Мои одноклассники - 1. Витя и Оля

Татьяна Хожан
Мои одноклассники.

  Смотрю на фотографию, где мелким горохом изображены мы — первоклассники 1959-го года. Старое деревянное здание школы подремонтированно после военного разрушения и отдано младшим ученикам. В каждом классе по сорок пять человек. И впереди у нас путь в десять лет, когда мы будем встречаться, общаться, дружить.

 1.Витя Пасенко.

Строгая учительница лет сорока Елена Андреевна покрикивает на непонятливых и быстро рассаживает нас по парам. Со мной рядом оказывается худой высокий загорелый мальчишка. Мы друг другу сразу не понравились. Из-за неровного  загара Витька мне казался недомытым, чем-то его раздражала и я. Вскоре наша неприязнь переросла в открытую вражду, и мы вместе подошли к учительнице с просьбой нас рассадить. Еще дважды в течение 8 лет мы оказывались за одной партой волею учителей и всегда быстро разбегались, потому что мешали друг другу.
Долговязый Витя обычно сидел на первой парте, потому что долго не хотел надевать очки, задирал мальчишек, по-братски так хлопал меня по плечу, что потом рука зависала на недели без движения, но в школу нам было по дороге, и мы общались довольно дружески. Витя увлекался историей своего края, потому что его предки владели крупным хозяйством, о чем особенно никто не распространялся, любил фотографировать, так что общаться с ним было интересно.

После восьмого класса он уехал с родителями в г.Прохладный. В армии служил в Москве и, когда разбил свои единственные очки, заявился в гости к нашей однокласснице Оле Колесник, чтобы помогла ему заказать новые очки. Там была какая-то полудетективная история с маскировкой Витьки в студенческом общежитии, которую он описывал мне в очередном письме. А потом мы все как-то потерялись.
С открытием для себя интернета я написала на городской сайт г.Прохладного просьбу сообщить о Викторе тех, кто его знает. Спустя полгода или год получила на электронный адрес две строчки от неизвестного Ильи:
«Виктор живет в Германии. Вот его телефонный номер.»
Я позвонила. Ошалевший Витька с минуту молчал, потом сказал, что очень рад слышать и спросил, как его нашла, ведь он 14 лет живет в Германии. Ни о каком Илье он ничего не знал.
 - Ну будем считать, что это ангел с небес принес мне весть, - посмеялась я.
Он сказал, что через час пришлет мне письмо, потому что сейчас даже трудно соображает.  Витя написал от руки  письмо, которое сфотографировал его сын и переслал мне по электронной почте. Там среди восторгов о «встрече» была фраза, что Илья, оказывается, лучший друг Виктора, который жил на соседней улице в Прохладном и сейчас живет недалеко в Германии. Только от неожиданности мой одноклассник забыл об этом.
В еженедельных часовых разговорах по телефону я как-то спросила, почему в школе он так плохо ко мне относился.
- Так всегда же девочек, которые нравятся, дергают за косички. Извини за неуклюжесть.

2.Ольга Колесник.

Оля - высокая, крепенькая, как боровичок, обаятельная девчушка со вздернутым носиком и кудрявыми пушистыми волосами, затянутыми в толстую косу, выделялась своим независимым характером. Ее мама учительница, потому для первоклассницы Олечки школьная атмосфера не в новинку. У нее всегда есть свое мнение, отличное от большинства, и если хочешь узнать правду, то надо обратиться именно к Ольге — она всегда на стороне справедливости. Как строгая учительница, Оля молча выслушивала спорящих мальчишек на переменке и строго говорила, кто из них виноват. Представляю, как забавно это смотрелось со стороны, но ведь срабатывало и конфликта не возникало.

В восьмом классе, когда для всех пришла романтическая пора, девчонки завели тетради, куда вписывали умные мысли и афоризмы типа «Не давай поцелуя без любви» или «Целовать курящую девушку — все равно, что облизывать пепельницу». И, конечно, вписывали стихи, между строк вклеивая вырезанные красивые цветочки или пририсовывая орнаменты собственного воображения.

Моя толстая общая тетрадь в черном дерматиновом переплете, заполненная двумя десятками стихов, вызвала восхищение у многих девчонок. Оля, как эксперт, попросила дать ей почитать стихи домой. Утром, пренебрежительно пожав плечиком, она сказала, что ожидала от меня чего-то более серьезного, а тут просто стихи о любви. А у меня был даже почти нелегальный тогда Пастернак!
«Любить иных тяжелый крест,
Но ты прекрасна без извилин...»
Я поняла, что наша самая молодая одноклассница, рожденная на полгода-год позже остальных ребят в классе, просто не созрела для любви. Но спасать и защищать чужую любовь Оля была готова, как Жанна Д.Арк.

Влюбленный с шестого класса в Томочку  Санька Гончаренко опекался Олей и мною и еще некоторыми девчонками, желавшими им счастливого будущего. Мы ненавязчиво расхваливали Томке нашего подопечного, помогали Саше оказаться поближе к ней, давали какие-то наивные советы. И все было тщетно — Санька не был героем Томиного романа. И Оля в очередной раз всплескивала руками и быстрым шепотом излагала нам новую версию помощи.

После получения аттестата Оля неожиданно для меня поступила в Московский институт на «мужской»   факультет, связанный с чертежами, механизмами, сопроматом.
В августе перед отъездом в разные стороны почти полкласса ребят собрались у входа в кинотеатр. Все делились своими планами, хвалились, кто куда поступил.  А меня никто и не спросил.
Обиженно я удивилась, что никто не поинтересовался, куда же поеду учиться я.
И Оля, беспечно махнув рукой, сказала:
 - Все знают, что ты с первого класса хотела в педагогический, значит, туда и поступила. Но своего ребенка я бы тебе в класс не отдала.
 Ну это было уже слишком! Почему??
И Оля продолжила, изумив меня еще больше:
- Ты на своих уроках будешь только смешить учеников, что у них и знаний не будет.
Все посмеялись, конечно.
А я из пединститута документы забрала и собиралась стать технологом молочной продукции. Вот все были потрясены!А меня отговорила моя классная руководительница:"Поступай в любой другой ВУЗ, кроме пединститута - не будет ни семьи, ни времени свободного!" И я неожиданно легко изменила мечте!

В первые же зимние каникулы Ольга прибежала ко мне, рассказывая свои новости и периодически вставляя новые московские студенческие сленговые словечки. Это было так забавно, так не вязалось с образом интеллигентной Олечки, которая уже обрезала свою косу и забрасывала свои пышные кудри назад , натягивая на них шапочку или шарф, что я заливалась хохотом, радуясь и ее непосредственности, и тому, что она не забыла меня и  забежала пообщаться.
Мы виделись и позже лет через двадцать, когда Оля с сыном приезжала в наш город. Навестили некоторых наших одноклассниц, вспомнили интересные случаи из школьной жизни, посетовали, что редко видимся и не все задуманное сбылось.

Парадокс. Именно Оля — единственная из класса -  всю жизнь работала учителем в школе в Подмосковье.
А у меня хранится значок "Отличник образования", полученный лет 20+ назад за работу в институте, так что мы с Олей все же в какой-то степени стали коллегами.


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/08/2571