58-5. Но ехать надо...

Юрий Ерусалимский
     Название – это концовка известного еврейского анекдота 70-х годов, в разных вариантах отражающего необходимость «сваливать» из Союза при любых обстоятельствах.  Типа того – встречаются два еврея, один другого спрашивает, мол, как там у Зямы дела, второй отвечает – у Зямы нормально, но ехать всё равно надо. И ехали. Преодолевая все препоны, которые ставила наша тогдашняя толерантная власть.   

     Сейчас немногие, наверное, знают, что знаменитая поправка Джексона-Вэника, ограничивающая торговлю с СССР по ряду товаров, была принята конгрессом именно по причине тех самых препонов, которые ставила советская бюрократия выезжающим в Израиль. «Пусть покрутятся, а мы ещё потом посмотрим» - так примерно обращалась власть с желающими бросить родную страну на произвол судьбы. Обработка шла по всем линиям, не забывали и финансовую сторону дела. Надо было оплатить расходы за своё обучение в институте, например, - кругленькую сумму вынь и положь. И вынимали, и клали – куда деваться. Оставляли квартиры, распродавали по дешёвке вещи, брали в долг – мало кого это останавливало. Только увеличивало злобу. А многим просто отказывали, без указания причин, типа – не выпустим, и всё.

     В 70-х «железный занавес» приоткрылся, и эмиграция сразу выросла на порядок. Одну из баек, поясняющих, как такое могло случиться в условиях тотального неприятия в советских верхах любой эмиграции, можно прочитать у Аксёнова в его последнем романе «Таинственная страсть». Вроде того, что всё решилось в одной из дружеских бесед Брежнева с Никсоном в 71-м (они тогда общались, насколько можно судить по многим воспоминаниям, вполне по-приятельски).

     Никсон, вроде бы, попросил генсека подсобить ему в том, чтобы заручиться поддержкой нескольких миллионов еврейских избирателей и влиятельного еврейского лобби в предстоящих в следующем (72-м) году выборах (точнее, его, Никсона, перевыборах) на пост президента. Для этого, мол,  надо немного – выпустить тех, кто хочет уехать, ну что, Леонид, тебе стоит… Последующий (после небольшого раздумья) согласный кивок расслабленного от возлияний генсека (тем более что беседа шла в подаренной Ричардом шикарной машине) круто изменил судьбу многих тысяч наших людей. Небольшой ручеёк превратился в мощную реку. Кстати, Никсон был-таки переизбран в 72-м на новый срок, ненадолго, правда – Уотергейтское дело его подкосило…

     «Ты уедешь к северным оленям, В жаркий Казахстан уеду я». Это я к тому, что уезжали не только в Израиль, конечно, хотя его и указывали в документах в качестве цели  («исторической родины») практически все, кто хотел свалить. Прямой дороги в Тель-Авив тогда не было (не существовало таких авиарейсов), перевалочный пункт обретался в Вене, а потом уже наши бывшие сограждане распределялись по разным странам в соответствии со своими желаниями, возможностями и предпочтениями.

     Часто место назначения определялось наличием родственников и друзей, уехавших и как-то устроившихся раньше. А таковые могли быть в разных странах западного мира. В этом случае выезд в Израиль был только предлогом, чтобы отчалить «из совка», как многие тогда определяли своё предыдущее место пребывания, и добраться до вожделенных Штатов или Канады. Кто-то осел в Германии. Но большая часть всё-таки ехала в Израиль, недаром русскую речь там до сих пор можно услышать практически везде. Это - по отзывам тех, кто там бывал. Где-то в записках я уже приводил формулу нашего классика-универсала Ломоносова (так он записал известный закон сохранения энергии) - «Сколько у кого убудет, столько у другого присовокупится». Вполне актуально и для нашей темы. До сих пор убывать продолжает у нас, а «присовокупляется» к кому-то ещё. Закон «сохранения», куда против него...