Судьба

Иван Краснов 2
                «Быть иль не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
                Смиряться под ударами судьбы,
                Иль надо оказать сопротивленье
                И в смертной схватке с целым морем бед
                Покончить с ними?»
                (В.Шеспир.«Гамлет», перевод Б.Л.Пастернака)
               
                Часть первая
Меня  давно волновала тема Судьбы. И чем больше я  задумывался  о  своей  судьбе, о смысле прожитой жизни, тем чаще ко мне приходила мысль изложить  все это на бумаге.

Кто  из  нас,  читателей,  не   задумывался о  судьбе  людей  или  о  своей  судьбе?

Мы  знаем   о  судьбах  великих  людей: полководцев,  общественных  или   политических  деятелей,  императоров,  царей,  писателей,   поэтов  со  счастливой   судьбой.  Обычно  говорят: «Ну,  что  поделаешь,  такова  судьба». Это  - о  тех,  у  кого  не  сложилась   судьба.   

А  вот  что    говорится    о  судьбе  в  энциклопедическом  словаре.  Судьба   в  мифологии,  в  философских  системах и  в  обывательском   сознании   - неразумная  и непостижимая   предопределенность  событий  и  поступков. В  античности  судьба    выступала  как  слепая,  безличная   справедливость,   как  удача  и  случайность,  как  всеохватывающая   непреложная   предопределенность  (фатум ).  Вера  в  судьбу   часто     связывалась   с  астрологией. Христианство   противопоставляло   судьбу,  вере  в   божественное  провидение.  В  обыденной    речи  судьба    часто  означает:  участь,  доля,  жизненный  путь, стечение  обстоятельств.

А  сколько  мы   читали  у  великих  писателей   и  поэтов  о  судьбе  их  героев?  Конечно,  я  сразу хочу   предупредить  своего   читателя,  что  я не  собираюсь  писать теоретическое  исследование  на   тему   «судьба».  Но   мой  большой   жизненный  опыт,  о   котором  я написал  достаточное  количество    повестей и  рассказов,  а также  о тех  трудностях,  которые  мне   встретились на  моем  жизненном  пути,    и  об их  преодолении,  дает мне  право   рассуждать   о  судьбе.  Тем  более  что  меня на  эту  тему   натолкнула   одна   моя  читательница   из  Канады. 

Она   добросовестно  прочитала   около   двадцати   моих   рассказов и  повестей,   опубликованных  здесь,   и   написала  мне   отзыв на   мою    исповедь  «Судьба»,  хотя  отдельно  я не  писал   под  таким названием  ни    повести,   ни  рассказа.  Вот  её   отзыв  о   моей  жизни  и  заставил     задуматься   над  таким   феноменом  как   «судьба».  А  есть  ли  у  человека   судьба, а  если  есть,  то,    кто  и  что на неё  влияет.  Как   я  уже  написал   в начале,  я не   собираюсь  писать    теорию,  но   хотя  бы  кратко     поговорим     об  этом  интересном   понятии,  а  затем я перейду  к  изложению   своей   судьбы,  какую  роль  она  сыграла  в  моей  жизни.     Для  этого   все-таки  обратимся к   некоторым  книжным    источникам, словарям , чтобы   узнать,  как   в   них        трактуется  понятие   «судьба», а  ваше  право   уже  согласиться  со  мной     или  нет.   

Итак,  судьба  в    мифологии   различных   народов   есть  представление о  непостижимой   силе,  действием  которой   обусловлены  как   отдельные   события,  так и  вся  жизнь.   В  словаре   русского  языка С.И. Ожегова  определение  понятия «судьбы»  дано  как  стечение  обстоятельств, не  зависящих    от  воли  человека.  И    вот  здесь  мне  хочется  возразить  древнегреческим  философам  и    составителю  русского  языка  С.И. Ожегову. 

Я буду  много  раз ссылаться  на авторитеты  и  судьбы   великих,у  которых  судьба     помогла   им    свернуть  с   неверной  дороги, стать на  верный путь,  который     впоследствии  привела    их   на   вершину    почета.     Для подтверждения   своей  мысли,  я  приведу    пример  из   жизни   великого   русского   ученого   М.В  Ломоносова. 

