13. Подарок для Её Императорского Величества

Анастасия Малн
Неясный свет раннего пасхального утра наполнял собой  улицы Санкт-Петербурга, пробуждая его жителей, готовя  город к особому праздничному дню. И хотя солнце ещё не взошло, но и узенькие переулки и широкие проспекты северной столицы постепенно заполнялись горожанами, принаряженными по-особому, торопящимися  на торжественную пасхальную службу.   Ремесленники, купцы, знатные барышни, простые рабочие с окраин, да и обычные босоногие мальчишки   кто пешком, а кто и в экипажах – все направлялись в многочисленные церкви и храмы. Город на Неве праздновал великий праздник.

Тем большее любопытство вызывала карета,  направлявшаяся   в противоположную от церкви сторону. Прохожие провожали удивлёнными взглядами эту повозку, несущуюся по направлению к резиденции  императора.

Седоком спешащего экипажа был не лишенный привлекательности  молодой мужчина, одетый в парадный костюм.  Его юное лицо обрамляли короткие чёрные как смоль волосы, такой же черной была едва пробивавшаяся бородка, а большие карие глаза горели задорным огнём.    Лёгкая улыбка играла на губах молодого человека, а руки постоянно поглаживали тщательно упакованный небольшой свёрток, лежащий на коленях.

Торопящегося незнакомца в карете  звали Карл Фаберже. Он был уже довольно известным в Петербурге ювелиром. В его магазине покупали  украшения представители различных сословий  города: от простых мещан до самых знатных людей империи.  Даже сама императрица порою баловала себя драгоценностями молодого мастера.

Но в  последнее время Мария Фёдоровна сильно загрустила. Причиной тому было несколько покушений, совершённых на членов императорской семьи. Чтобы отвлечь её от невесёлых мыслей и  немного развлечь,  император заказал у Фаберже нечто особенное. Вот это «нечто особое» молодой ювелир и вёз в подарок августейшей особе.

Как только карета подъехала к дворцу, Карл сразу же попросил доложить о нём императору. Молодого человека провели в приёмную российского самодержца. С  собой он взял и тот таинственный свёрток, привезенный им во дворец. Несколько человек вызвались помочь молодому господину донести его груз, но Фаберже отказался, не доверяя свою ценную ношу никому из присутствующих.

 С нетерпением ожидал ювелир своего венценосного заказчика. Разные мысли о предстоящей встрече посещали его голову. Наконец, раздались тяжелые шаги, и  в кабинет вошёл сам император Александр III. Правитель всей Российской империи был при полном параде. Лицо самодержца было серьёзным и даже немного недовольным. Как и все его подданные, император вместе с семьёй собирался на церковную службу. Благочестивый владыка, он не желал опаздывать и потому был готов обрушить свой гнев на того, кто посмел оторвать его от подготовки к праздничному богослужению. Однако, увидев в приёмной молодого мастера, император слегка смягчился:

-А, господин Фаберже. С чем пожаловали?

-Ваше величество оказали мне честь, заказав у меня подарок для Её Императорского Величества, - невозмутимо ответил Фаберже.

-Да припоминаю. И что?

-Ваш заказ  уже выполнен.

Лёгкая тень  удивления и любопытства пробежала по лицу Александра. В это время молодой человек, не обращая внимания на не слишком благосклонный приём, освободил своё творение от обёртки, и взору императора предстал небольшой овальный предмет белого цвета.

-Яйцо? – с плохо скрытым разочарованием произнёс августейший заказчик.

-Не спешите делать выводы, ваше величество, - с улыбкой ответил ювелир.

Продолжая улыбаться, Карл понёс своё творение к столу, стоящему у окна приемной, знаком приглашая императора присоединиться к нему. Александр последовал за Фаберже,  думая, чего же хочет этот ювелир. А тот уже делал что-то необычное с миниатюрным яйцом. Император с изумлением наблюдал, как из раскрытого яйца был извлечен золотой желток. Затем мастер  с той же тщательностью раскрыл и желток, из которого была извлечена маленькая золотая курочка. Но и на этом он не остановился. Слегка надавив на хвостик золотой птицы, ювелир достал изнутри  миниатюрную корону и рубиновую подвеску.  Корона была выполнена из золота и бриллиантов и  представляла собой копию императорского венца Российской империи. Фаберже положил на ладонь изумлённого монарха последние два сувенира и произнёс:

- Надеюсь, ваше величество, вы довольны моей работой.
И
мператор, восхищённо любуясь ювелирным творением, ответил талантливому молодому человеку:

-Работа великолепна, большего и сказать нельзя! Поэтому заставлять вас ждать награду за такой труд будет просто оскорблением.

Александр тотчас же позвонил в звонок. Слуга появился без промедления и, получив распоряжение, отправился выполнять приказ. А император, аккуратно положив корону с подвеской на стол, негромко проговорил, размышляя о своём:

-Надеюсь, Марье Федоровне понравится подарок…

-Будьте покойны, ваше величество, - поспешил развеять сомнения Фаберже, - вашей супруге должно понравиться. Насколько я знаю, в датской королевской семье есть несколько подобных изделий. Я же постарался, не повторяясь, сделать что-то особенное.

В этот момент явился  слуга, и передал императору большой кошель с деньгами. Александр тотчас же вручил его ювелиру и благожелательным  тоном произнёс:

-Вот ваша оплата. Правда, теперь вы, наверное, опоздаете на службу. Может вам стоит присоединиться к нам?

-Благодарю вас, ваше величество. Но вам не стоит беспокоиться обо мне. Я успею.

Сказав это, и улыбнувшись, молодой мастер удалился. Но перед уходом он вновь собрал яйцо, которое Александр понёс супруге.

Императрице подарок очень понравился. Она была настолько очарована им, что вместе со своим венценосным супругом, сделала молодого Фаберже  личным ювелиром императорского дома.

А скромному пасхальному яйцу с курочкой предстояло стать первым в цепочке удивительных ювелирных шедевров, известных в истории как «яйца Фаберже».