Кризис

Элина Скорцезско
                1
   Тревожные вести поступали со всех сторон, валютный курс взбесился, массово увольняли знакомых и родственников. Как человек, знакомый с теорией экономических циклов, я понимала, кризис есть кризис и его нужно пережить, но зная, что экономические колебания имеют свою амплитуду  и могут отличаться по времени своего «жизненного цикла», только гадала – как долго это протянется.
   Перспектив, что кризис будет краткосрочным, не наблюдалось. Я не тешила себя иллюзией, что стабильность, на которую я только-только вышла скоро вернётся в жизнь. К тому же цепная реакция «эффекта домино», рано или поздно затрагивает всех, и тот факт, что я единственная, кого не задело увольнение, не успокаивало. Продажи падали, закупки были разовые  и малочисленные ввиду курса и спроса.
   Компания, в которой я работала,  сократила издержки закрыв офис, меня же, как ведущего специалиста, перевели на фриланс, где уже полгода я работала лёжа на диване. Двадцатилетний сын, мне открыто завидовал, считая, мою «домашнюю» работу – работой мечты. И правда, я просыпалась за пятнадцать минут до девяти утра, включала, не вылезая из постели рабочий ноутбук, и здоровалась с руководством по скайпу. В обеденный перерыв я была дома по умолчанию, а ровно в шесть выключала ноутбук, будучи уже дома. Меня вполне всё устраивало, но руководство нервничало. Сократив персонал, от меня требовали увеличения продаж, не принимая в расчёт, что в том узком сегменте, в котором мы работали, большинство компаний или уже являлись нашими клиентами, или когда-то были таковыми, но ушли от нас, так как ассортимент редко пополнялся, а цены вечно прыгали.
    Всё так бы и шло по накатанной, если бы ко всему прочему не наступило лето. Лето для большинства сегментов «мертвый» сезон, но мои продажи не падали, но и не росли, и в конце концов, мой праздник жизни закончился. Мне объявили о сокращении зарплаты в два раза…Замаячила перспектива голодного существования. Я только-только взяла кредит на два года, сын не работал, так как учился на дневном. Все наличные деньги ушли на оплату обучения, а других поступлений кроме официальной зарплаты и не было. 
     Я взяла лист бумаги и набросала бюджет на месяц, два, квартал. Получалось плохо при всех возможных вариантах. Кредит и еда «съедали» зарплату не оставляя ничего на коммуналку и прочие радости жизни. Единственная статья расхода, которая могла варьироваться, была статья на питание, но просчитав «суточный пробег», я сознавала, что работать придётся за «чашку риса» на протяжении пары лет.
     Проблема – эта задача, которую необходимо решить, это я чётко усвоила из своего образования. Если я за деньги решала чужие проблемы, то свои собственные проблемы грех не решить. Включился режим экономиста. Резервы и ресурсы, что можно привлечь?
     Варианты пробегали один за другим. Я начала перебирать в уме знакомых и родственников, к кому в тяжелую минуту можно обратиться за помощью. Все с двумя-тремя маленькими детьми, у всех полно кредитов. Да, в резерве собственный сын. Хорошо. Его карманные расходы и прочая мелочь отныне на его же совести. Работающих студентов ещё никто не отменял.
     Я вспомнила 2008 год, когда всю строительную компанию, в которой я только-только начала работать,  уволили за один день с задержкой зарплаты. Я «оказалась на улице» без денег и шансов найти работу. Денег не было даже на печенье на завтрак, а в школе для сына не оказалось бесплатных обедов. Я была в списке очередников, странице на пятой кажется.
     Помню, как тогда применила все наработанные ранее навыки: брала надомную работу, нашла человека, которому требовалась еженедельная уборка. Знакомые пристроили к своим знакомым на низкооплачиваемую работу за полставки. Вспомнила, как пришла на биржу труда, усмирив свою гордость, но расплакалась прямо перед столом инспектора, когда узнала, что мне будут платить около восьмиста рублей, при моих собранных документах.
     Я, да и не только я, многие тогда крутились, выживая. Рыночная экономика. Что я имею сейчас, какие козыри в рукаве? К своим сорока годам, я научилась многому. Универсальный офисный солдат,  «три в одном»: бухгалтерия, управление, аналитика, документооборот, продажи, договорная и кадровая работа.
      К сорока годам…сорок лет, приговор на современном рынке труда, если ты не какой-нибудь носитель уникальных знаний. Конечно, бизнес создаётся для зарабатывания денег, и конечно, молодые люди, исходя из задач природы, обеспечены большей активностью и энергией. Молодость – время, когда нужно найти и обаять потенциального партнёра, создать дом, добыть пропитание себе и потомству. Бизнесу нужна молодая кровь – амбициозная, верующая, что деньги можно быстро заработать, и что пост начальника, это год-два активной работы на одном месте. Блажен, кто верует.
      Когда же приходит опыт, приходит и спокойствие. Активная деятельность сменяется если не мудростью, то разумным практическим подходом к своей деятельности. И тут, с опытом за руку приходит «неудобный» возраст, а руководству хочется видеть перед собой молодую, активную команду.
    Что делать, если не дают пенсию по достижению тридцати пяти лет, а жизнь продолжается, и жить хочется? Где эта прогнозируемая демографическая яма? Где это сокращение молодежи поколения девяностых? На моё рабочее место в кризис по-прежнему приходится огромное число претендентов всех возрастов.
     Зазвонил телефон. Бывший муж. Наверно опять будет просить деньги в долг.