Михаил  Васильевич   родился   в  простой   семье   архангельского   рыбака  в   1711   году.  До    шестнадцати  лет  он плавал  вместе  с  отцом на лодке; они  ловили  рыбу.   В  детстве   он познакомился с  математикой   Магницкого,  грамматикой   Смотрицкого ,  физикой и химией .  В  четырнадцать  лет  Ломоносов  грамотно   читал  и  писал.  В 1730 году, когда  он  по приказу отца он сопроводил  обоз  рыбы  в  Москву, там и остался. Желание   учиться   было  настолько  велико,  что  Ломоносов,  выдав  себя  за  сына   дворянина, и подделав документы,  в   двадцать  лет   поступает   в   Московскую   Славяно-греко-латинскую   академию  при   московском     монастыре.

Можно   себе  представить,  каково  двадцатилетнему  парню    было  учиться  в  первом  классе    с  двенадцатилетними  подростками.  Но   Ломоносов не просто  учился,  а  стал  одним  из  первых   учеников  академии  и   тем  завоевал  авторитет  своих  младших  товарищей.  Михаил  Васильевич  проучился  в     Москве  пять  лет,  и  в  1735   году  в   числе  наиболее   отличившихся  учеников    он   был  отправлен  в  Петербург   для   зачисления   в  академический  университет.  И  здесь  Ломоносов   показывает  передовые   образцы  в  учебе.

В  1736   году  Михаил  Васильевич  в  числе   наиболее   выдающихся   учеников  был  отправлен  в  академию  наук   в  Германию  для  обучения  математике,  физике,  философии,  химии   и  металлургии.  За  границей   Ломоносов  учится    усердно  пять  лет.   В   Германии   он  попадает   в  неприятную   историю,  которая   чуть не  завершилась  для  него   катастрофой  в  учебе  и  всей  дальнейшей   судьбе.  В  Прусскую  армию тогда   набирали  добровольцев  для  службы в  армии.  Конечно,  для  прусской  армии  русский  богатырь  под  два    метра  роста,  атлетического  сложения   был  просто  находкой.  В   кабаке   его  напоили  допьяна,   и  таком  состоянии  он   подписал  контракт  о   службе   в  прусской армии.  Утром,  когда   прошла  хмель,  Ломоносов   увидел   себя  в   форме  прусского    солдата  и  несколькими  талерами  в  кармане. 

И  здесь  я  перехожу  к  фактам  судьбы,   которая   хранила  будущего   российского    ученого для  другой   жизни и которая  спасла  для   России  будущего  ученого.  Когда  Ломоносов  понял,  что   его  обманным  путем  затащили   в  армию,   он   перепрыгнул   через  ограждающий   забор  воинской  части,  сбросил   прусский  мундир  и  тайком   прибыл  в     свой   университет.  Так он свернул на верный  жизненный путь,   который    впоследствии  привёл  его к    величайшим научным достижениям.

Со  многим  я  согласен  и  могу привести примеры  из   своей  жизни,  когда  именно  судьба   помогла  мне   идти   верной  дорогой   в жизни. Не  согласен  я   с  фатальным свойством судьбы;  в  жизни  нужно  бороться   с  трудностями  с  упорством и   желанием   идти   к  своей  цели  через  тернии  и  препятствия.  Судьба   дает   человеку  шанс,  а   воспользуется ли  он  им  или  нет,  зависит  от  его воли, трудоспособности и умений преодолевать препятствия, которых всегда много. 

И  здесь   в нашем  рассуждении  появляются   понятия   «личность»,  «судьба», «сила  воли».   Я  готов   утверждать,  что  если  человек  с  детства  не  привык  преодолевать  трудности и  все   ему  дается  легко,  никакая   судьба  не поможет.   

А  мне  кажется,  если  у  человека   нет  стремления, воли,  желания добиваться  своей   цели,   вряд  ли  судьба   решит  поставленные  задачи ,  и   человек  добьется  поставленной  цели.  Кто  же  прав    в  этом  вопросе?  Я не  ставлю  в  этом  вопросе  точку,  давайте,  читатель,  вместе   порассуждаем.

Если  следовать    определению  судьбы  как рок или  фатум,   который  не  зависит  от   воли  человека,  то смог  бы  сын  простого   рыбака,   стать   крупнейшим  ученым  в   ряде  областей  наук.   Однако  вспомним  для  примера  несколько  строк  из гениальной   поэмы   А.С. Пушкина   «Евгений  Онегин»: «Судьба Евгения  хранила: Сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил.Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abb;, француз убогой,чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».Завершим  же  мы  обучение и   воспитание    молодежи на  примере  Е. Онегина  «Мы все  учились  понемногу  чему-нибудь  и  как-нибудь,  так  воспитанием, слава   Богу,  у нас не  мудрено  блеснуть». Понятно, что,  унаследовав  богатство  своих  родственников,  можно предсказать  и  дальнейшую  судьбу  Онегина.   

