фоне продолжающегося увеличения чистого экспорта и вхождение Греции в Маастрихтские рамки по бюджетному дефициту и начало сокращения отношения госдолга к ВВП. Проблема Греции состоит в отсутствии предпосылок для долгосрочного улучшения платежного баланса за счет заметного повышения конкурентоспособности национальной экономики. Греция традиционно выделялась отрицательным сальдо счета текущих операций платежного баланса. Отрицательное сальдо торговли товарами, причем как с партнерами по ЕС, так и с третьими странами определяет дефицитность платежного баланса. Что касается торговли услугами, то за счет прежде всего туризма и транспортных услуг Греции удается достигать существенного положительного баланса, однако он не перекрывает отрицательное сальдо торговли товарами.
    Антикризисные меры позволили уже в 2012 г. значительно уменьшить отрицательный баланс. При этом Греции не удалось нарастить экспорт услуг - сокращение происходило за счет уменьшения дефицита торговли товарами. Так, явно неблагоприятным фактором для развития иностранного туризма в Греции служит тяжелая социально-политическая обстановка в стране, вызванная глубоким экономическим кризисом. В 2013 г. европейские эксперты с большим оптимизмом стали смотреть на перспективы туристического сектора Греции как локомотива национальной экономики. Однако нельзя забывать, что успехи Греции в данной отрасли во многом объясняются не результатами ее антикризисной политики, а неблагоприятной ситуацией в средиземноморских странах- конкурентах - от тяжелого экономического положения на Кипре как продолжения развития кризиса в зоне евро - хотя у страны есть и сугубо внутренние причины неблагоприятной хозяйственной динамики, до негативных последствий Арабской весны.
    Как экспортер товаров Греция во все большей степени становится поставщиком продукции с низкой добавленной стоимостью на внешние рынки, в том числе за счет переработки импортируемого сырья. Небольшие позитивные сдвиги в греческом машиностроительном комплексе многократно перекрыты наращиванием экспорта нефтепродуктов, во многом за пределы ЕС. Импорт Греции сократился в основном за счет свертывания поставок из стран ЕС. В итоге удельный вес ЕС в товарной торговле Греции заметно снизился. Из-за протекционизма ЕС в сельском хозяйстве Греция закупает мясную и молочную продукцию у партнеров по интеграционной группировке, что явно не способствует уменьшению отрицательного сальдо торговли товарами. Греция в условиях кризиса сворачивает импортные поставки из стран ЕС промышленного оборудования, автомобилей и потребительских товаров. Это связано в первую очередь с падением доходов греческого населения. В условиях крайне высокой безработицы трудно ожидать иного сценария и в дальнейшем. Снижение внутреннего спроса негативно сказывается и на динамике ВВП.
    Основной акцент 2014 в ЕС смещается на повышение глобальной конкурентоспособности интеграционной группировки в целом. Эта цель реализуется по двум векторам - улучшение условий торговли и инвестиций с основными партнерами - начиная с США, а также ускорение перехода к инновационной экономике и повышению уровня занятости через более эффективное расходование средств в рамках нового многолетнего финансового плана 2014-2020 гг. - вокруг структуры ассигнований которого в ЕС ведутся большие споры, но в середине ноября 2013 г. Европарламент все же дал «зеленый свет» принятию общего бюджета интеграционной группировки. Финансовая интервенция американцев в экономику ЕС – это как раз и есть один из элементов спасения доллара.
    Идея создания зоны свободной торговли -  ЗСТ между США и ЕС существует давно. По крайней мере, последние два десятилетия она эпизодически интенсивно обсуждалась на экспертном уровне. Периодически США и ЕС подписывали документы, которые должны стимулировать новые этапы трансатлантической экономической интеграции. Значимым событием стало учреждение в апреле 2007 г. Трансатлантического экономического совета. В активную фазу переговоры о создании ЗСТ между США и ЕС вступили в 2013 г. после заявления президента Б. Обамы в феврале 2013 г. В июне было принято окончательное решение о начале переговоров по созданию ЗСТ. Их первый раунд состоялся уже 8-12 июля в Вашингтоне. Важно подчеркнуть, что речь идет не о создании ЗСТ в классическом смысле слова, ведь и сейчас между ЕС и США лишь порядка 4% товаров облагается пошлинами. Выигрыш для экономики ожидается от сокращения бюрократизации и нетарифных ограничений - в том числе в сфере услуг, гармонизации законодательства и стандартов на промышленные товары и продукты питания, прозрачности регулирования госзаказов. Большие ожидания возлагаются на инвестиционную составляющую двусторонних отношений.
