В поисках ответа

Элина Авакян
     НаПУТствия, как бы они не казались неуместными в той или иной период, всегда указывают на верный ПУТЬ. Так, столь знакомое с детства наставление: «Не осуждай человека.  Поставь себя на его место и только потом делай выводы»,  может круто изменить сложившееся представление об основах бытия. Видеть здание со стороны фасада недостаточно: чтобы рассмотреть его и понять, необходимо войти во внутрь.
     До недавнего времени я была твёрдо уверена, что, наконец, нашла четкие определения многим понятиям. Но чем дальше я уходила вглубь своих размышлений, тем четче слышала слова: "Поставь себя на их место." Тут же возникли другие вопросы, которые вели к  непримиримым противоречиям с собственным "я". Именно тогда и зародилось липкое незваное "Почему".
     Почему люди воспринимают одни и те же явления по-разному? Почему то, что хорошо на Западе, плохо  на Востоке, и наоборот? Почему даже составляющие гуманности не едины для всех цивилизаций и обществ (вспомним законы Хаммурапи), ведь все мы люди? Хотя, неправильно сравнивать прошлое и настоящее, каждой эпохе характерны свои нормы поведения, исходя из правил выживания, но ведь и в современном мире мировоззрение людей, живущих на разных концах света, в корень отличаются. И потому, и философские  термины, зачастую, не имеют точного  однозначного определения. Казалось бы, простые истины  должны иметь такие же простые и четкие значения... Но нет! Все запутано. А ведь это потому, что любой термин трактуется ЧЕЛОВЕКОМ! Человек же - существо многогранное, нет двух одинаковых людей, как и нет двух абсолютно схожих мнений. Каждый смотрит на мир сквозь собственную оболочку. Человека рисует жизнь, и каким он получится, диктуют условия...
     Мое понимание слову "жизнь" было уже почти заверено печатью, когда я вдруг посмотрела на это понятие глазами мальчика, о котором поведаю ниже. Я вновь вернулась к старту, осознав, что основы мироздания все-таки находятся за гранью моего понимания.
     Как-то я увидела видеоролик, где маленький сирийский мальчик говорил о Башаре Асаде, называл его дьяволом... Он запомнился мне, запомнились не столько слова, сколько его уставший измученный взгляд. Я не знаю Башара Асада, не знаю дьявол ли он, или дьяволы те, кто использовал ребенка в своих целях, но я твердо уверена в одном - это против природы! Не должен шестилетний мальчик иметь уставший взгляд,  не должен ненавидеть, не должен становится живым оружием в борьбе, о которой, он опять же, в силу своего возраста, не должен даже задумываться. Условия и обстоятельства отравили детство крохи, отняли  невинность и кинули во взрослую жизнь  неподготовленным, незрелым, словно бутон, который сорвали преждевременно и попытались насильно раскрыть его нежные лепестки, будто эта иллюзия может стать реальностью, не погубив при этом сам цветок...
     Если спросить у несчастного ребенка, который кроме войны, жажды и насилия не видел ничего, и  который столкнулся с несправедливостью, еще не научившись говорить, какой он видит жизнь, будет ли его ответ совпадать с нашим видением этого вопроса? Будет ли его понимание счастья, хоть немного, схожим с нашим? Сможет ли он удержаться от приступа горького смеха при упоминании о человечности, альтруизме или нравственности, когда по его же рассказам, его лишили дома, одежды и даже воды?
     Что скажет о слове "мама" сирота? Какие эмоции вызовет  "диета" у голодающего? Что нам поведает умирающий о суете и вкладах в будущее? И что говорить о доверии к учебникам, когда даже отдельные моменты в мировой истории в разных странах описываются по-разному? Где правда? Ведь  и историю пишет ЧЕЛОВЕК, а каковы его мотивы, известно лишь ему, и тому, кто дал соответствующий заказ. Вот она правда жизни, которая порождает сомнения и разногласия...
     Как можем мы давать конкретные однозначные ответы, когда даже белое и черное имеют оттенки! Как можем мы рассуждать о высоком, когда не уверены в собственном "я"!  Я - тот, кто жил до этой секунды, и я - тот, кто будет жить завтра. Не утрачу ли я гармонию с собой, останусь ли предан своим идеалам, когда изменятся условия? Буду ли видеть мир таким, каким вижу его сейчас в своей столь защищённой скорлупе?
     Возможно, это и есть причина того, что никто не смеет самостоятельно клеить ярлыки на понятия и заливать их в железный фундамент, ведь рано или поздно придется собственноручно рушить родное детище, если только его еще раньше не развалят другие.
     Сегодня вывод один - человеку ещё не дано самостоятельно найти подходящую ВСЕМ правду. Ответ на вопросы есть только у Творца! Быть может, мы получим его, когда все будем в равных условиях, и тогда он покажется нам простой истиной. А пока...