На заре туманной юности

Юрий Уткин
    Под конец жизни каждому хочется вспоминать.
Вот и я не исключение.

    Долгими бессонными ночами я вижу прошлое.

Ничего интересного. Только своё.
    Например, как я был в пионерских лагерях, куда меня отправляли на месяц каждое лето.Ну, всего не расскажешь, но по теме, мной намеченной, продолжу.
    Если ты родился технарём, то учить тебя музыке бесполезно.
Если бы моя Мама это знала! А ведь мучили меня года три и напрасно.
    Но вот в пионерском лагере, я не ходил с отрядом купаться на речку.
Я сбегал на задний двор, где стояли Полуторка и ЗИС. И шофёр при них. Он меня сначала гонял, потом , поняв, что от меня не отвяжешься, доверил мне подавать ключи. А потом  пустил и в кабину.
    Это уже потом я гонялся на «формулах», но и сейчас отчётливо помню фанерную кабину ЗИС-5 или баранку Полуторки.Вот тогда я и научился ездить, едва доставая до педалей.
    Прошли годы, малые, по сравнению с прожитым.
Все свои  водительские права я получал через неделю после своего дня рождения, когда подходил возрастной срок.
    Стало быть, права на мотоцикл я получил 10 июня 1956 года. А на авто через два года, то есть 10.06.1958. Это точно. Тогда экзамены на право вождения любой колёсной техники можно было сдавать экстерном.
    Но, что толку! Автомобилей в те годы вообще было мало, а уж для школьника и вовсе регулярный доступ к нам был закрыт.
    А ездить и копаться в моторах хотелось.
Так вот, мне повезло. Кто-то сказал, что в Горьковской Автоинспекции приглашают дружинников, для усиления борьбы с "дорожным злом".
    Я туда. Зачем – ну ведь ясно, это же машины. Там можно поездить.
На меня посмотрели, ну щенок-щенком, но болтливый, и ездить умеет.
И права скоро получит. Короче, взяли меня и причислили в Дивизион  Дорожного Надзора, в «Дикую дивизию», как тогда его назвали, наверное, потому, что зоной ответственности подразделения были загородные трассы.
А в нём четыре - пять человек, офицеров. На все загородные дороги. Но, зато с машинами.
    И стал я Общественным Инспектором ГАИ. Дали удостоверение и "шефа" - лейтенанта Ю.В.Шабанова. 
    Я на практике быстро освоил документацию, путёвки, накладные на груз , доверенности и т.д. Так, что и сам вскоре мог проверять документы. Естественно, только в присутствии штатного работника ГАИ.
    И проверял, и выявлял.
Особенно выпивших. А тогда их было больше, чем машин. Рыбаки, профессора,  колхозники и прочие,  все, за редким исключением.
    Так началась моя водительская, да и житейская школа.
Часто задержаных мне стали доверять возить на экспертизу. А это с загородных трасс в город Горький ( Нижний Новгород, теперь).Не близко.
    Каждый раз, когда я вёз  очередного подозреваемого к врачам, я сидел за рулём разных машин: Победа М-20, Волга М-21, ГАЗ-ММ, ГАЗ-51, ЗИЛ-120, и всякой экзотики.
    Я получил, то, что хотел.
Но, не только это. Об этом позже.
Я сейчас о моральном ощущении такой работы.
«Всякая власть развращает, абсолютная  власть - развращает абсолютно»
Известное изречение.
Так вот власть. Власть на дороге – она абсолютна.
Даже тогда. И у Общественника ГАИ тоже.
    От меня во многом зависело, отпустить, помиловать, наказать.
Мне предлагали, угрожали, умоляли.
Бывало, что и отпускал. Или содействовал.
    Хотелось, что бы мне поверили. Я никогда не брал то, что сейчас зовут взяткой.
    Хотите - верьте, хотите - нет, но, мы были советские  люди. Мы - это те, с кем я работал на дороге.
    И только человечность и здравый смысл определяла наши решения.
Странно звучит в наше время, не так ли?
    Вот так,  в начале жизни я столкнулся с Жизнью.
И с людьми, которых я очень уважаю, которых уже нет,
    Но, и о них попозже.
Ю.С.Уткин