- Привет, Катюш! – Голос Николя, был как всегда заискивающим, но не терпящим возражения. - Ты не могла бы перевести двести рублей на мою карточку. Срочно нужно. Завтра-послезавтра верну.
     Да, в чём-то жизнь меняется, а в чём-то застыла на месте. Может это ход такой, чтобы я бывшего не забывала? Не реже раза в неделю он обращался ко мне за небольшими переводами. Я не знаю, какими суммами он оперировал в жизни, но меня откровенно подбешивали просьбы в одолжении раз в неделю двухсот-пятисот рублей. Как всегда, звонки происходили в самый неподходящий момент и без учета времени суток. Деньги всегда требовались срочно,  а просящему не было дела, где я в данный момент нахожусь, сколько времени на часах и есть ли поблизости банкомат.
     Николя был из редкой категории людей, которые будут смотреть понимающе в глаза и при этом вытаскивать у тебя изо рта последний кусок. Жизненное кредо таких граждан – пиратский принцип Джека Воробья: «Бери все, и не отдавай ничего!». При этом, насколько я помню,  все вокруг отмечали – Николай, милейший человек!
     Я поддерживала с бывшим отношения, во-первых, потому что - земля круглая, второй причиной общения был наш общий с Николя сын. Инициатором развода была я, инициатором сохранения отношений с ребёнком был Николя.
     Я процедила сквозь зубы, что сделаю перевод, но предупредила, чтобы впредь на меня не рассчитывал. Сократился мой бюджет. Причём кардинально. Но, несмотря на столь печальную для меня новость, Николя обрадовался. Он давно звал меня к себе жить, так как знал, что я беру все заботы по дому на себя. Нет, не потому, что мне это надо, а потому, что кроме меня этого никто не делает. Забываются оплачиваться счета, своевременно не отправляются показания счетчиков, не делаются поверки, и как результат – последующие выплаты многократно возрастают. Я же гарант спокойствия для всей своей семьи. Вечно трезвая и трезвомыслящая.
     Я отмела предложения бывшего мужа переехать на другой конец города, так как это усложнило бы мне работу, но сказала что, тем не менее, подумаю.
     Закончив разговор, я села думать. Сохранить работу и получать деньги, на которые я не проживу? Переехать к бывшему и сдать свою квартиру? Но рынок аренды провалился, и сдать за адекватную сумму вряд ли удастся.
     Больше всего на свете я люблю стабильность и спокойствие, которые мне даёт свобода. Полученного кредита мне хватало бы на полгода без других поступлений. Бог с ним, с этим ремонтом. Работать и не иметь денег не хотелось. Жить у человека, которого я терпеть не могу, тоже не хотелось. Оставалось воспользоваться кредитом и поискать новое место.
      Я позвонила начальнику и предупредила, что работать больше не буду. Максим, мой молодой руководитель, уверял, что сохранить зарплату он не в состоянии, но может предоставить лишний день в качестве выходного дня при одновременном сокращении рабочего дня на час, как это сделали все его знакомые-работодатели при сокращении выплат. 
     К сожалению, лишнее время, это было не то, что бы решить мои финансовые проблемы. Согласились оба на компромиссном варианте – я ищу новую работу, мне дают отпуск за свой счет. В случае, если я ничего не нахожу, снова возвращаюсь и принимаю предложенные Максимом условия. На том и порешили.  У меня на руках была наличка кредита и порезанная зарплата за месяц. Всё лучше, чем ничего. Вечером, мы на пару с сыном, сели за составление резюме.
     Честно, я терпеть не могу расписывать свои навыки и достижения. Как правило, это копирка всех других соискателей, с подстановкой своих работодателей. Если почитать резюме с работных сайтов, то наша страна почти поголовно имеет высшее образование, владеет минимум одним иностранным языком и является опытным пользователем офисных приложений, имеет пакет важных умений и большой опыт за плечами.
     Каждый раз, знакомясь с контингентом соискателей, я недоумеваю, что же мы до сих пор используем иностранные технику и технологии, если в России такой высокий уровень специалистов всех категорий? Где-где, а в ведущих вузах страны ежегодно выпускается полный набор высококлассных будущих «гордостей». Где, где же мой российский супер-мобильный телефон, телевизор и ноутбук? Вот вам и кризис.

                2

    Я всегда любила заглянуть в будущее, но вчера поймала себя на мысли, что больше не хочу знать, что мне уготовила жизнь. Сорок лет, а жизни толком я и не видела. Вся моя жизнь после двадцати лет была сплошной гонкой за выживание. Может быть и верно говорят, что нынешнее поколение сорокалетних, это как у Ремарка - «потерянное поколение». Но у того поколения, хотя была «травма» связанная с войной.  Ну что ж, все надежды на будущее детей.
   Я с некоторой завистью наблюдала, как моего оболтуса приглашали на одно собеседование за другим. Да, он ничего не умеет, и по правде говоря, не очень-то и хочет работать, но в глазах работодателя – это потенциальный хороший сотрудник, перспективный такой. Двадцать лет все-таки.
    Дима с удовольствием приводил себя в порядок и ездил на встречи. Ему льстило внимание. Я, сидя компьютером, каждый раз недоумевала, как же так! Вот я – человек, у которого нет маленьких детей, который хочет, может и любит работать. Человек – готовый выйти на работу хоть сию секунду, но сидящий целый месяц без дела, а вот парень, который ищет работу только потому, что мать не хочет давать ему карманные деньги. Мотивация разная. Производительность разная. Что происходит?
     Приблизительно тоже недоумение я встречала в комментариях на страницах интернета. Люди среднего и старшего возраста отчаянно искали работу и к всеобщему разочарованию, вместо приглашений, со всех сторон наблюдалась «тишина в эфире», или информация о каторжных условиях, на которые набирают новый персонал.
