Как я приобрёл синусит

Вольдемар Шпаковский
              СИНУСИТ - воспаление слизистой оболочки околоносовых придаточных пазух.
               Причина: насморк, грипп, инфекционные заболевания, травмы лицевой области.
               Лечение: дренаж пазух, антимикробная терапия.




                Предисловие


    Жена моя, дожив до зрелого возраста ни разу не видела моря, и что самое интересное, особого желания видеть его даже не проявляла.
- Вода, она везде вода, что в пруду, что в море, - возражала она на все мои разговоры о поездке к морю. Но я, как пел Высоцкий: " ну если я чего решил, я выпью-то обязательно..."
Отпуск у меня с первого сентября, и я был полон решимости исполнить давний замысел - вывести жену в Крым к Чёрному морю. Но летом возникла проблема с мостом... Не с железнодорожным и не с автомобильным, а как у Аркадия Райкина. Только тот строил мост, а мне нужно было его перестраивать по причине полной   непригодности. Зубы под коронками начали давать о себе знать. И я рванул в ведомственную поликлинику нашей конторы. Но мой лечащий врач готовился уйти в отпуск, а у других была очередь...
И тут, мне на удачу (или на беду) позвонила сестра жены. Буквально месяц назад она протезировалась у одного частника недалеко от своего дома, и ей очень понравилась работа этого спеца. Наговорив кучу комплиментов в адрес дантиста, она дала адрес благодетеля, сказав на последок, что тот является сыном знаменитой актёрской семьи советских времён.
Я был рад такой небывалой удаче. Судьба давала мне шанс съездить в Крым с полным комплектом зубов, то есть, во всеоружии. Чтобы успеть до сентября, сразу же звоню специалисту и договариваюсь на ближайшие дни.



                I

В назначенное время подхожу к относительно свежей восьмиэтажке поднимаюсь на четвёртый этаж, нажимаю кнопку звонка. Дверь открывается... "Сейчас будут бить", - пронеслось у меня в мозгу, когда я увидел перед собой небритоволосатое, помятое лицо, размером с десятикилограммовый арбуз, с мутным взглядом и мешками под глазами. Отступив на шаг назад, я заикаясь спросил:
- З-здесь стом-матолог живёт?
- Заходи, - зычно приказывает хозяин, отодвигаясь в глубь квартиры, освобождая мне оперативный простор.
В коридоре на полу в свете лампочки поблескивает лужица, а в ногах хозяина квартиры болтается толстый мопс, перебирая своими кривинькими лапками.
- Это Кузя, - произносит хозяин и добавляет, - пойдём в кухню.
 Небольшим коридорчиком мы прошли в кухню.- Я тут пивка решил попить, - заявляет хозяин присаживаясь, - не желаешь присоединиться?- Указывая на двухлитровый баллон останкинского пива, предлагает хозяин. Я киваю.
- Садись, меня Алексей зовут, - представляется он, берясь за воблу.
Алексей, несмотря на свои крупные габариты, оказался миролюбивым мужиком. На большой голове выразительно светились серовато-голубые глаза, хитровато глядевшие на собеседника, будто нашкодивший малец следит за вашей реакцией на свои шалости. Большие залысины на голове говорила о наличии ума, а рыжая щетина на лице давала понять, что человек не особо смотрит за собой, а может, просто утомился накануне. Рыжая щётка усов дополняла портрет собеседника.
За кухонными пивными посиделками Алексей рассказывал о своей жизни, о младшем брате, который в силу своей слабохарактерности, постепенно спивается. Его пытались неоднократно лечить, но тот постоянно срывался, и всё шло коту под хвост. В конце концов, брат уехал в деревню ( а может его туда отправили намеренно, подальше от городского соблазна), и тот живёт безвылазно на природе, а Алексей наезжает к нему, привозит провизию и кое-что по мелочи, что позволяет брату худо-бедно существовать... Я сидел на кухне, потягивая из кружки пиво и слушал рассказ хозяина, у которого, как я понял, в душе накопилось столько, что надо было всё это срочно выплеснуть наружу, чтобы самому не захлебнуться в накопившемся  негативе. И у него это отлично получалось. Негатив витал по кухне в виде тёмных, поблескивающих капель, постепенно опадая на пол, причём, часть его, оседая на моей голове, просачивалась в черепную коробку, после чего равномерно распространялась по всему телу. На полу болтался Кузя, перебирая короткими лапками, бегал между нашими ногами, облизывая понравившиеся места. Капли негатива попадали и на него, но скатывались с толстых гладких лоснящихся боков, не нанося Кузе никакого морального и физического вреда, и ему всё было по барабану, тем более, что барабан у Кузи был ещё тот ( тот барабан был настолько велик, что не соответствовал Кузиному росту, то есть не лез ни в какие ворота).
Отставив в сторону опорожнённые пивные ёмкости, Алексей пригласил меня в комнату. У окна стояло видавшее виды стоматологическое кресло, я уселся в него и осмотрелся по сторонам.
Комната являла собой картину стандартного образчика советского жилища. Подоконник был завален всякой мелочёвкой, среди которой возвышался цветочный горшок.  Справа на разложенной тахте валялось постельное бельё, у стены напротив меня стоял стол и полки профессионального назначения с оборудованием, инструментом и склянками дантиста-надомника. Сама стена представляла домашний иконостас в виде фотографий родных и близких в разных видах: сам Алексей с родителями и братом, папа в образе русского офицера, мама в широкополой шляпе с сигаретой, с улыбкой во всё лицо и много ещё чего, что я не особо запомнил.
На полу в лучах летнего солнца, пробравшегося в комнату через приоткрытое окно, поблескивала лужица - след явного присутствия здесь наглого Кузи. Лучики солнца, невзирая ни на что, плескались искрясь и переливаясь в этом маленьком озерце, сотворённым усилием мопса Кузьмы.
Алексей, посмотрев мою проблему, которая находилась у меня во рту справа вверху, сразу взял быка за рога, то есть, простите, взялся за демонтаж старого моста и в два счёта его аннулировал, оставив мне на память голые зубы, после чего заявил, что нужна панорамная фотография полости рта для дальнейшего лечения.

