Болеро. Морис Равель

Галя Елохина
  Кто из нас не знает, не слышал "Болеро" Равеля? Испанский танец, написанный парижанином Морисом Равелем? Как это получилось?

   Морис Равель родился 7 марта 1875 года в небольшом городке Сибур, расположенном  на Атлантическом побережье крайнего юго-запада Франции, недалеко от франко-испанской границы. С семи лет начал обучаться игре на фортепиано, а с 12 лет – гармонии с профессором Парижской консерватории Шарлем Рене. В 14 лет Равель поступил в "класс начальной игры на фортепиано" Парижской консерватории. Выступая на одном из экзаменов, был удостоен медали, что было редкостью. Продолжил  обучение в консерватории на "курсах высшей школы игры на фортепиано". Его первые сочинения – неизданные - относятся к 1893 году. Равель ищет необычные звукосочетания, интересные решения гармонических задач. С 1897 года он занимается в классе контрапункта профессора Андре Жедальже (1856-1926) и  в классе композиции  популярнейшего французского композитора Габриеля Форе (1845-1924). "Прежде чем заниматься риторикой, надо знать грамматику", - внушал впоследствии своим ученикам Равель.

   В тридцать лет Равель покидает консерваторию и уезжает из Парижа: совершает морскую прогулку в Голландию. По возвращению поселяется в предместье Парижа Левалуа-Пере и полностью погружается в работу: создаёт цикл из пяти фортепианных пьес, акварельных зарисовок, под общим названием «Отражения»:
  - «Ночные бабочки»,
  - «Грустные птицы»,
  - «Лодка в океане»,
  -  «Альборада», или "Утренняя серенада шута» (Альборада – исп. alborada – песнь пастухов в честь восходящего солнца),
  - «Долина звонов».
   Уже в  пьесе «Альборада» по ритму и энергетике  чувствуется связь с испанским народным танцем. «Отражения» явились свидетельством сложившегося мастерства Равеля в фортепианном искусстве.
   Настоящим прорывом в сочинении симфонической музыки стала «Испанская рапсодия». Первое исполнение «Рапсодии» состоялось 28 марта 1908 года.
   В ней  четыре части: 
- «Ночная прелюдия»,
- «Малагенья» - испанский народный танец,
- «Хабанера» - танец, восходящий к европейскому контрдансу,
- Feria – кульминация испанского праздника.

   «Хабанера» написана Равелем ещё в 1895 году - его первое сочинение, навеянное образами испанской народной поэзии. «Испанская рапсодия» была предвестником «Болеро». Но до него было ещё далеко. Вслед за «Рапсодией» были написаны три балета, одноактная опера, вокальные и фортепианные произведения, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.
   А впереди была война.

   Равель принимает решение отправиться добровольцем в действующую армию (в 39 лет!), но не получает разрешения медицинской комиссии. После продолжительных мытарств он, наконец, устраивается на работу в госпиталь. «Уже в течение нескольких недель я ухаживаю за ранеными, - сообщает он в октябре 1915 года. - Как много надо сделать, чтобы помочь сорока больным в течение только одной ночи!». Затем он трудится на военном аэродроме, в марте 1916 года уезжает на фронт водителем грузового автомобиля. Описывая в одном из писем ужасы войны, он констатирует: «А  ведь я человек мирный и никогда не был храбрецом…». Весной 1917 года после тяжёлой болезни и перенесённой операции он был демобилизован по состоянию здоровья.

   Возвратившись в Париж, он приступает к работе над фортепианной сюитой «Гробница Куперена» (1914-1917),  напоминающей о знаменитых ordres (сюитах) «короля клавесина» Куперена. Сама форма Tombeau (Гробница) восходит к XVIII веку. Этим словом обозначалась «серия пьес, посвященных покойному учителю либо другу». У Равеля каждая из шести пьес была посвящена памяти одного из друзей, погибших за родину.

   После завершения работы над "Гробницей" Равель по совету врачей уезжает в Швейцарию, местечко Межев. «Вы не можете себе представить, – жалуется он в письме, – насколько я одинок… всё бы ничего, если бы я мог спать – лекарства на меня не действуют…». Покинув Швейцарию, он приезжает к брату в Сен-Клу, недалеко от Парижа. Теперь он работает над симфонической поэмой «Вальс» («Хореографический вальс») для балета по заказу С.П.Дягилева. Такое назначение произведения, как и позднее написанное «Болеро», оказалось условным. Как выразился Дягилев после прослушивания "Вальса": "Это шедевр... но это не балет..."."Вальс" - симфоническое полотно, по выражению Равеля, «апофеоз венского  вальса… с ощущением фантастичного и фатального вихря».
    В двадцатых годах Равель написал три сонаты,  «Цыганскую рапсодию», оперу «Ребёнок среди чудес», несколько вокальных произведений.

    В начале 1928 года композитор отправляется  в далёкое путешествие в США и Канаду. Около четырёх месяцев продолжалось «сумасшедшее турне»: переезды из одного города в другой, банкеты, интервью и, конечно, выступления.

     А вот и «Болеро»! Возвратившись в Париж, вернее в свою «Бельведерку» в дачной местности Монфор-Ламори в пятидесяти километрах от города, Равель сочиняет «Болеро». Популярнейший танец в Испании - скользящий, на фоне щелчков кастаньет - развернулся в монументальное симфоническое полотно. Успех "Болеро" был ошеломляющим. Равеля на концертах встречали бурными овациями. Этот успех закрепил за ним репутацию крупнейшего композитора Франции.

    В 1929-1931 годах он одновременно пишет сразу два фортепианных концерта, контрастных по настроению. Это концерт, посвящённый пианистке Маргарите Лонг, и концерт для одной левой руки для пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку. Оба концерта неоднократно были исполнены обоими пианистами.
    Жизнь Мориса Равеля постепенно угасала: в конце 1932 года при столкновении его автомобиля со встречной машиной он получил сотрясение головного мозга, что крайне усугубило его и без того болезненное состояние. Не теряя рассудка, он постепенно становился обездвиженным.

    «Я пью за жизнь!» – восклицает Дон Кихот в «Застольной  песне» из цикла «Песни Дон Кихота к Дульцинее» (1932), последнего произведения композитора. Будто сам Равель поднимает тост за всё прекрасное, что оставляет в жизни.
     28 декабря 1937 года его не стало.



Использованная литература:
Г. Цыпин. Морис Равель. Музгиз, Москва. 1959.
Франсис Пуленк. Я и мои друзья. Изд-во "Музыка", Ленинград. 1977