Здесь  же  мы  должны  коснуться  и судьбы  другой  части   молодежи  России,  разночинной  молодежи,  у  которой  была  предначертана  другая  судьба.   Жизнь,    судьбу  и  цели  этой  молодежи  хорошо   описал  другой   замечательный   поэт  России  Н. А.Некрасов.   Хотя  поэт и  выходец из   среднепоместного   дворянства,   но  он  видел  и  впоследствии  в своих  произведениях  показал  жизнь и  быт молодежи  не  высшего  света,  а  среднего  сословия  дворян.   На  примере  своего  отца   Н.А.  Некрасов  показал  всю  жестокость  и  безысходность    в  семье   своего  отца,  самодура-крепостника,   тяжелую  участь  своей  матери и  подневольных   слуг   барина.

О  самодурстве   крепостников -  своих  родителей,    хорошо  описал  в  своих  произведениях  и   великий русский   писатель  И.С. Тургенев.  Самодурство  одних  и  бесправие  других    порождало   протест и  желание  бороться  за  свои   права  передовой  части  как  дворянской,  так    и    разночинной   молодежи.    Из  среды  элитной    дворянской   молодежи  вышли  передовые  борцы    против  крепостнической   России   офицеры-декабристы,  которые  в   походе  против  Наполеона  увидели  примеры   другой  жизни   в  Европе,  где  не  было  крепостного   права.  Это  из  среди  разночинной  молодежи   вышли  передовые  мыслители   своего времени,  гениальные  писатели- критики   Белинский и  Добролюбов.

Будучи  в  детском  доме   я стал задумываться  над  своей  судьбой:  - «Кто  же  есть главный  в этой    самой    моей  судьбе?   Может  быть   никакой  судьбы  и  нет,  а человек  плывет  по  течению и  куда  вынесет  его   волна,  там  он и  окажется». Я рассматривал,   человека   с   положительной  судьбой.   

Опыт  жизни   многих    выдающихся   людей  говорит  о  том,   что   простых  решений не   бывает.  Конечно,   я  затронул  только   отдельные  моменты,   которые  влияют на  формирование     человека.   Чтобы   воспитать  личность,  нужно,  чтобы      личность      формировала  другую  личность, на  сердце  можно  воздействовать   только   сердцем.

Я  возвращаюсь  к  рассуждениям о своей   судьбе.

Когда мне уже  казалось,  что   все   дороги  обрублены и  нет  возможности вернуться  на  путь  продолжения   образования  (даже   закончить   пять  классов),   на помощь  осуществления  моей  мечты  приходила  судьба -  фатум. И таких историй  у меня несколько.

                Часть вторая
История  первая.
С  1944  по  1946   год   я  учился   в   Кромском  детском  доме. В  этом  детском  доме   держали   воспитанников  по   четвертый  класс   включительно.   После   четвертого   класса    основную   часть  детей  направляли  в   ремесленные  училища,  где   учащиеся   получали  профессиональную   подготовку  и  свидетельство   об  окончании   семи  классов.  В   основном  мальчиков  направляли  в  Орловское   ремесленное   училище,  где  готовили  столяров-краснодеревщиков.   Там    готовились  неплохие   специалисты.  Но   у  меня ничего не  получалось  со   столярным  делом, я не мог починить даже простой табуретки.  А вот  способные  мальчишки,  мои ровесники  уже  в  детском   доме   делали   отличные   пистолеты-игрушки,  из   которых   даже можно  было   стрелять.  Так  вот,  чтобы  мне  сделали  такой  пистолет,   я  должен  был  заплатить   за  эту   игрушку  три  пайки  хлеба.

Пайка  эта   весила   сто  пятьдесят  грамм.  Хлеб  я   отдавал   по  договору,  т.е.  мог  рассчитаться   за  два  или  три  дня.    Теперь вы  представляете,  что  без  хлеба   я   должен  был находиться  два  или  три  дня.   Вот  такие  у  нас   были  ребятки-мастера.  Я  уверен,  что этот  мальчик      стал   прекрасным  столяром - краснодеревщиком.  И  я  уверен,  что он  счастлив  своей   судьбой.  У  нас  в  стране  всегда   был  в  почете   хороший   столяр. 