     Я была спокойна, зная, что у меня есть путь назад, но та зарплата, которую я должна была получать, заставляла меня шевелиться. Однако уже и месяц заканчивался, а, кроме неадекватных по условиям труда предложений я не получала.
     За несколько дней до сентября я очнулась. Сын прокатался весь август, так и нетрудоустроившись. Начальник, названивавший не реже двух-трех раз в неделю, мониторя мое положение, пропал. Деньги за предшествующий месяц подходили к концу, а проблема оставалась на том же месте.
     Позвонил Николя. В отличие от меня, он работал на новом месте и спрашивал, какое решение я приняла. Я быстро взвесила все «за и против», и дала согласие на переезд.
     Переезд. Это мероприятие я также недолюбливаю. Во время сбора вещей, ты как бы всю свою жизнь пакуешь в коробки и перевозишь на новое место. Каждая вещь, взятая в руки, напоминает тебе о кусочке твоей жизни, а ты её оцениваешь с новой позиции – а будет ли место этой «части» в чужом шкафу. Отдавать свой дом на растерзание чужим людям, то же нелегкое решение. Да, этих людей ещё и найти нужно.
    Сборы не затянулись. Свою помощь в переезде предложили друзья и подруги сына, которых было немало. К слову сказать, обилие друзей и приятелей, а главное приятельниц Димочки меня откровенно пугало. Сын редко бывал дома, так как вечно сидел на каких-нибудь квартирниках, уезжал на Open-Air Фестивали, или спускался в подземную «Систему» Сьян, где народ собирался радоваться жизни вдали от посторонних глаз.
     С тех пор, как поток карманных денег закончился, а «хорошая» работа не нашлась, Димочка задумался о будущей карьере. С переездом к отцу, раздумье перешло в решительное действие - Правительство Москвы сделало оповещение о конкурсе для прохождения оплачиваемой стажировки по разным направлениям. Конкурс был объявлен на «работном» сайте и через ведущие вузы Москвы. Набирали лучших из лучших. Сын тряхнул «медальками» и подал электронную заявку.
     Отныне в семье воцарилось несколько ожиданий: мои в получении какой-либо работы, и Димины в получении места стажера в Правительстве Москвы. Я лопатила «работные» сайты с утра до вечера, сын по сто раз за день заходил на почту в ожидании ответа.
     Время, коварное время тянуло свои часы, превращая их в сотни, тысячи мучительных минут. Николя, был единственным человеком, который выиграл от сложившейся ситуации. Только после переезда выяснилось, что у бывшего совсем нет денег. У него было несколько микрозаймов, и все что он зарабатывал, уходило на погашение процентов. На оплату «тела» кредита у него не хватало средств, и он всячески меня пытался меня убедить, что это в моих интересах оплатить его долги. Манипулятор один раз, манипулятор всегда. Я не верила Николя. Раньше да, а сейчас я выросла, пройдя с ним хорошую школу. Было особенно забавно наблюдать, как Николя и Дима, который унаследовал талант манипуляции людьми, пытались общаться. Как две змеи, которые танцуют друг против друга, они всячески ухищрялись друг перед другом, чтобы воздействовать и получить желаемое.
    На меня же легло всё, как впрочем, и предполагалось всеми. Под пред-логом, что я сижу дома, за мной закрепились абсолютно все дела связанные с чистотой, покупкой продуктов и её приготовлением. Никому и в голову не приходило дать мне денег. Николя считал, что я выиграла, переехав. Я же могу сдать свою квартиру – настаивал он. Но квартира не хотела сдаваться целый месяц. Я каталась на другой конец города чуть ли не каждый день.
     Наконец-то и это дело было сделано, я заключила договор, получив требуемые деньги. Их было не так много, как хотелось бы. Но рынок есть рынок, а деньги всегда есть деньги, тем более, когда они есть. С кредитом на руках не поспоришь.
    Оставалось найти работу, но, ни звонков, ни письменных предложений не было. Постепенно я увеличила количество резюме на все «случаи жизни», а заявленный уровень зарплаты снизила.
    Дима, тем временем прошёл несколько отборочных туров, которые почему то проводились в социальных сетях на базе своей собственной социальной странички. Когда же он зашёл на страничку официальной группы, то выяснилось, что на заявленные сто мест стажировки, претендует шесть тысяч человек. И это были не просто претенденты, а лучшие из лучших студенты столичных вызов и выпускники. За каждым из них успехи в учёбе и социальной жизни, в большинстве своём это были победители всех возможных конкурсов и лауреаты. Молодые, амбициозные отличники со знанием нескольких иностранных языков.
     Вот и конкуренция обозримая. Только в нашем городе, этот «цвет нации» был в количестве не менее шести тысяч человек. Значит нужно найти работу, пока эти ребята только рассчитывают получить свое место под солнцем, проходят отборочные испытания и ожидают решение комиссии. Мой Димка уже слетел со второго или третьего тура и успокоился.
     Я регистрировалась на новых работных сайтах, залезла в разные группы соцсетей, где создала объявления о поиске работы, для увеличения шансов, одновременно лопатя официальные сайты работодателей, куда отправляла резюме напрямую.
     Работодатели молчали, как партизаны на допросе. В соцсетях, лайкали мои резюме, и желали удачи «такому замечательному человеку и хорошему специалисту».