Через два дня я сидел в знакомом кресле со снимком своих зубов в руках. Алексей посмотрел результаты и заявил, что необходимо залечить зуб, бывший под коронкой. Я не возражал - специалисту видней. Спец объяснил, что зуб будет лечить его дочь, которая пошла по стопам папы и недавно закончила ( или почти закончила, я точно не понял ) стоматологическое отделение мединститута...
Дочка Алексея, крашенная блондинка лет двадцати с большими изумрудно-зелёными глазами (то ли от природы, то ли от цветных линз), улыбчивая, с голоском словно журчащая горная речка, с рвением взялась за свою работу стоматолога, будто лет десять сверлила и ставила пломбы. В считанные минуты она раскурочила мне зуб и сунула в его дупло лекарство для изничтожения нерва. Нерв сразу съёжился и притих, надеясь, что лекарство до него не доберётся.
Надежды зубного нерва не оправдались, и через день зеленоглазая с третьей попытки выдернула его из злополучного зуба, после чего, почистив канал, стала заполнять полость гуттаперчевыми жгутиками. Жгутики ерепенились и не проявляли особого желания лезть в узкий канал зуба, где недавно обитал нерв. Но зеленоглазая была настойчива и волевым усилием пыталась устроить жгутики на их новое место жительства.
Я сидел открыв рот, чувствуя как в полость зуба проталкивают наполнитель, утрамбовывая и уплотняя пустоту канала. На полу у моих ног возился Кузя, облизывая своим влажным тёплым языком щиколотки ног, свободные от  носок. Было щекотно... Закончив пломбировку зуба, зеленоглазая отпустила меня на все четыре стороны. Я выбрал одну из четырёх и облегчённо вздохнув отправился восвояси.
Алексей за неделю соорудил мне новый мост, который мне очень понравился и пришёлся в самую пору. Мы все трое были очень довольны: я обновкой, мост своим новым местом и видом, но больше всего был доволен Алексей - из моего кошелька к нему перекочевало определённое количество дензнаков, и значит он мог продолжить забавляться пивом в свободное от зубов время.


                II

"Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал".

Через пару недель зуб под коронкой дал о себе знать, ну может не сам зуб, так как нерва он был лишён, а что-то другое, что несведущему в зубах человеку знать не дано. В общем, десна ныла и стонала, прося чего-нибудь болеутоляющего.
Я подумал, что зубы привыкают к мосту и не стал беспокоить спеца-надомника, а просто купил в аптеке капсулы линкомицина по совету одного знающего человека, для профилактики инфекции, стафилококов, стрептококов и прочего дерьма, которое можно подцепить в антисанитарных условиях лечения.

...В Крым жену я всё же свозил, в посёлок Межводный, что в западной степной части полуострова. В бухте Ярылгач оказался огромный песчаный пляж, протяжённостью более двух с половиной километров. В сентябре народу практически не было, да и само место не знаковое - это вам не Ялта или Алушта. Зато там был пляж как в Анапе, солёное озеро, как под Евпаторией, в котором просто невозможно утонуть (ложишься на воду и как бревно болтаешься по поверхности). Были там и прибрежные скалы и скифские захоронения и экскурсии по полуострову, в одной из которых я проверил на прочность свои новые зубы. Случилось это на Ай-Петри, куда мы поднялись по канатной дороге. Там было полно питейно-едальных павильонов. В одном из них мы заказали обед из национальных блюд. Честно скажу, ни до ни после, такого шашлыка я не пробовал - очень он нам понравился. Я съел почти две порции, и зубы мои это испытание выдержали...