Ну  а  меня     притягивала  литература,  особенно   поэзия,  история,  т.е.   гуманитарные   дисциплины. На  этот  раз  меня  судьба  спасла, и  я не  стал  посредственным  столяром, и  дала   возможность  перевести  меня  из  этого   детского  дома     в 1946   году  в  специальный  детский  дом  для  детей,  родители  которых  погибли  на   фронте.   Мой  отец   был парторгом   артиллерийского  полка и  погиб  в  августе  1944  года   при   освобождении  Польши.

Об  этом  я  написал в  своей   повести   «Последняя   встреча   с  отцом».   В  этом  детском   доме   были   прекрасные   преподаватели,   они   развили  дальше   во  мне  любовь  к литературе и  истории.Но  судьба  не переставала  меня   испытывать на  прочность.  И  хотя  я любил  учиться и   учился  хорошо,  но  почему-то  я не  понравился  директору   детского   дома,  и  она  в  этом  же   1946  году  отправила   меня   в  Елецкое   железнодорожное   училище.  Почему-то она  решила,  что  стране   нужен   монтер  по  ремонту   железнодорожных  вагонов  и  именно  я    успешно    могу решить   эту   задачу. И  хотя я был ребёнком погибших родителей, и, следовательно, по  статусу подходил   для  учебы  в  специальном  детском  доме, я не   смог   доказать  свое право  на  учебу  в этом  детском   доме.

Поэтому в   июне   1946  года  я  прибыл  в  город  Елец   в  железнодорожное   училище, а конкретно в летний оздоровительный лагерь этого училища. Нужно  сказать,  что  в  этом  училище   готовили   помощников  машиниста   паровоза.  Эта  профессия   считалась   самой  престижной  в  училище,  и  я  изъявил  желание   учиться  на  машиниста.  Но  мне  было  всего лишь  тринадцать  лет,  роста  я  был  небольшого,  кормили  в  детском  доме очень плохо (только,  чтобы  мы не  умерли  с  голода),  и  мой  внешний  вид   тянул  на  монтера  вагонов.  В   группе же   помощников  машиниста   были  ребята     лет  семнадцати,   физически  крепкие,   готовые   хоть  завтра  занять   места  на  паровозе.  Здесь  мне  повезло  в   одном:  лагерь  располагался  в    сосновом  лесу,   рядом  протекала  широкая  река    с  красивыми   берегами,  мы  много  купались, загорали  и не  думали об учебе.

В  конце  августа   воспитанников  училища  срочно   вызвали  в  город.  Руководство   объявило нам    новость.   В  Липецк   перевели  авиационный   полк,  и   половина  зданий   отходила   военным.  Каждому из  было предложено    найти  и  снять  себе  в  городе   комнату. При этом  половину  стоимости  жилья   будет  оплачивать  училище,  а  половину  родители   учащихся.  Я  робко доложил   коменданту   училища,  что    я  прибыл  из  детского   дома  и  за  меня  некому  платить за  жилье.
Комендант,  смерив  меня   оценивающим  взглядом,  решил,  что   училище  много  не  потеряет,  если  этого   «шкета»   отправить    обратно  в  детский  дом.  Я  тоже  не настаивал,  было  бы  что  терять,  а  то - слесарь  по ремонту  вагонов.   Получив  какие-то  документы и  проездные билеты,    я  поехал  обратно  в  Некрасовский детский  дом.   

История вторая.
Хочу     привести  еще  один  пример, когда моя судьба   помогла  мне   успешно  окончить  среднюю школу.
Окончив   семь  классов  в  Некрасовском  детском  доме,    наши  мальчишки  всей  группой (а нас  было  всего   девять  человек)   поступили  в  Брянский   сельскохозяйственный  техникум. Все  восемь  человек   поступили  на  агрономический   факультет,  лишь  одного  меня  угораздило   поступить на  строительный   факультет. Все  мои  товарищи   успешно  окончили    агрономический  факультет,   половина  из  них  окончила   даже  Сельскохозяйственную академию, а  мне  судьба  готовила  другую   участь. 