     Складывалась парадоксальная ситуация. На всех ведущих работных сайтах, висели вакансии уже всем «намылившие» глаза. Понятно, что для мониторинга ситуации. Продажи падали, но работодатели усиленно искали «продажников», просел рынок недвижимости, но работодатели данного сегмента также были наиболее активными. Кадровики сетевых магазинов, типа «Магнит» и другие, наконец, имели непрекращающийся поток людей, в другое время не соблазнившихся работой в сетях. Шла ротация кадров на всех уровнях.
     Я же сидела за компом и никак не могла поймать свою птицу счастья. Моя семья, тем временем благополучно проедала мой кредит, и нужно было, наконец, что-то предпринимать.

                3

    Хорошо быть молодым. Ты востребован, не обременён. Тебя любят, и всегда ждут в гости. Дима, переехав к отцу, воспользовался отдельной комнатой, и начал водить своих подружек, когда все уже засыпали. Утром я натыкалась на незнакомых девиц возле ванной, или туалета. Они даже не здоровались, а молча, уходили в комнату сына.
   Николя, всегда отличался компанейским характером, не понимал, почему я возмущаюсь. Меня, поведение девушек крайне раздражало. Я себя чувствовала «серебряной» «мамой Любой». Ну не люблю посторонних людей в своей квартире, пусть и в квартире не своей.
   Дима улыбался, когда я ему выговаривала. Он привык к моим монологам на темы нравственности и морали. У меня вообще складывалось впечатление, что у моего сына совести то и нет. Впрочем, как и у бывшего мужа Похоже, это тоже наследственное.
    Я даже не удивилась, когда в одну из пятниц Диме позвонили в десять часов вечера, и он радостно стал куда-то собираться на ночь глядя. Меня это не насторожило - Димка сказал, что на выходные его позвали в гости.
   Врать Димка хоть, и умел, но я «видела» его вранье, и часто делала вид, что верю в его небылицы. Явно не в гости собирается. Утеплился. Светится весь, авантюрист мелкий.
     Удержать Диму невозможно по определению. Он всегда себе на уме. Никогда никого не слушает. У меня давно нет на него рычагов воздействия. Я только и делаю в последние годы, что расхлебываю наравне с ним результаты его приключений. Он хронически, куда-то влипает, все вечно теряет, а я его вечный спонсор и жилетка.
    Всё было как всегда, и в субботу утром, по заведённой нами традиции, я вызванивала Димку, для понимания, где он, и все ли с ним в порядке. Димка отвечал радостно и возбуждённо. Он был Питере.
- Я с другом. Меня пригласили. Завтра приеду. Мы только на выходные. Вечером у нас поезд, - кричал Димка в трубку, пытаясь перекричать транспорт на улице.
- Сколько вас поехало, - спросила я, пытаясь определить масштаб мероприятия.
- Я и Сашка, ну тот музыкант, который с головой не дружит, - Димка засмеялся. - Всё, давай. Завтра вечером буду.
   В Питере. С Сашкой, который не дружит с головой. Конечно, теперь-то я точно должна быть спокойна. Разумеется - нет. Я не спала всю ночь в ожидании воскресенья, и утром позвонила сама. Телефон Димы не отвечал, возможно, разрядился. Он позвонил сам, через час. Его голос не был радостным. Он был ещё в Питере. Сашка потерялся вечером перед отъездом вместе с билетами, и Димка нашёл его только утром у одних из питерских друзей. Сашка же не помнил, что произошло.
    Всё было бы не так печально, если бы не деньги, которые у обоих отсутствовали. Зная, что едут гулять, Сашка купил билеты обратно еще в Москве, и все средства были начисто потрачены.
    Пока я переговаривалась с сыном, в комнату вошёл Николя. Вид у него был раздражённый.
- Не вздумай ему помогать, - сказал он. – Как влип, так пусть и выкручивается.
Кстати, как они собираются возвращаться? Димка на опережение, начал выкладывать планы. Сашка, который уже попадал в подобную ситуацию, выбирался из Питера «попутными» электричками. Димка идею поддерживал.
    Выяснилось, что денег осталось на хлеб и майонез. Банковской карточки с собой у Димки не было, а телефон должен был вот-вот замолчать. Роуминг съедал месячный тариф.
    Димка сказал, что будет выходить на связь сам и отключил телефон, чтобы сохранить зарядку для связи.
    Я себе не находила места. Димка в Питере, без денег, на руках странный друг, который теряется, на дворе уже октябрь.
Чем я могла им помочь? Я быстро перечислила Димке на телефон денег с запасом, и отправила смс с запросом, есть банковская карта с собой у Сашки.
Сообщение с номером банковской карты пришло через три часа. Я перевела для страховки сумму, которую должно было хватить на часть пути и на еду. И села ждать новых сообщений.
    Димка позвонил утром следующего дня. Выяснилось, что на деньги они с Сашкой купили пива и из Питера не уехали, так как проспали раннюю электричку, отправляющуюся часа в четыре утра. Также выяснилось, что Димка исхитрился упасть в лужу, был весь грязный и его не пускали на вокзал даже погреться. Голос Димки был простуженный.
     В голове я рисовала страшную картину, как мой сын грязный и голодный сидит рядом с железнодорожными путями и смотрит на рельсы, провожая глазами электричку в южном направлении.
    Втайне от Николя я снова отправила небольшой транш на карточку Саши и снова села ждать. Вернее схватила книгу с молитвами, села на пол против иконы и стала читать всем небесным силам на помощь непутевому сыну.
Димка звонил вечером. Они с Сашкой не попали на электричку, и он простывшим голосом, просил пробить маршрут по интернету. Я составила список узловых станций для пересадок: Санкт-Петербург-Малая Вишера,  Малая Вишера-Окуловка, Окуловка-Бологое,  Бологое-Тверь, Тверь-Москва. Снова перевела денег на телефон, и снова не спала всю ночь, ожидая звонка.
