Майков В. И

Александр Захваткин
МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
1728 – 17 июня 1778

Василий Иванович родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова и Марии Афанасьевны Алябьевой.
Иван Степанович участвовал в первой русско-турецкой войне 1735 -1739 годов и в шведской кампании 1741-1742, любил театр и был покровителем труппы Ф.Г. Волкова., благодаря ему, Василий знал театральную жизнь не только с внешней её стороны, но и за кулисами. О близком характере дальнейших отношений Майкова и Волкова свидетельствуют его «Стихи на смерть Ф.Г. Волкова» (1762).

Василий Майков получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка.
10 марта 1740 г. Василий был принят в петербургскую Академическую гимназию.
В 1742 г. отец записал его в лейб-гвардии Семеновский полк, где до этого сам служил долгие годы.
В 1743, согласно правительственному указу, Майков был отпущен домой для изучения наук, необходимых военному человеку: арифметики, геометрии, иностранных языков, артиллерии и др. Он пробыл в Ярославле четыре года, однако больших знаний за это время не приобрел.
В 1747 он начал солдатскую службу в Семеновском полку, особого радения к службе Василий Иванович не проявлял, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

В дни тяжелой болезни императрицы Елизаветы Петровны Майков, осведомленный о солдафонских наклонностях будущего государя Петра Федоровича и не желая увеличивать свои служебные тяготы, почел за благо подать в отставку.
Выйдя 25 октября 1761 г. в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном», и предписанием немедленно покинуть Петербург Василий Иванович останавливается в Москве, сближается с литературным кружком М.М. Хераскова (1733 – 1807) и вскоре становится деятельным сотрудником его журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы».
В 1762 году Майков В.И. впервые выступил в печати, опубликовав в январском номере «Полезного увеселения» эклогу «Цитемель». В этом же году он выпустил отдельным изданием «Оду на восшествие ее величества на всероссийский престол, на день тезоименитства ее 1762 года», в которой, рассыпая похвалы Екатерине II, изложил тезисы ее «обстоятельного манифеста».
25 мая 1763 года преподнёс посетившей Ярославль Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль».

В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни. Возможно, замысел возник под влиянием поэмы «Мастерской игры в ломбер» К.-Ф. Гоммеля (1742).
В 1766 - 1767 гг. были изданы «Нравоучительные басни и сказки» В.И. Майкова в двух частях.
В 1767 М. издает свободное переложение стихами сочинения Фридриха II «Военная наука».

В 1766 году Василий Иванович занял должность товарища московского генерал-губернатора. Был привлечен к работе Комиссии по составлению «Нового уложения».
В 1767 г. он оставляет московскую службу и переезжает в Петербург. Помимо служебных обязанностей, начинает работу над ироикомической поэмой «Елисей, или Раздраженный Вакх».
В 1770 был назначен прокурором Военной коллегии под начальством генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева (1722 – 1784). Одновременно он избирается в состав распорядительного комитета Вольного экономического общества. Членство в обществе совпало с попыткой Майкова завести в 1771 в Москве полотняную мануфактуру, оказавшейся безрезультатной из-за чумной эпидемии.   

В начале 70-х гг. Майков вступает в масонскую ложу В.И. Лукина (1737 – 1794) «Урания», в которой с 1775 г. исполнял должность великого провинциального секретаря, а в 1778 году был избран герольдмейстером ордена. В Москве сошёлся с И.Г. Шварцом (1751 – 1784) и способствовал знакомству последнего с Н.И. Новиковым (1744 – 1818), в сатирическом журнале которого («Трутень») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова.

В 1771 году Василий Иванович заканчивает принесшую ему успех поэму «Елисей, или Раздраженный Вакх», в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого.
Следование традициям бурлескных поэм П. Скаррона (1610 – 1660) сочетается в ней с использованием элементов травестийной поэзии, представленной поэмой Н. Буало (1636 – 1711) «Налой». В парадоксальном переплетении жанровых канонов ироикомической и бурлескной поэм и заключалась сущность комизма. Поэма сразу же стала популярной и распространялась в рукописных списках.
В её предисловии к печатному изданию Василий Иванович писал:
«Благосклонный читатель! Я хотел было написать к сей поэме преогромное предисловие, в котором намерен был подробно изъяснить побуждающую меня к сочинению её причину: но рассудил, что как бы ни важна была причина даже до того, что хотя бы я наконец и поклепал какого-нибудь почтенного мужа, что он меня принудил к сему сочинению, сказав мне: «Не смотри-де ты на всех критиков и пиши-де то, что тебе на ум взбредет, ты-де пишешь хорошо». Однако ж все сие нимало не украсило бы моего сочинения, буде бы оно само по себе не заслужило от благосклонного читателя похвалы. Я ж знаю и то, что оно не только по совету какого-либо почтенного мужа, но ниже по самому строжайшему приказу скаредный писец ничего хорошего во век свой не напишет, так как и лягушка, сколько ни станет надуваться, равна с быком не будет.»