    В Брюсселе 11-15 ноября 2013 г. после месячной задержки из-за приостановки работы правительства в США прошел второй раунд торговых переговоров о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Третий раунд в середине декабря 2013 г. в Вашингтоне. Импульсом для активизации переговоров о создании ЗСТ между США и ЕС стал мировой экономический кризис, а также пробуксовка многосторонних переговоров в рамках ВТО, которую ведущие страны пытаются смягчить путем развития сети двусторонних соглашений.
    Тем не менее, на пути создания ЗСТ между ЕС и США существует немало препятствий. Никуда не делась острая конкурентная борьба между трансатлантическими партнерами в авиастроении, где пользующиеся господдержкой крупнейшие концерны регулярно подают жалобы в ВТО. Большие вопросы в ЕС вызывает ослабление протекционизма в сельском хозяйстве и других отраслях - например, французской киноиндустрии. Учитывая жесткость переговорщиков с обеих сторон, вряд ли стоит ожидать завершения переговоров уже в 2014 и 2015 гг.
    В целом со стороны ЕС наблюдается явная смена самой парадигмы ЗСТ. Либерализация торговли и инвестиций рассматривается как способ оживления экономики стран ЕС, в особенности зоны евро. В этой связи в качестве наиболее желательных партнеров выбираются именно страны ОЭСР, тогда как до середины 2000-х годов ЕС вел переговоры с заведомо более слабыми в экономическом отношении партнерами, навязывая им свои условия ЗСТ. Первым примером ЗСТ нового формата стало соглашение с Южной Кореей, подписанное осенью 2011 г. после трехлетних переговоров.
    Крайне важным обстоятельством стало успешное завершение в октябре 2013 г. четырехлетних переговоров о подписании торгово-экономического соглашения с Канадой, которое обеспечивает создание ЗСТ и с этим важным торговым партнером ЕС. При этом данное соглашение, которое вступит в силу в 2014 г., в ЕС ценится безотносительно к переговорам с США, поскольку Канада стала первым участником Большой Восьмерки, который ликвидирует пошлины на более чем 99% товаров в торговле с ЕС. Кроме того, соглашение создает условия для дальнейшей либерализации торговли услугами и взаимных инвестиций Канады и ЕС.
    В апреле 2013 г. стартовали переговоры ЕС по созданию ЗСТ с Японией. Продолжаются аналогичные переговоры ЕС с Индией и несколькими странами АСЕАН (Сингапуром, Малайзией, Вьетнамом, а с 2013 г. также Таиландом). При этом торговые переговоры с Сингапуром, которые велись, начиная с 2010 г., в сентябре 2013 г. успешно закончились подписанием соглашения, однако инвестиционные переговоры все еще продолжаются, причем по другим странам АСЕАН также принято решение начать обсуждать вопросы либерализации капиталовложений. Среди менее значимых партнеров можно выделить Марокко и другие ближневосточные, а также ряд латиноамериканских и южноафриканских государств, причем со многими ЗСТ заработали как раз в 2013 г.
    Из других инициатив ЕС по развитию внешнеэкономических связей, которые должны способствовать оживлению хозяйственной динамики в интеграционной группировке, можно назвать решение о начале переговоров с Китаем по инвестиционным вопросам принято в октябре 2013 г. и готовившееся, но сорвавшееся подписание соглашения с Украиной о «глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». Правда, нельзя забывать, что борьба за экономическое влияние на Украине между Россией и ЕС в 2014 г. продолжилось. При этом на выбор Украины не в последнюю очередь влияет дальнейший опыт - позитивный либо негативный, тех участников Восточного Партнерства, которые на саммите в Вильнюсе парафируют с ЕС аналогичные соглашения (Грузия и Молдова в Вильнюсе парафировали соглашения об ассоциации с ЕС, а Азербаджайдан подписал соглашение о либерализации визового режима с Евросоюзом).