Если  мои   товарищи  на  агрономическом  факультете успешно  справлялись  с   учебой,  там не  нужно   было  изучать  математику,  строительные  материалы,    черчение,  сопротивление  материал   то  мне строительном факультете все  это  нужно  было  изучать. Вы   понимаете,  с  каким   трудом   это  давалось  студенту,  который   больше всего  любил  литературу,   историю,  поэзию.   Чтобы  добить  меня на  этом  факультете и   поселить   во  мне  даже  ненависть   к  строительству,  на  практике я должен был  прочистить   от   золы  ожоговые  печи.  Но  даже  я   еще  неподготовленный    за  первый  курс  ни    к чему   толковому  в  строительстве,  и  то   я  бы   посоветовал  студентам  одеть на лицо, особенно на  рот  респираторы,  чтобы не  задыхаться   от   золы и  пыли.  Когда  же я  залез  в  эту  печь   без  респиратора   и  начал  выгребать   золу,  я   уже   через  пять  минут  задохнулся  от  пыли,  и   меня   чуть  живого  вытащили    из  печи   и  начали  делать  искусственное  дыхание.   Я   понял,  что на  этой  практике  меня   могут  или  доконать    совсем, или  заработаю  астму.   Я   стал  раздумывать,  что  же  мне  делать.  О  том,  что  в  этом  техникуме  строителя  из меня не  сделают,   мне  стало   ясно  в  первый  же  день  практики.   Агрономию  я не  любил и я  знал    еще  раньше,  что   агронома  из  меня не  получится.  Возник  вопрос:  «Что  же  мне   делать?».
 
В июне  1944   года,  когда  меня  в  детском  доме  навестил  отец,  которого   отпустили  на  неделю с  фронта,  я  его  попросил  определить  меня  в  Суворовское   училище.  Тогда  мне отец  отказал.  При  этом  он  мне  сказал  следующее: «Я не  хочу, чтобы  ты  стал военным.  Вот  скоро  закончится  война,  я  вернусь с  фронта, и   тогда  мы  будем  думать,  куда тебе идти  учиться».

И  вот  я  сейчас   вновь    вспомнил   о  военной  профессии и о том,   что   я  должен  заменить  в рядах  армии   погибшего  отца.  Вновь  обо  мне   вспомнила   судьба.  Как-то  в  техникуме  я  встретил  бывшего  знакомого  студента,  который   решил  стать   офицером  и  поступил в  военное  училище.  Здесь  же  в  техникуме  у  меня  не   сложилась  и  первая   моя  любовь,   она   после  десятого  класса   уезжала  в  Ленинград  в  педагогический  институт  им.  А.И. Герцена.

И  вот  мне пришла   в голову спасательная  мысль – стать   офицером  и  написать   письмо   Министру  Вооруженных  сил  Советского Союза (в те  годы был  не   Министр  обороны  как  сегодня,  и  Министр  вооруженных    сил  СССР).  В  письме  я  изложил  свою  просьбу о том, что хочу посвятить   свою жизнь службе в вооруженных силах;  написал,  что  мой отец -  офицер  Советской  армии,  погиб  в  1944  году. На  мое  счастье   через  десять  дней  в  наш  техникум  пришел   вызов  меня  для  поступления  в  артиллерийское  подготовительное   училище  в  город  Харькове. 
Для  читателей  я  поясню, сегодня вместо артиллерийских   подготовительных  училищ  созданы   артиллерийские  кадетские   корпуса.  Кстати,  я  уже  здесь  опубликовал  рассказ  о  моей   учебе  в    кадетском  корпусе.   Так,   армия   во  второй   раз  вмешалась  в  мою  судьбу и   изменила   мою  профессию  с   предполагаемого  строителя  на  учебу  и  службу  в  рядах   Вооруженных Сил.   

Я  мог бы еще  и  дальше  рассказывать, как моя  судьба  коренным  образом   меняла направление моей жизни. Но, думаю, для читателя будет достаточно  и   двух  моих  примеров  о  роли  судьбы    в  моей  жизни. Этим  я  хочу  сказать,  что  я  верю  в  судьбу,  только  с  одной  оговоркой.  Я   верю  не  в  слепую  роль  судьбы,  а  в роль, управляемую человеком.  Человек управляет  своим  трудом,  силой  воли   изменяет дорогу,  которая  иногда        поворачивает его  не  туда,  куда  ему нужно.