По приезде домой я всё же отправился в поликлинику узнать причину, по которой мой новый мост напоминал о своём существовании. Симпатичная врачиха - стоматолог, посмотрев произведение дантиста-надомника, стала осматривать десну у больного зуба, в результате чего на свет божий появилось несколько гуттаперчевых жгутиков-штифтов, предназначенных для заделки и пломбирования корневого канала.
- Как они могли оказаться между десной и зубом, если я сам чувствовал, как их заталкивали внутрь канала? - удивлённо спросил я.
- Мы сделаем снимок, и всё станет ясно, - заверила меня врач...
Рассматривая мой снимок при помощи панели с подсветкой, стоматолог постепенно вошла в возбуждённое состояние неописуемого удивления и обратившись ко мне, заявила:
- Такое впечатление, что у вас полость корневого канала плохо обработана. Вот, поглядите, на снимке канал совсем пустой. Я посмотрел на указанный мне зуб на снимке. Действительно, из двух каналов один был тёмный.
- Тот канал, что плохо запломбирован - тёмного цвета, и на его окончании зарождается воспалительный процесс. В корневом канале начался пульпит из-за плохой его обработки, - объяснила мне врач, - если не начать его лечить, то у вас начнётся периодонтит - бактерии, уничтожив остатки зубной пульпы, перейдут к корню, вокруг которого образуется киста, что приведёт к воспалению околозубных тканей и надкостницы. Через костную ткань, если вовремя не начать лечение, инфекция перекинется на другие зубы, в результате чего можно лишиться нескольких зубов. - Закончила врачиха свой экскурс в занимательную стоматологию.
- Я только что сделал себе отличные зубы, а вы предлагаете мне снять новоиспечённый мост! - воскликнул я в сердцах.
- Решайте сами, или мост или здоровые зубы, - парировала врач.
- Как долго может развиваться процесс? - спросил я, успокаиваясь.
- Трудно сказать, может месяц, может год. Всё зависит от организма. Если следить за зубами и проводить медикаментозную профилактику, то критический момент можно отследить...
Мы договорились, что раз в полгода я с профилактической целью буду навещать стоматолога.




                III


Спустя два года после описываемых выше событий, мне всё же пришлось вплотную заняться вопросом спасения своих зубов, всё чаще дававших о себе знать воспалением дёсен. Очередной снимок показал обширное воспаление надкостницы справа вверху, и возникла необходимость снять мост для дальнейшего лечения взбунтовавшихся зубов.
Мой лечащий дантист (не надомник Рудик), но тоже отличный мужик, по имени Армен Сергеевич, съевший собаку по части протезирования, взялся за демонтаж злосчастного моста. Надеясь, что ломать - не строить, он с рвением принялся за работу. Но не тут то было, оказалось, что мост сработан на совесть и не поддавался Армену, как тот не старался. Пришлось перепробовать все инструменты, имевшиеся в наличие и пролить семь потов, прежде чем пресловутый мост поддался и освободил мои зубы из своих оков. Армен Сергеевич вытащил его по частям у меня изо рта и с восхищением цокая языком, стал рассматривать.
- Дааа, - протянул он, - интересная вещица. Странный материал, таким у нас никто не пользуется. Откуда у вас этот мост?
- Да вот, года два-три назад сделал его мне один дантист-надомник. А что, плохая работа? - спросил я заинтересованно.
- Ну что вы, работа отменная, сделана на славу, добротно, вот только материал странный, я такого не видел, а мастер видать хороший.
- Да, мне он понравился. Вот только его помощница подкачала - зуб залечила  некачественно.
- Всякое случается. На то и человеческий фактор существует.

...С панорамным снимком в руках я зашёл к хирургу на удаление больного зуба. Надо сказать, что я неоднократно имел дело с этим спецом. Врач лет тридцати из династии стоматологов, был прирождённым зубодёром. Лёгким движением руки мог вырвать любой целый зуб, правда, если тот сильно упирался и крошился под щипцами мастера, приходилось потрудиться подольше, но в конце концов, любой зуб сдавался и оставлял насиженное место.
Я передал снимок хирургу и уселся в кресло. Посмотрев снимок, врач заглянул мне в рот и произнёс:
- Да, случай тяжёлый и сильно запущенный.
- Но вы ведь решите мои проблемы? - глядя ему в глаза, спросил я с надеждой в голосе.
- Я за это дело не возьмусь, у нас тут нет возможности провести такую операцию.
- Операцию? - переспросил я.
- Да, - ответил он, - тут нужна операция, судя по снимку, я могу предположить, что у вас синусит, и в местных условиях я такую операцию сделать не смогу.
- А как же мне быть? - уныло спросил я, чувствуя струйку холодного пота стекающего по моей спине вдоль позвоночника.
- Я напишу вам направление в городской стоматологический комплекс. Там вам помогут...