    На этом фоне развитие отношений ЕС с Россией, одним из ключевых «стратегических партнеров» интеграционной группировки, в торгово-инвестиционной сфере не демонстрирует прорывов, зато все больше приобретает символический характер. Очередным примером может стать открывшийся 25-27 ноября 2013 г. «Год науки Россия-ЕС». В одной из совместных презентаций Россия названа наиболее успешным «международным» партнером 7-й Рамочной программы ЕС - главном инструменте наднациональной научно-технической политики в 2007-2013 гг. При этом с гордостью сообщается, что Россия потратила примерно 300 млн. евро на участие в строительстве Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах в Гамбурге. Не менее значимы российские капиталовложения и в такой мега-проект на территории ЕС, как FAIR.
    На самом же деле Россия по числу национальных участников едва обгоняет США, уступая Швейцарии, Израилю, Норвегии и Турции - которые в отличие от России в научных исследованиях ЕС считаются европейскими странами. При этом дисбаланс в сторону физики и смежных дисциплин является гипертрофированным. В других науках ученые из России и ЕС, даже если устанавливают устойчивые исследовательские контакты, нередко делают это в обход общеевропейских или двусторонних программ. Наиболее ярким примером оказываются общественные и гуманитарные науки - их роль в 7-й Рамочной программе ничтожна, а по линии РГНФ в 2013 г. совместные конкурсы реализовывались лишь с 4 странами - Франция, Германия, Финляндия и Греция. В результате на партнерство с ЕС пришлось только 22 из 118 поддержанных РГНФ проектов, в том числе 4 из 54 новых.
    При этом важно подчеркнуть, что в связи с принятием на 2014-2020 гг. нового многолетнего финансового плана, где впервые сокращены бюджетные расходы ЕС на 3,4% по сравнению с 2007-2013 гг., проводится ревизия содержания всех основных направлений наднациональной политики ЕС. На фоне продолжающегося снижения роли общей сельскохозяйственной политики и оптимизации политики сплочения ставка все больше делается на научно-техническую политику ЕС. Хотя ее вклад в общем бюджете ЕС по-прежнему невелик, ассигнования по сравнению с 2007-2013 гг. возрастают на 30%.
    Другим приоритетом ЕС является политика повышения конкурентоспособности для устойчивого роста и создания новых рабочих мест. Очевидно, что основные усилия по этим направлениям должны предприниматься на уровне государств-членов - ЕС может реализовывать главным образом лишь корректирующие меры. Однако финансовый, да и управленческий потенциал отдельных стран интеграционной группировки сильно различается, причем экономически наиболее успешные государства в 2014 г. опять будут иметь в ЕС лучшие возможности дальнейшего повышения своей конкурентоспособности в глобальной экономике. Кризис в европейской экономике завершается, при этом рост наблюдается почти во всех экономиках Евросоюза. Таким образом, европейская экономика перестает быть источником риска возникновения «второй волны» кризиса в мировой экономике.
    В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла ее предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.
    Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам.
    Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению США, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.
    Ограничения затрагивают не государство в целом, а отдельных резидентов страны: физические лица и коммерческие структуры. Если ознакомиться с отраслевой структурой санкций, то можно заметить, что они направлены против конкурентоспособных на данный момент отраслей российской экономики: нефтяной, газовой, банковской.
    Если рассмотреть направления налагаемых санкций в нефтяной отрасли, то можно установить, что они, в первую очередь, направлены на российские нефтяные компании и их дочерние предприятия. Во-вторых, санкции запрещают экспортировать в Россию товары и технологии для освоения месторождений нефти и нефтепереработки. В-третьих, санкции содержат запрет на инвестиции в энергетические секторы России.
    Если рассмотреть баланс сил стран на мировом рынке нефти, то можно заключить, что данный рынок в большей частью контролируется трансконтинентальными компаниями, принадлежащими США и Великобритании: Chevron, ExxonMobil, Shell, и т. д. При этом США, в отличие от Великобритании является крупнейшим потребителем нефти. Однако, несмотря на лидирующие позиции по потреблению, в период с 2006 по 2013 год США увеличила объем добычи нефти на 48 %, сократив при этом объемы импорта в 2 раза.
    Вторым крупнейшим потребителем нефти после США является Европейский Союз. Европа импортирует 70 % (530 млн. тонн) от объема потребления нефти, и в отличие от США. Данная зависимость увеличивается ввиду падения объемов внутренней добычи. Европейский Союз является самым перспективным рынком для экспортеров нефти. Треть поставок нефти в Европу обеспечивается Россией.