    Утром Димка позвонил, они наконец выдвинулись. Димка звонил, спрятавшись, между какими-то зданиями, прячась от стражей порядка, Сашка ушёл искать банкомат, чтобы снять денег для оплаты билетов до следующий станции и покупки еды. Димка волноваться. Сашки не было несколько часов. Ещё этого не хватало. Один, грязный и вообще без поддержки.
   Я позвонила какому-то должностному лицу данного направления, по найденному в интернете телефону и заливаясь слезами обрисовала ситуацию. Очень просила предупредить охрану вокзала, чтобы пропустили человека в испачканной одежде на электричку, так как он добирается до Москвы. Меня уверили, что человека с билетом, не имеют права останавливать, и пожелали всего хорошего.
    Сашка нашелся. Но поездка почему-то не продвигалась. Два великовозрастных парня хронически опаздывали на пересадки,  попадали в перерывы, в которые электрички не ходили.
    Я сорвалась из дома и побежала в ближайшую в своем спальном районе церковь. Резко поменялась погода. Пошел снег. Не просто пошел, началась метель. Я прорывалась через ветер, и в храм вошла усыпанная снежинками. Подошла купить свечей.
    У церковной стойки не было никого из покупателей. Женщина, отпускающая церковную утварь, при виде меня, очень громко для храма произнесла:  «Вы вся светитесь».
    Я улыбнулась и встряхнула головой, расставаясь со снежинками.
- У меня сын, не может попасть домой несколько дней, - объяснила я свой приход.
    Женщина за стойкой кивнула понимающе головой, и хотела что-то рассказать, но один за другим начали подходить люди. Кто-то покупал свечи, кто-то заказывал сорокоуст. Странно, мне казалось, что в храме не было людей. Откуда они взялись? Я стояла минут десять. Но когда все отошли, и женщина с громким голосом хотела продолжить говорить со мной, все повторилось. Со всех сторон набежали люди, и я снова стояла в стороне. Когда, это повторилось в третий раз, женщина достала бумажку и что-то на ней написала. Протянула мне: «Вам нужно сюда съездить».
    Я взяла лист. Написано: Белорусский вокзал, станция Отрадное, деревня Акуловка, и имя настоятеля местного прихода. На обороте указаны часы и дни, в которые настоятель проводит службы. Только суббота и воскресенье. Купив свечи, я обошла иконы, прося защиты у святых, вышла из храма. Снег мел не переставая. Я достала зонтик, и прикрываясь им направилась к дому.
Дома, я ещё раз достала листок с адресом. Посмотрела в интернете расписание электричек на выходной день. Поеду завтра же. Уже ровно неделя, как сын застрял между Питером и Москвой. В глазах стояли слёзы.
    Зазвонил телефон. Звонил Димка. Из Окуловки. Середина пути. Окуловка. Я схватила бумажку. Деревня Акуловка, это место, куда мне нужно ехать. На слух - это одно и тоже название. Я попросила Диму следовать расписанию электричек. Если он и Саша четко будут ему следовать, то уже завтра во второй половине дня они будут в Москве. Пообещала перечислить новый транш, чтобы из Твери в Москву не было проблем с контролерами. Закинула деньги на связь.
    На следующий день, я отправилась на вокзал. Светило солнце, но я все равно тепло укуталась. Длинной юбки у меня не оказалось, и я ехала в подмосковный храм в джинсах прикрытыми длинным пальто.
    Уже на вокзале выяснилось, что я перепутала время и приехала очень рано. Чтобы не сидеть на вокзале, поехала ближайшей электричкой. Ничего, погуляю в округе. Мне говорили, что храм расположен в чудесном месте, на котором ежегодно свершается чудо. В морозы распускается верба. Место силы. Сила и чудо, и именно то, что мне сейчас было нужно.
    Я сидела в электричке и смотрела на часы. Дима не звонил, но я знала расписание его маршрута и понимала, в это самое время он должен садиться в Твери на электричку в сторону Москвы. Он движется в Москву, а я из Москвы.
    Мой маршрут был коротким, довольно скоро я прибыла на нужную мне станцию, расположенную на каком-то пустыре, вокруг которого стояли заросли высохшей травы.  Я вышла в Отрадном и двинулась в сторону деревни в поисках храма. Шла довольно уверенно в нужном мне направлении, но удивлялась, как местные девушки здесь проходят ежедневно. Место достаточно безлюдное и пустынное.
   Я не торопилась, так как до службы оставалось около трёх часов. Погода была хорошая и пыталась уловить чудесную силу местности, но ни в деревне, ни возле храма, ничего не ощущала.
    В самом храме никого, кроме женщины за стойкой со свечками не было. Не имея привычного освещения, старинный храм казался пустым и недружелюбным. Я вышла на улицу и стала гулять вокруг и около, но через час замерзла и вернулась назад. Решила расспросить о настоятеле храма.
   Нервы сдали сразу. Начав разговаривать, я расплакалась, объяснив, что специально приехала за советом из Москвы. Объяснила ситуацию - целую неделю сын не может попасть домой.
    Женщина меня выслушала. Попросила подождать и вышла из храма. Минут через десять принесла мне издание, в котором собраны все молитвы родителей о детях. Посоветовала сходить на могилку предыдущего настоятеля, тоже почитаемого старца. Попросить помощи у него.
    Могилка была в пяти метрах от храма. Я её искала недолго. Она оказалась крайней во втором ряду. Ели сдерживая слёзы, я попросила старца прийти мне на помощь и спасти сына.
