Христос против смоковницы

Александр Захваткин
Если вы прочитаете Библию с открытыми глазами,
вы убедитесь, что она написана людьми,
причем весьма неприятными
и малообразованными.

Живительное влияние Библии тем сильнее,
чем необразованнее джентльмен,
который ее читает.

Роберт Ингерсолл (1833 – 1899)

Матфей в 21 главе своего повествования описывает следующий случай, свидетелем которого стали апостолы:
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.»

Марк в главе 11 уточняет:
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Раввии! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.»

Исходя из приведенных отрывков можно сделать вывод, что Иисус уничтожил смоковницу ради демонстрации силы веры над неверием, так толкуют этот отрывок в основном и все церковные иерархи. Но у неподготовленного читателя возникает естественное сомнение, почему нельзя было проявить чудеса веры наоборот: заставить смоковницу дать жаждущему Сыну Божьему чудесным образом появившиеся плоды, ведь подобное чудо он уже демонстрировал, когда кормил 5000 людей пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13 – 21). Почему же в этот раз предпочел уничтожение созиданию?
Чтобы ответить на этот вопрос надо провести не только теологический анализ «Ветхого завета», но и разобраться в природном цикле самой смоковницы.

Смоковница (инжир) листопадное растение, дающее до трех урожаев своих плодов с апреля по сентябрь.
Первые почки после зимней спячки появляются на дереве в феврале. В начале марта дерево начинает зеленеть и в апреле становится уже полностью зеленым, в это же время появляются первые плоды, но очень низкого качества и, как правило, в пищу они не употребляются. Второй урожай созревает в мае – июне и считается наиболее ценным. Именно ради этого урожая и высаживается инжир. Третий урожай собирают в августе – сентябре, по качеству он уступает предыдущему, но значительно лучше первого.

Описанные евангелистами события происходят в начале апреля, накануне распятия Христа. Таким образом, слова Марка «ибо еще не время было собирания смокв», говорят не о том, что плодов на дереве не было вовсе, а о том, что на нем не было привычно съедобных плодов, так как до второго урожая еще было около полутора месяцев.
Мог ли Иисус не знать, что в начале апреля смоковница не дает съедобных плодов? Думается вряд ли. Об этом знал любой еврей, да и не только еврей, но и любой житель Средиземноморья, в том числе и авторы евангелий. Тем не менее, они, не смотря на это, оставляют этот сюжет в тексте повествования.
Думается именно поэтому его нет в двух поздних евангелиях Луки и Иоанна, они поняли всю несуразность этого события. Пророк, полубог не знает вещей, которые известны даже детям – не плодоносит инжир в начале апреля.
Но эта несуразность оправдана последующими словами Иисуса о необходимости веры и молитвы, причем направленных не на созидание, а на уничтожение. В этом основная цель этого отрывка.

Чтобы понять, чем так разозлила смоковница Иисуса, накануне его распятия, необходимо понять её место в культуре и религиозных воззрениях евреев.
 
В культуре евреев смоковница сформировалась как символ благополучия, достатка и спокойствия:
«Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов, и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами.» (1Цар.25:18)
«И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.» (3Цар.4:25)
«Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» (Песн.2:13)
«Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед.» (Втор.8:8)
«Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.» (Мих. 4:4)
«В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.» (Зах. 3: 10)

Итак, смоковница в еврейской культуре это символ мирного процветания и благополучия как народа в целом, так и каждой семьи в отдельности. Поэтому в периоды тех или иных несчастий евреи говорят о них через образ смоковницы:
«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.» (Отк.6:13)
«Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.
И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.
И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы.» (Ис.34:4)
«Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.» (Иер.5:17)
 «Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.» (Иоил.1:7; 1:12)

Таким образом, гибель смоковницы в еврейской культуре связана со страданиями и несчастиями еврейского народа. Кто бы из евреев проклял смоковницу? Никто. Но Иисус отверженный соотечественниками (нет пророка в своем отечестве /Мф.13:57/) и ими преданный ненавидит их за то, что не признали они в нём так долго ожидаемую миссию и через культурный символ евреев их проклинает.
Но проклиная смоковницу, Иисус проклинает не только культурный символ благополучия евреев, но и глумится над их религиозной святыней.

Впервые образ смоковницы появляется на страницах «Ветхого завета» в связи с грехопадением Адама и Евы:
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» (Быт.3:7)
Таким образом, для евреев листья смоковницы это образ божественных одежд разделяющих человека и животных, не имеющих этих одежд. Тот кто проклял смоковницу посягнул на самое сокровенное для верующего еврея на тот религиозный символ, который отделяет человека от животного, тем самым лишая человека его избранности или богоизбранности.
Для правоверных евреев через образ смоковницы произошло их возвышение над земными тварями, но пришел Иисус-самозванец и уровнял человека с животными, надругавшись над святым образом богоспасительной одежды. Не этого ли испугались Лука и Иоанн, оттого и не включили этот кощунственный отрывок в свои повествования.
То, что смоковница является особым религиозным символом евреев говорит и Иеремия:
«Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон: одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть.
И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я призн;ю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим.
А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их.
И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их.» (Иер.24:2)

Именно плоды смоковницы становятся признаком правоверности евреев:
«Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б)
«Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смо-ковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.» (Ос.9:10)
«Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь. До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадет, и что Я дал им, отойдет от них.» (Иер.8:13)

Только враги и Бог в наказание может лишать евреев смоковницы. Это право присвоил себе непризнанный миссия Иисус Христос. Не мир он хотел принести на землю евреев, но разруху и разорение:
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Мат. 12:30)

Евреи не признали в Иисусе миссию, поэтому он и уничтожил их культурный и религиозный символ смоковницу, прежде чем повиснуть на кресте.
Смоковница «Нового завета», таким образом, превратилась в символ национального предательства. То есть, основатель нового религиозного течения строил новую религиозную конфессию на разрушении как своего национального религиозного мировоззрения, так и в последствии на разрушении религиозных конфессий других народов, в том числе и славян.