    В результате роста добычи нефти внутри США, американские и британские трансконтинентальные компании, которые ранее поставляли нефть из стран ближнего Востока в США, начинают искать альтернативные рынки ее сбыта. Поскольку Европейский Союз стабилен, платежеспособен и занимает ведущее место по импорту, то для американских и британских нефтяных компаний, он является безальтернативным вариантом. Трансконтинентальные компании готовы удовлетворять спрос на европейском рынке нефти, но они наталкиваются на экспансию российских нефтяных компаний. Единственным выходом для американских и британских компаний является выдавливание российских компаний с европейского рынка с помощью санкций.
    Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.
    Рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против России приведет к вытеснению российских компаний с внешних рынков, и прежде всего — европейского.
    Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ.
    Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75 % акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27 % акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или ее резидентов.
    Несмотря на заверения лидеров стран ЕС, что они в санкциях против РФ движутся единым фронтом, на самом деле противоречия растут. Национальные правительства требуют от Еврокомиссии компенсации, а премьеры стран -"тяжеловесов" обвиняют друг друга в торпедировании общей идеи. Впереди недобросовестная борьба за рынки сбыта и резкое усиление евроскептицизма.
    В 2013 году Россия купила продуктов питания из ЕС на 16 миллиардов долларов, это около десяти процентов от общего объема экспорта, по данным Евростата. В математическом исчислении негативные последствия санкций для ЕС гораздо выше 15 миллиардов долларов или двух десятых процента от совокупного ВВП еврозоны, о которых говорит статистика.
    В расчете ущерба для стран ЕС должны присутствовать также прямые эффекты от возможной потери европейских инвестиций в экономику России в 30-50 миллиардов евро. А также косвенные потери от снижения товарооборота, например, падение прибылей энергетических и других компаний, каскад дефолтов ряда компаний и, возможно, банков, падение европейских фондовых рынков на 15-25 процентов, рост безработицы на три-семь процентных пункта, дестабилизация системы расчетов, говорится в отчете Научного совета по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию при президиуме РАН. В этой связи и единая европейская валюта может попасть под давление — вплоть до падения к паритету с американским долларом или даже до уровней Югославской войны. Кроме того все социальные выплаты и бюджетные программы окажутся опять под угрозой, поскольку только рост ВВП обеспечивает их финансирование.
    Поэтому мало кто будет спорить с тем, что цель этой войны, развязанной Западом, политическая, поэтому и политические последствия будут весьма серьезны. Во-первых, в ЕС растет недовольство действиями центра. Так, премьер Финляндии Александр Стубб заявил, что не намерен отвечать на санкции РФ и втягиваться в новый виток санкционной войны. Это недовольство ведет к поиску обходных путей для восстановления товарооборота с РФ.
    Президент Финляндии Саули Ниинисто стал первым лидером ЕС, который после наложения санкций встретился с президентом Владимиром Путиным в Москве. Он, по сути, вступил в сепаратные переговоры, чтобы обсудить как поддержать торговый оборот между Россией и Финляндией, который уже упал на восемь процентов и обещает упасть до 25 процентов к концу года. Сепаратно ищут альтернативные пути реализации своего товара на российском рынке и отдельные производители, для этого они обратились к торговым представителям Швейцарии, которая не входит в ЕС и потому не попала под российские санкции.
    Во-вторых, растут протесты внутри стран, особенно среди фермеров — самого угнетенного класса Европы. В Греции, Испании, на Кипре они проводят акции протеста, уничтожают урожай, сжигают флаги Евросоюза. Если фермеры будут не в состоянии найти альтернативные рынки для своих товаров, то в совокупности с активностью оппозиции, которая требует отмены санкций против России, они создадут угрозу возникновения новых правительственных кризисов. "До сих пор руководство Еврокомиссии выдвигало требования тем странам, которые принято называть "проблемными", чтобы они максимально использовали свои внутренние ресурсы для преодоления кризиса, потуже затягивали пояса и т.д. Однако сейчас, в условиях обострения ситуации вокруг Украины, Еврокомиссия, фактически, выступает с прямо противоположными требованиями, то есть она заставляет отдельные страны, которые сотрудничают с Россией, действовать вопреки их финансовым интересам, вопреки интересам преодоления кризиса, руководствуясь политическими соображениями. Сейчас отдельные страны, которые тесно связаны с Россией, будут пытаться находить новые механизмы взаимодействия, минуя центральные органы ЕС. Фактически, речь пойдет даже не о сепаратных тенденциях, а об изоляции центральных органов Евросоюза. То есть, такие страны, как Финляндия, Венгрия, Румыния, как та же Польша, могут пытаться искать обходные пути с тем, чтобы наладить сотрудничество с Россией в новых условиях, преодолевать санкции, поскольку понятно, что компенсировать потери никто не будет, поскольку на это нет средств.