    Белый голубь вылетел, словно из-под земли и пронёсся между мной и крестом, едва меня не задев. Не знаю, откуда взялся голубь, но в знаки я верю. Меня услышали. Я благодарила старца, молясь у креста за сына.
    За час до службы я вернулась в храм и села читать молитвы родителей за детей. Женщина за стойкой показала рукой место, где настоятель после службы исповедует прихожан и даёт советы просящим. Я поблагодарила за совет и терпеливо дожидалась назначенного времени. Пришла смс от сына. Он в Москве. Скоро будет дома. Я успокоилась, но решила отстоять службу.
    Народ подтягивался незаметно. За пять минут до начала службы я ку-пила свечек и встала на указанное место. Вскоре пришёл, добродушный человек похожий на Санта-Клауса. Судя по тому, как люди ему обрадовались и кинулись за благословением, подошла и я раскрыв ладони. Настоятель, а это был именно он, внимательно посмотрел на меня.
    Я была чужая в этом месте. Одета не по форме. В моём лице нет той благодати, которая есть в лице истинно верующих. Я знаю свои грехи и не стою в первых рядах с чувством, что совесть моя чиста перед Богом. Но я верю в него. Кроме Него в этом мире мне и не на кого надеяться. В самые тяжелые времена своей жизни я обращаю свои молитвы к Богу. Больше помочь не кому.  Кому я ещё нужна без денег, связей, с проблемным ребёнком на руках?
    В храме постепенно собирался народ. Не гонят, ни кричат. И на том спасибо. Я заняла место у колон. Началась служба. Прекрасный хор наполнил зал звуками.     Освященный свечами и лампами, храм приобрел привычный вид. Меня немного смущал ряд икон расписанных в стиле эпохи Возрождения, а отнюдь не в привычном стиле русской школы иконописи. Но в чужой монастырь, как говорится…
    Это был хороший, крепкий приход. Много мужчин, женщин, детей. Это не были случайные люди. Они выросли с Богом, были уверены в нём и в его вышней помощи, а потому спокойны. Проходила праздничная служба, к концу которой храм оказался заполненным полностью. Я понимала, что если не попаду к старцу по окончании службы, то по простой причине - очередь.
    Я попыталась уловить, куда он пойдёт, и вместе с первым рядом двинулась в ту же сторону. Понимая, что много человек он не успеет выслушать, он был уже достаточно стар, я приняла все усилия, чтобы попасть в число счастливчиков. Мне очень хотелось поговорить с мудрым человеком, как его все характеризовали. Почему? Я сюда приехала за этим. Потом, если я не успею пройти до восьми вечера, то следующая электричка будет только в десять вечера, а идти к станции нужно по безлюдной территории.
     Ожидание было долгим, я стояла рядом, но старец без очереди принимал людей с детьми, которых шла непрекращающаяся вереница, без очереди привели монахиню, которая предварительно написала два листа текста своих прегрешений, и настоятель читал её историю, потом давал наставления.
    Наконец, когда подошла моя очередь, старец встал, увидев кого-то из знакомых, и подозвал его к себе. Они долго говорили под пристальным взором толпы. Старец поглядывал на меня, и я ему явно не нравилась. Я понимала, моя гордыня, выпирает из меня, как палка из стога сена. Я сама её чувствую. Потом эти джинсы.
    Когда я села на колени перед настоятелем, он слушал мою исповедь без внимания. Было и так очевидно, что я сама виновата в том, что выбираю не тех мужчин, и сама за это расплачиваюсь. «Как ты можешь понравиться хорошему человеку, - тихо говорил он, - если ходишь в штанах?». И так далее. История с сыном его тоже не впечатлила, и я чувствовала, что он хочет, чтобы я побыстрее ушла. Но я сидела, ожидая верного слова. Наконец он сказал, чтобы я воспринимала всё как обыденное. На все воля Божья!
   Прописные истины, они самые правильные. Проверенные. Да, он прав. Каждый выбирает себе свой путь, и бесполезно переживать за выбранный человеком собственный путь. Так как он его проходит сам. Даже если это путь собственного сына.
    Я вышла за территорию храма, позвонила Николя. И Дима и Николя были дома. Дима уже постирал все вещи, был сыт. Я предупредила, что доберусь домой не раньше двенадцати ночи, и пошла станцию ожидать электричку.
     На станции никого не было. Я целый час проходила по платформе в одиночестве. В метро же было привычно тепло и многолюдно. Найдя место, я села, закрыв глаза. За неделю я сама себя сильно вымотала и теперь, сидя на привычном для москвича месте, размышляла о старце и его словах, о себе, пока сильный грохот не заставил меня открыть глаза.
    Напротив меня, у двери, стоял человек, приготовившийся на выход. Он выронил из рук бумажный пакет, который упал, издав сильный грохот. На пакете крупными буквами было написано «Знак свыше». Я верю в знаки. Я посмотрела наверх и мысленно сказала: «Спасибо за совет! Я все поняла. Пусть все идет, как идёт. У каждого свой путь».

                4

   Октябрь в разгаре, а работы как не было, так и нет. Но слова настоятеля, были мной приняты. Все идёт так, как идет. Вечером я ложилось на диван, и рисовала оптимистический сценарий событий. А выходя из дома за продуктами, улыбалась по американской системе - растягивала рот в улыбке, а организм настраивается на позитивный лад.