Мне  в  жизни  пришлось  много  учиться,  и  я  желал   учиться.  Учеба   никому  легко не  дается. Мне  вспомнились  знаменитые  высказывания  двух  крупных   ученых  и  мыслителей – К. Маркса и В.И. Ленина.

К.Маркс считал: «В науке  нет  широкой  столбовой  дороги.  И  только  тот  может  добиться   её   сияющих  вершин,  кто  не боясь  усталости,  карабкается  по  её каменистым  тропам». Я  всегда  понимал,  что для того, чтобы   добиться  успеха в учебе,нужно забыв об  усталости  преодолевать  шаг за  шагом без отдыха все возникающие трудности на  тернистом пути к знаниям.

В.И.  Ленин на Третьем  съезде комсомола учил:
« Коммунистом  можно  стать  лишь  тогда,  когда  обогатишь  свою  память    знанием  всех тех  богатств,  которые выработало  человечество».

Может  быть, и авторитет  коммунистической партии  во  много  был  утерян  из-за  того,  что  в  партию  принимали  людей  недостаточно грамотных, а потом и вообще выдвинули тезис: «КПСС - это партия рабочего класса».  Рабочему же человеку не обязательно нужно было глубоко знать коммунистическую  теорию,  а достаточно  только  хорошо  работать.  Это  ведь не  верно.  До  революции в  марксистских  кружках  по   вечерам  рабочие  изучали  сложный   труд  К.Маркса «Капитал», в  котором  дается  глубокий  анализ  простого  капиталистического  производства.  У  нас  же  в  советское  время  райком  партии  устанавливал  даже заводу  разнарядку на приём в партию -  трех  рабочих и одного инженера.А  с рабочего  человека,  какой  спрос  по  теории?  Вот и получилось, что о теоретической подготовке коммунистов забыли   вообще. 

Мне  пришлось  в  Вузах   на  гуманитарных  факультетах читать   много  дисциплин,  в  том  числе  и   экономическую  теорию.  Даже  в  Вузах  у  студентов, особенно   коммерческих,  было  бесполезно  спрашивать   экономическую   теорию,  знания   были на  нуле.  В  свое   оправдание  студенты  всегда  говорят:  «Но  ведь  мы  же  работаем для оплаты обучения». На  мой  взгляд,  в стране  слишком много  коммерческих  вузов,  дипломированных специалистов тоже  много,  а  профессионалов практически нет.

Завершая   свою  повесть   о  судьбе,  мне  хотелось  бы   затронуть  еще   одну  тему – о  судьбе  людей,  которые   по  теме  или  иным  причинам   попали   в  места   заключения.  Мне  вспомнились   мои  юные  товарищи  по  детскому  дому. Это  было  в  сороковые   годы  двадцатого века,  после   войны.  Почему-то   среди  моих  товарищей  двенадцатилетних  подростков   широко  была  распространена   блатная   романтика.  Очень  многие  из   моих товарищей    по  детскому  дому  попадали  в  детскую   колонию,  оттуда   присылали   блатные  песни,  была  какая-то  даже  бравада,  Может  быть,  это  было  связано  еще  и  с  возрастом,  ведь  нам    было    по одиннадцать - двенадцать  лет,  и  многие  не   понимали   роли  и значения  учебы   в  жизни. Судьба  многих  моих  товарищей  по  Кромскому  детскому  дому  сложилась   печально.  Попав  в  детскую    колонию,  потеряв  ориентиры  в  жизни, не получив   должного  образования  и  профессии,  у  них    не  сложилась  и  судьба.

Мне не  раз приходилось  беседовать с людьми, которые  отсидели    достаточный  срок,  в  местах  не  столь  отдаленных.  И   когда  я  спрашивал,  почему же так  у них  случилось,  нередко  мне приходилось  слышать: «Так  сложилась  судьба». Они не винили  себя за то,  что в  свое  время   пошли  по неправильному пути,  не  хватило  силы воли   исправить  свою  жизнь.

Есть  народная   поговорка: «Человек -  кузнец  своего  счастья», а значит  и  своей   судьбы. Но  для  этого   нужно  научиться  бороться  за  свое  счастье,  за  свою  судьбу,  тогда  и  судьба  повернется   лицом.

Итак,  в  заключение    делаю  вывод:   я  верю  в  судьбу, но   за  свою  судьбу нужно  бороться. Как  сказано в  книге В. Каверина   «Два  капитана»,  так и я скажу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Таким должен быть девиз  нашей  жизни.