Завязкой живой, яркой поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» (двойное название как бы подчеркивает двуплановость поэмы) служит по-вышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности (1 августа 1765 г.), и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.
Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести.
В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси. «Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах.
А.С. Пушкин защищал поэму Майкова в письме А. А. Бестужеву от 13 июня 1823 г. На слова Бестужева о том, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою «Елисей»», Пушкин отвечал: «Зачем обижать Майкова. «Елисей» истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:
 Я мню и о тебе, исподняя одежда,
Что и тебе спастись худа была надежда!

 А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи:

Когда для пирогов она у ней топилась:
И тем подобною Дидоне учинилась.

 А разговор Зевса с Меркурием, а герой, который упал в песок:

И весь седалища в нем образ напечатал.
И сказывали те, что ходят в тот кабак,
Что виден и поднесь в песке тот самый знак —

 все это уморительно».

В этой поэме Майков полемизирует с «карманным» одописцем Екатерины В.П. Петровым (1736 – 1799), парадируя сюжет и стиль его перевода 1-й песни «Энеиды».

Сохранились известия об особом интересе к творчеству Майкова со стороны Д. Дидро во время своего пребывания в Петербурге (сент. 1773 - май 1774): в числе приобретенных им в России и вывезенных во Францию изданий было четыре книги В.И. Майкова.
В мемуарной литературе содержатся сведения о том, что Дидро просил петербургских литераторов, в частности А.И. Бибикова (1729 – 1744), перевести ему отрывки из произведений Майкова, как наиболее самобытного из русских поэтов: незнание иностранных языков спасало Майкова, по мнению Дидро, от необходимости подражать европейским авторам.

В 1775 года в связи с отставкой З.Г. Чернышева Майков вынужден был оставить службу и летом переехал в Москву, где и прожил последние годы.
Здесь 22 июня 1775 он избирается членом Вольного Российского со-брания при Московском университете и участвует в издававшихся собранием «Трудах...».
Пребывание в Москве двора по случаю заключения мира между Россией и Турцией было отмечено устройством народных празднеств и фейерверков. Майкову было поручено составить в стихах и прозе описание «разных увеселительных зрелищ» и «увеселительных огней» на Ходынке 16 июля 1775; ему же принадлежит ряд надписей к торжественным иллюминациям. Все эти сочинения, написанные по официальному заказу, были тогда же напечатаны отдельной брошюрой (Собр. новостей. 1775. № 10).   
15 сентября 1775 г. по именному указу Василий Иванович был пожалован чином бригадира и получил должность главного члена в Конторе Мастерской и Оружейной палаты. Это назначение носило характер почетной награды и не было связано со сколько-нибудь значительными служебными обязанностями.

В «Оде о вкусе» (1776) Майков открыто объявляет себя последователем творческих установок Сумарокова, называя его своим учителем.

В 1776 г. Василий Иванович вступает в масонскую ложу, организованную кн. Н.Н. Трубецким (1744 – 1820); тогда же он вводит в ложу И.Е. Шварца.
Тесное сближение с масонами приводит Майкова к сотрудничеству в журнале Новикова «Утренний свет» (1777). Его сочинения, печатавшиеся в этом журнале (оды «Счастие», «Ищущим премудрости» и др.), разрабатывают темы нравственного самосовершенствования, братской любви, основанной на масонском понимании религии.
Последний этап творчества Василия Ивановича отмечен своеобразным индифферентизмом его идеологической позиции. Написанная им в 1777 комическая опера «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (тогда же поставленная в Москве) содержит идиллическую картину взаимной любви и согласия помещиков и крестьян.
Не лишено вероятности предположение П.Н. Беркова (1896 – 1969) о том, что опера явилась переработкой более ранней пьесы Майкова «Аркас и Ириса», написанной на открытие московского публичного вокзала в 1776 (автор музыки - И.И. Керцелли, ум. в 1820 г.)

Умер Василий Иванович скоропостижно 17 июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.