   Я занималась домашними делами, но по-прежнему всю первую половину дня просиживая в поиске работы. В какой-то момент, я почувствовала, что что-то меняется. Прислушалась к себе. Что-то светлое шло в жизнь. Я это чувствовала. Серое, подавляющее чувство ушло, а на его место пришло светлое предчувствие.  Вскоре раздался звонок. Молодая девушка-эйчарка приглашала на собеседование.
Мой жизненный принцип рассматривать все возможности, которые предлагает жизнь. Тем более, что альтернатив не было. Несмотря на небольшой оклад и совсем не «фонтан» какую должность, я согласилась на встречу.
     На следующий день все оказались дома, несмотря на будни. Сын болтал по телефону, Николя сидел в ноутбуке, по радио звучала, музыка, если не ошибаюсь , Edwyn Collins «A Girl Like You». Настрой был боевой. Я вырядилась в соответствии с дресс-кодом. Деловая прическа. Последние штрихи косметики. Я готова!
За несколько месяцев сидения дома я скопила столько энергии, что мне было всё нипочём, я была готова к любому графику и к любому виду деятельности. Я и так могу многое, а в теории знаю ещё больше.
    Молоденькая кадровичка, страшно безграмотная, судя по тем письмам, которые она мне отправила, была мила и крайне приветлива. Ей нравилось моё резюме, меня устраивала любая работа, которая оплачивалась. Мы быстро договорились, и я получила записку с направлением на базу, где должна была состояться встреча с предполагаемым руководством.
   График с восьми до пяти? Переварю как-нибудь. Основная работа на телефоне и иногда печатать деловые письма? Отчёт по итогу дня? Идеальная работа! Я ехала домой окрылённая. Оклад соответствовал рынку. Работа мне знакомая. Рядом с домом. Я была вполне счастлива.
     Дома я села за компьютер пробивать маршрут. Сегодня была пятница, встреча с руководством в понедельник в восемь утра. Время настроиться на новое место два дня. Я лишь сетовала, что теряю время. Нужно было ещё переговорить с руководством, потом ехать оформляться. Пустая потеря времени. «Рядом с домом» также  не складывалось. Овощная база или распределительный центр располагался в промзоне, до которой не было прямого маршрута от моего дома. Не смотря на то, что мы находились в одном округе, прямой путь лежал через гаражи и два парка и насчитывал пять-шесть километров пешком, или два автобуса и пару станций метро с пересадкой, и все это до восьми утра.
     Желание трудоустройства пересиливало трудности транспортировки, и я решила ходить пешком, благо это ещё и бесплатный фитнес. На следующий же день, я оделась посвободнее, засекла время и вышла в направлении места. Время в пути заняло меньше часа. Дорогу я запомнила. И все воскресенье рисовала новые планы жизни. Деньги были не просто нужны, я в них остро нуждалась. Николя из меня ранее вытащил часть денег в долг, и, похоже, со временем, считал их своими, так как по прежнему считал, что с переездом выиграла только я.
    Главное найти работу и трудоустроиться, повторяла как мантру я себе каждый день.
     В понедельник я была на базе за двадцать минут до восьми. Начальник был занят, и меня попросили присесть в коридоре. К моему удивлению, кроме меня на собеседование подошли ещё несколько человек. Что меня крайне удивило. Несколько человек на одно время? Впрочем, парные собеседования я проходила и была настроена крайне решительно. Когда начальник вышел,  я встала первая по праву первой приехавшей. Никто не спорил.
    Собеседование прошло быстро. Я была в себе уверена. Похожей работой я занималась много лет, но при этом называлась менеджером, а не диспетчером, как здесь. Почему диспетчер на овощной базе?
   Сразу ответ по трудоустройству мне не дали, так прослушивали всех. День я ждала ответ дома, наконец, знакомая эйчарка мне позвонила и сказала выходить на работу. Про оформление ничего сказано не было. Я не переживала. Я видела эту базу, и людей, на ней работающих, было видно, что это не фирма-однодневка. Тем более, что направление, в котором работала компания, было крайне востребовано  и точно не должно прогореть. Стабильность в наше время дорогого стоит.
     В первый же рабочий день мне вручили два корпоративных телефона, список ответственных лиц, амбарную тетрадь для записей и посадили в кабинет директора. Моей задачей было принимать звонки из внешнего мира, записывать и передавать информацию менеджерам, хотя постоянные клиенты знали своих менеджеров и звонили им сами напрямую.
   Так как в компании почему-то не было секретаря, мне звонили по всем возможным вопросам. Также со многих отделов мне приносили огромное число входящей и исходящей корреспонденции для регистрации и сканирования, электронная почта компании тоже оказалась на мне. Мне нужно было принимать до двухсот электронных писем в день, отправлять и принимать по скану счета. При этом плотность звонков была такова, что я использовала свой мобильный телефон для исходящих сообщений, а по базе я не ходила, а бегала бегом, чтобы решить ряд вопросов.
    Уже в первую неделю я поняла, почему до меня ушли столько диспетчеров. Мне ни разу не удалось пообедать, на это просто не хватало времени. Ни разу не удалось съесть разом принесенный с собой бутерброд не выплюнув. Мой рабочий день длился в режиме цейтнот без перерыва четырнадцать часов подряд, так как по факту мне начинали звонить с шести утра. А когда я уходила домой в восемь вечера, на меня косо смотрели, считая, что я убегаю с работы. Здесь было принято работать до двенадцати ночи. Но я была без машины, шла промзоной, и категорически отказывалась работать допоздна.