    И в-третьих, если слабые экономики высказывают претензии к еврочиновникам, то среди сильных намечаются межгосударственные склоки. Усугубляются разногласия между Англией и Францией. Так, премьер Дэвид Кэмерон осудил торговлю военной техникой и военное сотрудничество между Францией и Россией. В ответ его коллега Франсуа Олланд сказал, что британский премьер лицемерит, имея у себя в лондонском Сити поток российских олигархических денег. Что касается Германии, то Меркель ведет себя необычайно тихо, возможно, потому, что российский природный газ течет по трубам "Северного потока". Зачем ей вмешиваться в потенциальный конфликт между "Газпромом" и Польшей, которая снабжается по украинской трубе? Это обстоятельство возмущает польских чиновников от политики.
    Раскол стран по отношению к происходящим событиям, а также падение экономик ряда стран ЕС на 15-25 процентов могут спровоцировать выход стран южной Европы из Союза. Это же могут сделать и Великобритания с Францией, которым надо будет кормить своих безработных, а не помогать фермерам юго-восточной Европы. Как апогей возможен распад еврозоны, поскольку европейский стабилизационный механизм не рассчитан на нагрузки в сотни миллиардов евро. Но ситуация может для Евросоюза еще более осложнится, если Россия предпримет новые санкции — это продажа долговых обязательств всех государств, которые ввели санкции, отказ от возврата любых кредитов, взятых российским государством или предприятиями, конфискация западных активов, переход на азиатские валютные резервы. Последствия этих шагов для европейских экономик станут катастрофическими, особенно для Франции, Германии и Польши, предупреждает Ксавье Моро в realpolitik.tv.
    "Вопрос о выходе из состава ЕС может ставиться на национальном уровне в случае прихода к власти в этих странах не только "евроскептиков", но и националистически ориентированных правительств и политических сил, такая возможность уже дебатировалась примерно два года назад в той же самой Греции. И если социально-экономическая, энергетическая ситуация в странах ЕЭС будет ухудшаться, не исключено, что в странах Скандинавии, центральной и юго-восточной Европы, в той же Греции, к власти могут прийти силы, которые решат, что издержки членства в Европейском союзе превышают позитивные моменты. Здесь, безусловно, Россия может «подлить масла в незатухающий костер» мирового кризиса - активно проводя свою политику и устанавливая отношения с теми силами, которые принято называть националистическими.
ВЫВОДЫ:
1. Следует признать, что глобальная финансовая система – ГФС (банки, фондовые и валютные биржи, страховые компании) существует де-факто уже с прошлого столетия, гораздо раньше, чем обозначился сам процесс мировой глобализации.
2. ГФС не имеет никаких финансовых регуляторов и кризисы, возникающие в ней, беспрепятственно мигрируют в другие страны.
3. Существующая ГФС обслуживает интересы США по праву  статуса доллара в качестве мировой валюты.
4. США – причина социально – политических кризисов, революционных потрясений с последующим катастрофическим падением уровня жизни.
5. Мировой финансовый кризис 2008 г. вновь подтвердил, что либеральная (неолиберальная) модель мировой экономики потерпела очередной крах после 1929 г.
6. Мировой финансовый кризис 2008 г. поставил на повестку срочное решение проблем мировой финансовой системы: запрещение банкам участвовать в сомнительных финансовых аферах; обеспечение прозрачности и контроля за их деятельностью; запрет циркулирования малонадежных ценных бумаг; введение наднациональной мировой валюты; разработка механизма финансовых регуляторов; критический пересмотр деятельности МВФ и Всемирного банка и определение их новой роли в XXI веке.
7. Финансовые институты ООН требуют реформирования для введения действенных инструментов оперативного вмешательства в кризисные периоды мировой финансовой системы и упреждения глобальных потрясений.