     Потихоньку меня начинало заедать, что меня просто обманули. Две работы по цене одной. Я ещё та Золушка, и могу работать целый день, но моя зарплата была несопоставимый с зарплатой других сотрудников. Меньше меня получала только уборщица. При этом количество звонков зашкаливало, и директор распорядился переселить меня из своего кабинета. Говорят, что это было со всеми сидящими до меня. Пятый раз, если не ошибаюсь.
     В кабинет , который меня подселили, был небольшой, в отличие от самой базы. Было трудно пройти мимо рядов, не задев чужие бумаги. Меня выручало то, что я сидела крайняя. Мои бесконечные звонки крайне раздражали специалистов, так они были заняты тем, что работали с цифрами, или отчётами.
     Поначалу, такие милые, пока я сидела в кабинете директора, мои соседи после переезда начали сразу показывать зубы. А санитарный врач, маленькая худая женщина, которая вечно терлась у руководства и обо всем им стучала, то и дело лезла в мои разговоры, даже не вдаваясь, о чем говорят по ту сторону. Те, кто  давно работает с санитарными врачами, меня уверяли, что они в большинстве своем все строгие, дотошные. Но ладно бы только это. Наша Алла Сидоровна, вечно была в первых рядах. Она из тех, с кем хорошо дерьмо есть. Она первая побежит с ложкой. Ей все было нужно и везде. Синдром отличницы ей просто откровенно мешал жить. Она и так была ценным работником, зачем ей нужно было выпрыгивать из штанов, чтобы выслужиться? Лично мне не было понятно. От переутомления она вечно плохо себя чувствовала, но героически лезла не в свою компетенцию, из черт знает, какого внутреннего позыва.
    Её прямой противоположностью был специалист по договорной работе - Маргарита Константиновна. Священная корова нашей компании. Непонятно за какие заслуги ей прощались её чудачества. Она была белым пятном политики компании, так как свято соблюдала Трудовой Кодекс и не позволяла ни секунды оставаться на рабочем месте после семнадцати ноль-ноль. Она не признавала переработки и неоплачиваемый выход на работу в выходной день. При этом безбожно опаздывала каждый день и при этом ещё минут на пятнадцать закрывалась в туалете завить свои последние три оставшиеся волосинки на советскую плойку. Никто ни мог, придя на работу попасть в туалет помыть руки, пока Маргарита не совершит свой утренний ритуал.
     Меня спасала общением молодая и красивая Алёна. Товарный аналитик, она занималась своим делом,  никуда не лезла, но была весела, адекватна, всегда умела найти нужное слово, не смотря на свой молодой возраст. Двумя словами она успокаивала меня, когда уже хотелось плакать от усталости.
   Организм не только мой, но и многих не выдерживал чудовищной нагрузки. Народ болел массово, но ходил на работу. Не хватало людей, но руководство на всем экономило и на нас в первую очередь. Нет, тем, кто работал, хорошо платили, но система штрафов была поставлена на поток, а увольняли на раз-два-три. База после восьми вечера была похожа на Зомбиленд. Люди ходили вымученные с красными глазами, кашляющие и голодные. Руководство открыто заявляло, что никого не держит.
    Я приходила домой каждый день в десятом часу вечера. Простуда, или вирус разрастался в организме, окончательно лишая сил.  Выходные ждала как праздник, а приближающийся Новый год, как спасение. Хотя было объявлено, что в любой момент всех могут вызвать, и чтобы никто никуда не уезжал.
    Очень хотелось уйти, но опыт поиска работы в кризис, останавливал. Можно сидеть дома, но денег это, к сожалению не приносит. К тому же Николя бросил работу, когда его попытались оштрафовать за ерунду. Ему гордость не позволила унижаться на рабочем месте. Димочка не работал, хотя и пропускал занятия. Да, он еще и исхитрился потерять очередной раз ключи и сидел дома, под предлогом, что не может выйти из дома.
    Ни у Николя, ни у Димы не было наличных, чтобы оплатить изготовление новой пары ключей, и я вырвалась с работы в семь вечера, чтобы успеть в ближайший торговый центр, где есть мастерская.

                5

    Наверно, мне было бы тяжело, если не мой жизненный опыт. Но я не хочу, ни вспоминать тяжелое прошлое, ни знать своё будущее, так как мне не нравится моё настоящее. У меня кризис среднего возраста, кризис отношений, кризис отцов и детей, да и просто кризис вокруг меня. Я иду по безлюдному парку, иду быстро, чтобы успеть до закрытия мастерской сделать ключи своему взрослому сыну, который не может проследить сам за собой, а бывшему мужу не хватает ни сил, ни желания обустроить свою собственную жизнь. Ему по прежнему нужна нянька.
   Я забежала в Торговый центр около восьми вечера и бросилась искать мастерскую. Охранник указал на второй этаж. Я пробегала вдоль стеклянных стен магазинчиков, в которых не было ни одного покупателя. Продавцы смотрели с надеждой на меня, но я не давала им не малейшего шанса.
   Звучала музыка. Рядом с одним из павильонов, на банкетках сидели женщины ожидающие кого-то. Я повернула голову в ту же сторону.
  В открывшемся танцевальном зале шел урок танцев. Вокруг колонны танцевали пары. Вальс. Один молодой человек самозабвенно кружил невидимую даму. Он был очень увлечен, и по лицу было видно, как он счастлив. Мальчики и девочки в красивых позах вальсировали, а мамы и бабушки их терпеливо ожидали. Вот тебе и кризис, подумала я. А вот люди, которые находят время, деньги и желание жить. Кризис, по сути  в нас же самих. Кризис, там, где ничего не делается, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
   Я пошла дальше. Мне нужно было сделать ключи – символ входа в новую жизнь. Снова знаки. Я всегда верила в знаки.